Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика кадровой деятельности ФТС РФ, нормативно - правовая основа и технология управления в таможенном органе




Направления и основные показатели деятельности Федеральной таможенной службы РФ на 2009-2015 года

Стратегические цели и тактические задачи заключают в себе основные направления деятельности Федеральной таможенной службы, позволяют создать условия и максимизировать эффективность управления выделенными бюджетными средствами.

В 2009 году деятельность Федеральной таможенной службы была сильно затруднена в связи со сложными условиями экономической ситуации, основным определяющим фактором которой являлось влияние мирового финансового кризиса на объемы внешнеторгового оборота (снижение количественных показателей), уменьшение поступления средств в федеральный бюджет, а также ряд других негативных процессов.

В условиях ограниченных ресурсных возможностей необходимо было осуществлять проведение масштабных мероприятий по реформированию и модернизации таможенной службы с целью приведения ее в соответствие международным стандартам и требованиям инновационного и поступательного развития государства.

Анализ итогов работы ФТС России в 2009 году дает основание считать, что задачи, поставленные перед таможенными органами в данном году Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, в основном выполнены, отмечен рост показателей по большинству направлений, заложен потенциал для будущего развития.

Главным событием 2009 года стало решение о создании Таможенного Союза России, Белоруссии и Казахстана, в подготовке основополагающих документов которого ФТС России принимала непосредственное участие. Особое внимание уделялось двум проблемам: сближению норм таможенного законодательства и развитию информационно-технических систем, позволяющих таможенным администрациям производить обмен данными.

На заседании Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств 27 ноября 2009 года принят Таможенный кодекс Таможенного Союза, разработанный с учетом позиции ФТС России. Утверждены Единый таможенный тариф Таможенного Союза и Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами.

Совместно с таможенными службами Белоруссии и Казахстана разработаны планы мероприятий по переносу согласованных видов государственного контроля с соответствующих участков государственной границы Российской Федерации на внешнюю границу Таможенного Союза.

Безусловно данное событие стало важнейшим в 2010 году. Начало функционирования Таможенного Союза потребовало создания нормативной правовой базы Таможенного Союза, внесения изменений в законодательство и нормативные правовые акты Российской Федерации в области таможенного дела и обеспечения оптимальных условий для их реализации.

В сжатые сроки была проведена подготовка ряда международных соглашений, решений Комиссии Таможенного Союза и соответствующих проектов постановлений Правительства Российской Федерации. Практически была сформирована договорно-правовая база Таможенного Союза.

С 1 июля 2010 года вступил в силу основополагающий документ, регулирующий таможенные правоотношения в Таможенном Союзе – Таможенный Кодекс Таможенного союза (ТК ТС).

29 декабря 2010 года вступил в силу Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации», разработанный с учетом современных тенденций развития таможенного дела.

Унифицированы нормы, регламентирующие перемещение товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита. Организовано информационное взаимодействие таможенных органов государств – членов Таможенного Союза при контроле за таможенным транзитом.

Благодаря правильной организации деятельности таможенных органов в новых условиях удалось обеспечить беспрепятственное перемещение товаров в рамках взаимной торговли и выполнение законодательства Таможенного Союза в полном объеме.

Проводилась работа по совершенствованию организации ведения и практического применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного Союза (ТН ВЭД ТС) и Единого таможенного тарифа Таможенного Союза (ЕТТ ТС). Продолжалось создание единой системы управления рисками, в том числе в части контроля таможенной стоимости товаров.

В условиях применения нового механизма распределения ввозных таможенных пошлин между государствами – членами Таможенного Союза объем перечисленных таможенных платежей составил более половины доходной части федерального бюджета.

Продолжался процесс реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации.

Прошло завершающую стадию согласования в федеральных органах исполнительной власти проект концепции федеральной целевой программы «Таможня на границе (2011 – 2020 годы)».

Был разработан проект стратегии Федеральной таможенной службы до 2020 года, представляющий собой систему долговременных целевых установок и приоритетов, определяющих основные направления устойчивого поэтапного развития таможенных органов Российской Федерации и совершенствования их деятельности в интересах обеспечения эффективного экономического развития Российской Федерации. А также ведется формирование детального и межведомственного планов реализации стратегии и системы её администрирования.

