Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема лекции №11: реальный субтрактивный синтез




В цветной фотографии и при полиграфическом воспроизведении цветных оригиналов используется субтрактивный синтез. В полиграфии он осложнен прерывистостью частичных изображений (их растровым характером).

Реальные краски поглощают в той или иной степени по всему спектру. В практике могут использоваться комплекты красок, несколько различающиеся по спектральному распределению их поглощения и другим оптическим свойствам. Комплекты красок называются триадами.

Распространение кривых на весь спектр означает, что реальные краски поглощают не только в тех зонах, где они, по смыслу субтрактивного синтеза, должны управлять излучениями, но и в тех зонах, где управлять не должны. Поглощение в зоне, регулируемой данной краской, например, если она желтая, в синей зоне, называется полезным. Поглощение в других зонах – вредным.

В результате корректуры цветной тон фона репродукции становится весьма близким к цветовому тону фона оригинала, насыщенность также улучшается.

В технике корректура проводится на цветоделенных негативах путем увеличения оптической плотности корректируемого участка.

Существуют два способа ее осуществления. Первый состоит в том, что оптическую плотность соответствующего участка негатива увеличивают путем нанесения на него краски. Это делает опытный ретушер, пользуясь анилиновым красителем или, если ретушируются мелкие участки, карандашом. Процесс называется ручной цветокорректирующей ретушью.

Ретушь ( франц. retouche ), исправление изображений (рисунков, фотоснимков и т.д.) прорисовкой их карандашами или красками, выскабливанием отдельных участков или химической обработкой (травлением эмульсии фотографического слоя). В полиграфии применяется для подготовки оригиналов и исправления негативов и диапозитивов, предназначается для фотомеханического изготовления печатных форм.

Задача цветокорректирующей ретуши состоит в таком изменении оптических плотностей цветоделенных негативов, которое дает возможность получить реальными красками – сине-голубой, красно-пурпурной и желтой – тот же результат, который достигается использованием строго зональных (идеальных) красок. Если, например, нужно получить красный цвет, то следует наложить пурпурную краску на желтую. Если бы краски были идеальными, то требуемый цвет получился бы в результате наложения их равных количеств. А если пурпурная реальна, то желтый пришлось бы взять меньше, потому что пурпурная берет на ее функцию: поглощает в синей зоне (иначе, она красновата). Соответственно этому ретушер увеличивает плотность участков синефильтрового («желтого») негатива, изображающих красные участки оригинала.

Второй способ. С негатива, на котором выделена краска, имеющая вредное поглощение в той зоне, по которой исправляется корректируемый негатив, делают слабый диапозитив. На диапозитиве, сделанном с него, получится темный квадрат, расположенный на прозрачном фоне. Такой диапозитив называется цветокорректирующей массой. Ее совмещение с исправляемым (желтым) негативом приводит к требуемому увеличению оптической плотности изображения детали и тем самым – к уменьшению количества выделенной краски.

Физический смысл операции состоит в следующем. Вредное изображение возникает из-за поглощения пурпурной краски в синей зоне, которой должна управлять только желтая. Наложением пурпурного диапозитива, имеющего заранее рассчитанный контраст, достигается прибавление к плотности негатива как раз такой, которая нужна для компенсации вредного поглощения пурпурной краски в синей зоне. Процесс называется цветокорректирующим (или цветоделительным) маскированием.

Наибольшее значение имеет светорассеяние в красочном слое. Отклонения от закона Бугера–Ламберта–Бера связаны со светорассеянием в красочном слое. Сущность явления ясна из рисунка 11.1, где упрощенно

 

Рисунок 11.1. Рассеяние света в красочном слое: I – краска; II– бумага

 

показан разрез слоя полиграфической краски, наложенного на бумагу. Такая краска представляет собой взвесь частиц пигмента в связующем. Свет окрашивается, проходя через частицы пигмента, которые выполняют роль светофильтров. Они работают не только на пропускание, но и на отражение, имея иной показатель преломления, чем связующее.

Рассмотрим картину окрашивания и рассеяния излучения. Направим на покрытую краской бумагу световой пучок 1. Его составляющие 2 и 3 отражаются соответственно от поверхности красочного слоя и поверхности пигмента а. Поэтому они не окрашены. От внутренней поверхности указанной частицы отражается составляющая 4, которая в результате прохождения через пигмент приобретает слабую окраску. Составляющие 5 и 6 окрашены лучше; они прошли через две (а и б) и через три (а, б и в) частицы.

Следовательно, от красочного слоя, наложенного на бумагу, всегда отражается смесь неокрашенного (поверхность), слабо окрашенных (слои, близкие к поверхности) и хорошо окрашенных излучений. Неокрашенные, а также слабо окрашенные составляющие отраженного излучения снижают насыщенность цвета краски. Таким образом, светорассеяние приводит к снижению насыщенности, Рассеивающие краски также называются мутными, а нерассеивающие – прозрачными.

В цветной фотографии применяются краски, представляющие собой раствор красителя в желатине. В их слоях происходит светорассеяние на мицеллах желатины. Доля рассеянного света в этом случае невелика, и краски считаются нерассеивающими, прозрачными, хотя это верно лишь в первом приближении.

В мутных средах направленный пучок проникает только на некоторую глубину. Его рассеянные составляющие распространяются во все стороны, в том числе и в сторону, с которой пришел пучок, и выходят из верхних уровней красочного слоя. Увеличение толщины слоя сверх той, на которую проникает свет, не приводит к повышению оптической плотности краски.

Цвета наложений рассеивающих сред получаются иными, чем прозрачных.

Сильно рассеивающие краски называются кроющими. Примером служат малярные краски, которые полностью закрывают закрашенную ими поверхность, делая невидимыми, например, пятна на ней. Для субтрактивного синтеза они непригодны.

Число цветов, воспроизводимых реальной триадой, оказывается ограниченным. Оно называется – цветовым охватом триады. Так, красноватые краски не дают возможности воспроизводить чисто-пурпурные цветовые тона, синеватые – чисто-голубые и оранжевые – чисто-желтые. Разбеленность и серость красок ограничивают охват по насыщенности.

Со светорассеянием в красочных слоях связана весьма существенная особенность процесса цветовоспроизведения. Рассеивающие краски не позволяют получить большие оптические плотности даже при их тройном наложении. В связи с этим теневые участки репродукции, синтезированной ими, получаются недостаточно темными. В целом она выглядит осветленной по сравнению с оригиналом. Для устранения этого недостатка на трехкрасочную репродукцию накладывают четвертое частичное изображение – черное. Его градацию рассчитывают так, чтобы краска легла главным образом на темные участки изображения, не загрязняя светлых.

Отрасли техники, использующие прозрачные краски – кинематография, цветная фотография, применяют трехкрасочный синтез, а полиграфия, располагающая мутными, – как правило, четырехкрасочный.

Основная литература: 1[161-177]

Контрольные вопросы:

1 Ретушь

2 Ручная цветокорректирующая ретушь

3 Задача цветокорректирующей ретуши

4 Цветокорректирующая масса

5 Цветокорректирующее (или цветоделительное) маскирование

6 Светорассеяние в красочном слое

7 Кроющие краски

8 Цветовый охват триады

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.