Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема лекции №13: Цветокорректирующее маскирование




Под цветокорректирующим маскированием в широком смысле слова подразумеваются все методы автоматического устранения цветоделительных недостатков. Однако часто этому термину придают более узкий смысл, имея в виду компенсацию вредного изображения соответствующем ему, но обратным по распределению оптических плотностей.

Изображение, закрывающее вредное, называется цветокорректирующей маской. Негатив, с которого ее получают, – масковым, а тот, который она исправляет, – маскируемым.

Оста­новимся кратко на классификации методов маскирования (таблица 13.1).

Известные методы маскирования, как правило, дают воз­можность лишь сильно сократить объем ручной ретуши (до 70—80 %).

 

Таблица 13.1. Классификация методов цветокорректирующего маскирования

Классификационные признаки Классификационные признаки
Способ цветоделения при изготовлении маскового негатива Характер изображения на маске   Способ наложения маски   Объект маскирования Положение маски относительно эмульсионного слоя маскируемого изображения Тип материала маски Перекрестное и параллельное маскирование Маскирование диапозитивом, компенсативом и негативом Контактное и проекционное маскирование Маскирование негатива и ори­гинала Внешнее и внутреннее маскиро­вание Маскирование с применением черно-белых и цветных масок

Контактное маскирование негатива. Перекрестное маскирование. Контактные методы маскирования негатива состоят в том, что маску и исправляемый негатив совмещают по контурам (приводя в контакт) и копируют. В результате этого полу­чается исправленный цветоделенный позитив.

Рассмотренный метод относится к группе, кото­рую, в соответствии с классификационной таблицей, можно отнести к перекрестному контактному маскированию нега­тива внешней черно-белой маской.

Перекрестным называется метод цветокорректирования, состоящий в том, что маски готовятся с основных цветоделенных негативов, а добавочных масковых негативов не требуется.

Название метода условно. Если расположить цветоделен­ные негативы в последовательности ЖГП, то линии, ука­зывающие маски, перекрещиваются:

 

 

Один из возможных путей смягчения отмеченных по­грешностей состоит в повышении коэффициента контраст­ности маскируемого негатива.

Чтобы избавиться от вредных изображений на масках, предла­галось масковые негативы готовить дополнительным фотографирова­нием оригинала через специально подобранный светофильтр. Такой способ маскирования, представляющий собой, в сущности говоря, вариант перекрестного, был назван параллельным мас­кированием, потому что масковые негативы готовятся парал­лельно с основными.

Компенсативное (двухступенчатое) маскирование. При достаточно полном исправлении цветоделения по избытку краски для светлых цветов маски-диапозитивы вносят искажения по недостатку краски на темных участках репродукции. Для устра­нения этой погрешности был разработан метод компенсативного мас­кирования.

Метод основан на следующем принципе. При совмещении цветоделенного негатива с цветоделенным диапозитивом, полученным с другого негатива, те места негатива, на которых выделена соответст­вующая краска (т. е. на пурпурном негативе — пурпурная, на желтом — желтая), остаются прозрачными, а все остальные, включая те, которые изображают черные участки оригинала, закрываются. Та­ким образом, можно выделить изображение, образованное строго од­ной краской, в том числе искажающей. Это выделение происходит без влияния на серую шкалу и темные участки репродукции.

Маска, не имеющая градации по серой шкале, представля­ет собой изображение, оптические плотности которого равны иска­жающим разностям по маскируемому негативу. Она называется компенсативом. Процесс маскирования компенсативом носит название компенсативного или двухступен­чатого. Двухступенчатым он называется потому, что маску готовят не в одну ступень копирования маскового негатива, а в две — путем изготовления диапозитива и затем получения маски.

Процесс осуществляется следующим образом. С исправляемого негатива делают диапозитив, который совмещают с негативом иска­жающей краски. Эту систему копируют, получая компенсатив-маску.

Для маскирования желтого негатива сделанный с него диапози­тив совмещают с пурпурным негативом, и копированием этой систе­мы готовят маску желтого, т; е. диапозитив, на котором выделено строго пурпурное изображение.

Диапозитив, полученный с пурпурного негатива, совмещают с голубым. Копия этой системы (слабый голубой диапозитив) служит маской для пурпурного негатива.

Проекционное маскирование оригинала. Рассмотрим маскирование оригинала сначала на приме­ре проекционных методов, когда для совмещения маски и исправляемого изображения используется оптическое проецирование. Совмещают либо оптическое изображение ори­гинала с маской, либо оптические изображения оригинала и маски. В первом случае оригинал с помощью объектива, экранированного светофильтром, выделяющим данную крас­ку, проецируют на маску, находящуюся в контакте с плен­кой. Контуры оптического изображения и маски должны строго совмещаться (рисунок 13.1). Маской в этом случае слу­жит негатив вредного изображения.

Чтобы понять действие маски, мысленно выделим в оптическом изображении ори­гинала вредное изображение. Так как оптические плотно­сти негатива-маски обратны логарифмам освещенностей, создаваемых вредным изоб­ражением, то оно компенси­руется. Система «негативная маска — вредное оптическое изображение» равномерно снижает освещенность в фо­кальной плоскости объектива, не влияя на градацию полез­ного цветоделенного изоб­ражения.

 

Рисунок 13.1. Проекционное мас­кирование; метод совмещения оптического изображения ори­гинала с маской: / — оригинал; 2 — светофильтр;

3 — маска; 4 — пленка

 

Ю. П. Селиванов предложил оригинальный способ про­екционного маскирования. Особенность процесса состоит в том, что маска создается в эмульсионном слое основного не­гатива, и для ее изготовления не требуется дополнительный светочувствительный материал. Поэтому метод относится к числу наиболее экономичных. Процесс основан на том, что светочувствительность материала можно понизить избира­тельно, например пропорционально оптическим плотно­стям вредного изображения. Для этого, получив видимое изображение, его отбеливают гексацианоферратом (химия процесса рассматривается в курсе теории фотографических процессов). Явление снижения чувствительности в этом слу­чае называется избирательной десенсиби­лизацией.