Была продолжена работа по внедрению в деятельность Федеральной таможенной службы программно-целевого метода бюджетного планирования, ориентированного на достижение конкретных результатов, предполагающего концентрацию ресурсов, необходимых для достижения целей и решения задач в рамках федеральных и ведомственных целевых программ.

В Федеральной таможенной службе в 2010 году исполнялось шесть ведомственных и одна федеральная целевая программа. Началась работа, связанная с переходом к новой бюджетной классификации, ориентированной на программную структуру расходов бюджетной системы Российской Федерации, и к программно-целевому принципу организации деятельности.

В 2011 году усилия ФТС России сконцентрированы на создании благоприятных условий для эффективного функционирования Таможенного Союза, обеспечении интересов государства в сфере внешней торговли, оказании эффективного противодействия угрозам безопасности Российской Федерации, решении стоящих перед страной социально-экономических задач, регулировании внешнеэкономической деятельности.

В условиях участия в Таможенном Союзе принимаются целенаправленные меры по совершенствованию таможенного регулирования, развитию таможенной инфраструктуры, повышению уровня информационно-технического обеспечения таможенных органов, по усилению правоохранительной и антикоррупционной деятельности, укреплению потенциала международного сотрудничества, а также обеспечению совершенствования методологической и технологической базы таможенного дела для дальнейшего институционального развития таможенной службы.

Общественно–экономической эффективностью деятельности Федеральной таможенной службы является выполнение задания Правительства Российской Федерации по взиманию таможенных платежей и перечислению их в доходную часть федерального бюджета.

Например, в 2009 году в доход федерального бюджета было перечислено 3,52 трлн. рублей, что составило 101,4 % от установленного планового задания, а в 2010 году данная цифра достигла 4,33 трлн. рублей, что на 810 млрд. рублей больше, чем в предыдущем году, что составило 105, 7% от установленного плана. На 2011 год данная цифра еще не высчитана, но согласно Федеральному закону от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" бюджетный доход составит 9,503 трлн. рублей, что на 517, 3 млрд. рублей больше, чем в 2010 году. При этом чуть менее половины всех доходов в 2011 году - это нефтегазовые поступления.Но можно рассчитать сборы Федеральной таможенной службы на октябрь 2011 года, данная цифра составила 580 млрд. рублей против 374 млрд. рублей годом ранее. За десять месяцев 2011 года служба перечислила в федеральный бюджет 4,74 трлн. рублей, что на 39% больше, чем за январь—октябрь 2010 года, когда было привлечено 3,42 трлн. рублей [6].

По данным таможенной статистики внешнеторговый оборот России в 2010 году составил 625,4 млрд. долларов США и по сравнению с 469 млрд. долларов США в 2009 году увеличился на 33,3%, в том числе экспорт – 396, 4 млрд. долларов США в 2010 году против 301,6 млрд. долларов США в 2009 году (рост на 31,4%), импорт в 2010 году составил 229 млрд. долларов США против 167,4 млрд. долларов США в 2009 году (рост на 36,9%) (Приложение 1).

Cальдо торгового баланса в 2010 году составило 167,4 млрд. долларов США, что на 33,2 млрд. долларов США больше, чем в 2009 году.

По данным таможенной статистики в январе-августе 2011 года внешнеторговый оборот России составил 526,4 млрд.долларов США и по сравнению с январем-августом 2010 года возрос на 35,5%, в том числе, со странами дальнего зарубежья – 447,0 млрд.долларов США (рост на 34,6%), со странами СНГ – 79,4 млрд.долларов США (рост на 40,8%) (Приложение 7).

Сальдо торгового баланса сложилось положительное в размере 137,2 млрд. долларов США, что на 21,5 млрд. долларов США больше, чем в январе-августе 2010 года. При этом в торговле со странами дальнего зарубежья сальдо равнялось 116,1 млрд. долларов США (рост на 17,3 млрд. долларов США), со странами СНГ – 21,1 млрд. долл. США (рост на 4,2 млрд. долларов США)[7].

Товарооборот России со странами дальнего зарубежья в 2010 году составил 534,1 млрд. долларов США и по сравнению с 2009 годом увеличился на 33%. Сальдо торгового баланса с этими странами сложилось положительное в размере 139,3 млрд. долларов США (в 2009 году – 109,4 млрд. долларов США).

В общем объеме внешнеторгового оборота Российской Федерации на долю стран дальнего зарубежья в 2010 году приходилось 85,4%, как и в 2009 году, на долю государств – участников СНГ - 14,6%, равно как и в предыдущем году (Приложение 2,3).

Экспорт России в январе-августе 2011 года составил 331,8 млрд. долларов США и по сравнению с январем-августом 2010 года увеличился на 31,6%, в том числе в страны дальнего зарубежья – 281,5 млрд. долларов США (рост на 30,6%), в страны СНГ – 50,3 млрд. долларов США (рост на 47,5%) (Приложение 6).

Увеличение стоимостного объема экспорта в августе 2011 года по сравнению с августом 2010 года было полностью обусловлено ростом средних цен экспортируемых Россией товаров. Индекс средних цен экспорта за этот период составил 136,7%, а индекс его физического объема – 99,4%. Безусловно, лучший вариант увеличения объема экспорта в стране является за счет роста физического объема, а не цен на экспортируемые товары[8].

Основу российского экспорта в январе-августе 2011 года в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 72,8% (в январе-августе 2010 года – 71,1%), стоимостной объем которых увеличился на 33,8%[9].

В товарной структуре экспорта в страны СНГ в январе-августе 2011 года также преобладают топливно-энергетические товары (57,5% от всего экспорта в эти страны), что на 7,0 процентных пунктов больше, чем в январе-августе 2010 года. Стоимостной объем экспорта данной группы товаров увеличился на 23,4%. А вот физические объемы экспорта товаров данной категории, наоборот, снизились.

Импорт России в январе-августе 2011 года составил 194,6 млрд. долларов США и по сравнению с январем-августом 2010 года увеличился на 42,6%, в том числе из стран дальнего зарубежья -165,5 млрд. долларов США (рост на 41,8%), из стран СНГ - 29,1 млрд. долларов США (рост на 47,5%). (Приложение 5)

Увеличение стоимости российского импорта в августе 2011 года по сравнению с августом 2010 года было обусловлено как ростом физического объема, индекс которого составил 122,3%, так и ростом средних цен импортируемых товаров, индекс которых составил к августу 2010 года 110,7% (Приложение 4).

В страновой структуре внешней торговли России особое место занимает Европейский Союз, как крупнейший экономический партнер страны. На его долю в январе-августе 2011 года приходилось 48,4%, а в январе-августе 2010 года – 49,4% российского товарооборота (снижение на 1%). На страны СНГ в январе-августе 2011 года приходилось 15,1% (рост на 0,6%) российского товарооборота (в январе-августе 2010 года – 14,5%), на страны ЕврАзЭС – 8,1% (8,0%, рост на 0,1%), на страны АТЭС – 23,7% (22,5%, рост на 1,2%). Доля стран Таможенного союза в российском товарообороте в январе-августе 2011 года составила 7,3%. Основными торговыми партнерами России в январе-августе 2011 года среди стран дальнего зарубежья: Китай, товарооборот с которым составил 52,9 млрд.долларов США (147,3% к январю-августу 2010 года), Германия – 45,6 млрд.долл. США (144,1%), Нидерланды – 43,4 млрд.долл. США (116,5%), Италия – 28,3 млрд.долл.США (119,8%), Франция – 20,0 млрд.долл. США (144,2%), Турция – 20,0 млрд.долл.США (124,2%), США – 19,1 млрд.долл.США (136,9%), Япония – 18,9 млрд.долл.США (139,2%), Польша – 17,4 млрд.долл.США (130,9%), Республика Корея – 16,2 млрд.долл.США (145,5%).

Согласно результатам, достигнутым ФТС России в 2009-2011 годах, можно сказать, что оно является достаточно эффективным и динамично развивающимся государственным институтом, позитивно влияющим на экономику России. Конечно, остаются вопросы технического оснащения таможен и внедрения более совершенных (инновационных) технологий, а также консолидации таможенных законодательств и таможенных тарифов стран членов Таможенного союза.

В таможенных органах в настоящее время работают сотрудники, федеральные государственные гражданские служащие (далее – ФГГС) и работники бюджетной сферы.

Количество должностей сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников бюджетной сферы в таможенной системе в целом определяется Правительством РФ, а в таможенных органах, организациях, учреждениях и предприятиях, подведомственных ФТС – руководителем Федеральной таможенной службы.

Последней редакцией Постановления Правительства РФ от 21.08.2004 № 429[10] была установлена предельная численность:

1) работников центрального аппарата ФТС в количестве 1879 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий), в том числе сотрудников - в количестве 828 единиц;

2) работников РТУ, таможен, таможенных постов, организаций, находящихся в ведении Службы (без персонала по охране и обслуживанию зданий):

- с 1 января 2009 г. – в количестве 64985 единиц, в том числе сотрудников – в количестве 17382 единиц;

- с 1 января 2010 г. – в количестве 65721 единицы, в том числе сотрудников – в количестве 16612 единиц;

3) работников представительств (представителей) таможенной службы РФ за рубежом:

- с 1 января 2009 г. – в количестве 109 единиц, в том числе сотрудников

– в количестве 20 единиц, федеральных государственных гражданских служащих – в количестве 57 единиц и обслуживающего персонала – в количестве 32 единиц;

- с 1 января 2010 г. – в количестве 114 единиц, в том числе сотрудников, которым присваиваются специальные звания, - в количестве 23 единиц, федеральных государственных гражданских служащих - в количестве 59 единиц и обслуживающего персонала – в количестве 32 единиц.

Сложив указанные выше данные о численности работающих в системе таможенных органов в настоящее время, получим общее значение 66973 единицы.

Однако по данным ФТС численность штатная численность должностных лиц и работников таможенных органов в 2008 году составила 73 673 единицы, в том числе:

- сотрудников – 18 688 единиц (15%);

- федеральных государственных гражданских служащих – 43 689 (60%);

- работников – 11 296 (15%);

фактическая численность достигла 65 984 человек[11].

Прохождение службы сотрудниками таможенных органов регламентируется Федеральным законом от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах»; федеральными государственными гражданскими служащими – Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Деятельность работников таможенных органов регламентируется Трудовым кодексом РФ (Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ).

Должностными лицами таможенных органов РФ являются граждане, занимающие должности в указанных органах, которым в установленном порядке присвоены специальные звания (сотрудники) или классные чины (федеральные государственные гражданские служащие). И сотрудники и ФГГС являются также государственными служащими, так как служба в таможенных органах в соответствии с Федеральным законом № 114-ФЗ (см. выше) является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации. Работники таможенных органов не являются должностными лицами таможенных органов и государственными служащими, но входят в состав работающих таможенных органов.

Взаимосвязь между видами государственной службы обеспечивается системой принципов организации службы в таможенных органах посредством:

- соотносительности основных условий прохождения службы и размеров оплаты труда;

- основных государственных социальных гарантий, установления ограничений и обязательств;

-учета стажа правоохранительной службы в стаже государственной гражданской и наоборот;

- профессиональной учебы, обеспечения всех государственных служащих таможенных органов форменной одеждой и т.д.

Однако существует и целый ряд особенностей, присущих каждому из видов государственной службы в таможенных органах, начиная от порядка поступления на службу, порядка и сроков прохождения испытания, порядка и оснований замещения государственных должностей, организации работы по присвоению специальных званий и классных чинов, проведения аттестации и заканчивая предельными сроками нахождения на службе и пенсионным обеспечением.

При поступлении на службу в таможенные органы и при ее прохождении действуют ограничения, которые сформулированы по-разному у сотрудников и ФГГС[12]. Отличается предельный возраст пребывания на службе в таможенных органах в качестве сотрудника и ФГГС[13]. По-разному сформулированы квалификационные требования для сотрудников и ФГГС.

Поступление на службу сотрудников осуществляется, как правило, по результатам прохождения испытания, а федерального государственного гражданского служащего – по результатам конкурса. Сотрудники заключают контракт, федеральные государственные гражданские служащие – служебный контракт, а работники – трудовой договор, при этом контракты у сотрудников только срочные, а у ФГГС срочные контракты могут быть только у должностей категории руководители и помощники.

Профессиональная служебная деятельность сотрудника осуществляется в соответствии с должностной инструкцией, ФГГС – с должностным регламентом. Режим служебного времени сотрудников регулируется правилами внутреннего распорядка, режим служебного времени ФГГС - служебным распорядком, режим рабочего времени работников - правилами внутреннего трудового распорядка.

Сотрудникам очередное специальное звания присваивается по выслуге лет незамедлительно по представлению начальника таможенного органа, а федеральным государственным гражданским служащим классный чин присваивается после успешной сдачи квалификационного экзамена.

Различны сроки и порядок прохождения аттестации у сотрудников и ФГГС, виды отпусков и их продолжительность, порядок оплаты труда.

Определенные трудности при организации кадровой работы в таможенных органах вызывает отсутствие подзаконных нормативных актов, необходимых для реализации Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», что приводит к сложностям применения его отдельных положений на практике. Ввиду отсутствия некоторых конкретизирующих норм отдельные общие нормы указанного закона еще не стали нормами прямого действия. Так, например, необходимы нормативно-правовые акты о включении гражданского служащего в кадровый резерв государственного органа; об образовании комиссии государственного органа по служебным спорам и ряд других. В связи с отсутствием Положения о кадровом резерве на гражданской службе, которое должно быть утверждено Президентом Российской Федерации, заполнение вакансий должностей государственной гражданской службы затруднено и требует большого количества времени, что недопустимо в подразделениях, имеющих небольшую штатную численность. Отсутствует перечень должностей гражданской службы, исполнение обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, что приводит к противоречиям между статьей 22 Федерального закона № 79-ФЗ и Методическими рекомендациями, утвержденными приказом ФТС России от 08.09.2006 № 858[14]. Из-за отсутствия табеля соответствия между классными чинами и званиями невозможно присвоить классные чины (звания) с учетом ранее имевшихся гражданским служащим (сотрудникам) при переводе их с одного вида государственной службы на другой. Дифференциация правового положения государственных служащих таможенных органов на виды и категории приводит к разделению личного состава и усложняет действие принципа единства таможенной службы, усложняет комплектование таможенных органов профессиональными кадрами, создает напряженную морально-психологическую обстановку в таможенных органах.

Решение обозначенных выше проблем на уровне ФТС России позволило бы улучшить качество работы кадровых подразделений и повысить эффективность выполнения стоящих перед таможней задач.

В системе таможенных органов РФ происходит достаточно много изменений. В последнее время характерны процессы реорганизации таможен путем их объединения (например, в 2008 году три таможни в Калининградской области были объединены в одну, аналогично – в республике Карелия; ожидается объединение двух таможен в Санкт-Петербурге). Данные процессы сопровождаются дополнительной нагрузкой на кадровые подразделения таможенных органов, что усугубляется различиями во многих процедурах между сотрудниками и ФГГС; не всегда соблюдаются гарантии, которые должны предоставляться государственным служащим.

Реализация «Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к госгранице» (далее – Концепция), будет сопровождаться дополнительными сложностями в связи с неоднородностью кадрового состава таможенных органов. С конца 2010 года ФТС понадобится 77 миллиардов рублей на строительство таможенных объектов вблизи границы и перевод на новое место службы 3,5 тысяч таможенников[15].

Не решен вопрос о том, как привлечь кадры на работу в будущих таможенных терминалах, которые будут удалены от крупных городов.

Однако в связи с тем, что возникли сложности с финансированием данной Концепции (ФТС не сможет самостоятельно профинансировать перенос таможенного оформления в приграничные районы, а в бюджете на очередной финансовый год выделение средств на эти цели не предусмотрено), пока этот вопрос стоит не слишком остро.

Нормативно-правовой основой управленческой деятельности являются следующие документы: Таможенный кодекс РФ, закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации», положение о ФТС России, положение о РТУ, положение о таможне, положение о структурных и функциональных подразделениях, правовые акты трудового, административного, уголовного и других законодательств. Они устанавливают иерархическую структуру управления и руководства, определяют характер и содержание взаимоотношений объектов и субъектов управления.

К нормативно-регламентирующим документам относятся: типовые тарифно-квалификационные требования, положения о руководителях различных уровней, должностной регламент, нормативы численности, времени труда и отдыха, правила внутреннего распорядка, регламентация определенных технологических операций и работы с документами. Данные документы четко разграничивают права, обязанности и ответственность руководителей и подчиненных с учетом особенностей их деятельности и в соответствии с занимаемой должностью.

В технологию управления входят должностной регламент и аттестация сотрудников таможенных органов.

Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом (ч. 1 ст. 47 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2004. № 79-ФЗ «О государ­ственной гражданской службе Российской Федерации»)[16].

Должностной регламент - акт, издаваемый для регулирования профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, утверждаемый представителем нанимателя и являющийся составной частью административного регламента таможенного органа.

Должностной регламент является основным организационно-нормативным документом, регламентирующим содержание и результаты деятельности государственного гражданского служащего таможенного органа при осуществлении им профессиональной деятельности согласно занимаемой должности. Он разрабатывается исходя из задач и функ­ций, возложенных на конкретный таможенный орган, в соответствии с его штатным расписанием на основании требований Федерального закона, Трудового кодекса Российской Федерации, Таможенного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27.05.2003 № 58 - ФЗ«Осистеме государственной службы Российской Федерации», правовых актов ФТС России.

Должностной регламент составляется по каждой должности гражданской службы таможенного органа и носит обезличенный характер.

При заключении служебного контракта, перемещении на другую долж­ность, а также при временном исполнении обязанностей иной должности гражданский служащий таможенного органа обязан ознакомиться с должностным регламентом по соответствующей должности гражданской службы под роспись.

Целями разработки должностных регламентов государственных гражданских служащих являются:

· создание организационно-нормативной основы служебной деятельности гражданских служащих;

· повышение ответственности гражданских служащих за результаты их служебной деятельности, осуществляе­мой на основании служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должностей государственной гражданской службы РФ;

· обеспечение объективности при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении гражданского служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении гражданского служащего.

Для определения соответствия сотрудника занимаемой должности, уровня профессиональной подготовки сотрудников таможенных органов, объективной оценки служебной и профессиональной деятельности сотрудника, используют аттестацию сотрудников таможенных органов.

Очередная аттестация сотрудников таможенных органов Российской Федерации при рассмотрении вопроса о соответствии занимаемой должности проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года. Досрочная аттестация сотрудника может быть проведена на основании приказа начальника таможенного органа по согласованию с начальником выше­стоящего таможенного органа.

В работе кадровых служб и руководстве персоналом сложились такие виды технологий управления[17]:

- многозвенные - последовательное выполнение серий взаимосвязанных задач, требующих принятия управленческих решений на каждом этапе трудовой деятельности работника (прием, подготовка, адаптация, передвижение, увольнение).

- посреднические - оказание услуг одних звеньев управления другим в решении конкретных задач (например, взаимодействие кадровой службы с руководителями структурных подразделений по вопросам подбора, оценки, аттестации кадров, расстановки, поощрения и т. п.)

- индивидуальные - конкретное применение мер, приемов, средств и методов мотивации (воздействия), направленных на управление поведением сотрудников в процессе производственной деятельности, регулирование межличностных отношений и т. п.

- прямого воздействия - воздействие непосредственно на конкретного работника (коллектив, группу, смену).

- косвенного воздействия - воздействие на внутренние и внешние факторы, способствующие или влияющие на процесс труда.

Особое внимание в технологии управления персоналом в таможенных органах уделяется принципу сменяемости, который включает следующие смещения:

1) внутриорганизационные - обусловленные потребностями функциональной деятельности (изменение социальных и технико-экономических условий работы, приобретение большего опыта, освоение смежной специальности и т. п.);

2) внутрипрофессиональные (квалификационные) - переход к более квалифицированной работе в одном и том же подразделении;

3) межпрофессиональные - овладение другой профессией, совмещение профессий или, наоборот, выделение более узкого, но равнозначного или более значимого участка;

4) междолжностные - повышение в должности подобно, расширение или усложнение выполняемых функций без изменения места работы;

5) ротация - изменение характера или места деятельности, расширение функций, кадровое выдвижение из резерва и т. п.

К этапам и стадиям процесса управления персоналом относят:

§ планирование: определение целей, выбор средств их достижения, моделирование, прогнозирование.

§ организация: подбор, комплектование, профотбор, контракт, расстановка, профучеба, повышение квалификации, совершенствование организации труда, улучшение условий трудовой деятельности.

§ регулирование: изменение численности, перестановка, ротация, выдвижение, разрешение конфликтных ситуаций.

§ контроль: численности, соответствия занимаемой должности, исполнительской дисциплины.

§ учет: информации обо всех кадровых изменениях, отчетности по кадрам (государственной и внутренней), социально-психологического состояния в коллективе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 1163; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.085 сек.