Маскирование осуществляется следующим образом. Пе­ред цветоделением материал экспонируют от оригинала че­рез светофильтр, выделяющий мешающую краску. Напри­мер, перед выделением желтой экспонируют через зеленый светофильтр. В результате проявления образуется негатив­ное изображение мешающей краски, в нашем примере — пурпурное. Затем его отбеливают. После этого материал ук­репляют в фотоаппарате строго на том же месте, на котором он находился во время первого экспонирования (с помо­щью штифтов, фиксирующих положение), экспонируют от оригинала во второй раз через светофильтр, выделяющий нужную краску. Снижение чувствительности в зависимости от количества пурпурной краски оказывает то же действие, что и негативная пурпур­ная маска. Подавление светочувствительности эквивалент­но снижению освещенности: факторы S и Е можно считать взаимозаместимыми.

Внутреннее маскирование цветного негатива. Получение изображений на цветных материалах. Методы фотомеханической корректуры цветоделения на­шли особенно широкое применение после разработки тeхнологии маскирования цветных диапозитивов – слайдов (англ, slide – диапозитив). Это связано с относительной простотой и доступностью новой технологии.

В цветном фотографическом процессе используются мно­гослойные пленки, в эмульсионные слои которых, наряду с обычными веществами, введены «цветные (цветообразующие) компоненты». Такое название получили органические вещества, которые в результате реакции сочетания с пер­вичными продуктами окисления «цветных» проявляющих ве­ществ (например, диэтилпарафенилендиаминсульфата – ЦПВ-1 или этилоксиэтилпарафенилендиаминсульфата – ЦПВ-2) образуют красители. В обычных (немаскированных) материалах компоненты бесцветны, но по красителям, ко­торые они дадут при проявлении, их называют «желтой», «пурпурной» и «голубой».

Изображение оригинала, полученное в дополнительных цветах, как в рассмотренном случае, называется цвет­ным негативом. Его цвета не строго дополнительны цветам оригинала, потому что красители цветофотографического синтеза, как и полиграфические краски, имеют погло­щение в нескольких зонах спектра. Следовательно, негатив искажен относительно оригинала по цветопередаче. Красители, образующие изображе­ние, несколько ближе по спек­тральным свойствам к идеаль­ным краскам и значительно более прозрачны, чем полиграфические краски. Поэтому цветоделительные искажения проявляются здесь в мень­шей степени, чем при полиграфическом синтезе.

Копированием цветного негатива получают изображение в дополнительных по отношению к нему цветах – цветной позитив или диапозитив. Такой процесс называется нега­тивно-позитивным и для получения цветных слайдов практически не применяется. Это связано, во-пер­вых, с его двухстадийностью, а следовательно, с относи­тельной сложностью, а во-вторых, и это главное, с двойны­ми искажениями цветоделения – в негативе и в позитиве.

Для получения цветных слайдов – полиграфических ори­гиналов – используется процесс с обращением.

Внутреннее маскирование цветных негативов. При внутреннем маскировании корректирующее изобра­жение образуется внутри слоя. Процесс осуществляется на специальных материалах с «внутренней маской». В СНГ та­кие пленки выпускаются под маркой ЦНЛ-65.

На рисунке 13.2 показан пример спектральных кривых красителей цветофотографического синтеза. Они, как и по­лиграфические краски, отличаются по цветовому тону от идеальных, имея не голубой, а зеленовато-голубой, не пур­пурный, а красновато-пурпурный цвета и довольно близкий к идеальному желтый.

Рассмотрим процесс на примере маскирования пурпур­ного изображения. Цвет соответствующего красителя мож­но получить, смешивая чисто-пурпурный (пунктирная кри­вая 1 на рис. 13.2) с небольшим количеством чисто-желто­го (кривая 2) и пренебрежимо малым количеством голубо­го (кривая 3), которое в дальнейшем учитываться не будет.

 

Рисунок 13.2.Кривые поглоще­ния красителей цветного ма­териала (схема); пунктиром показаны свойства изобра­жаемых идеальных состав­ляющих пурпурного краси­теля

 

В большинстве случаев для получения копии с маскированных негативов применяют специальные позитивные материалы. Соотношение чувствительностей их эмульсионных слоев изменено в сравнении с обычными мате­риалами с расчетом на экранирующее действие масок и компенсируемых ими изображений.

Внутреннее маскирование удобно тем, что цветокорректирование совершается полностью автоматически, без до­полнительных усилий на расчет и изготовление масок. Все трудности процесса переносятся на предприятия, изготав­ливающие материалы, причем главным образом – на ста­дию освоения технологии изготовления пленки.

Контактное маскирование слайдов. Маскирование единой цветной маской. Для маскирования слайдов можно было бы использовать маски, каждая из которых компенсирует одно из вредных изображений. Эти маски, называемые раздельными, получаются копи­рованием оригинала с использованием трех соответствую­щим образом выбранных светофильтров, выделяющих вред­ные изображения. Однако успехи фотомеханики и химиче­ской промышленности позволили значительно упростить процесс маскирования слайдов путем изготовления одной маски, единой для всех трех изображений, составляющих оригинал. Суть процесса состоит в том, что в масковой плен­ке образуются элементарные маски, каждая из которых ис­пользуется при определенных условиях (спектральных или экспозиционных) и маскирует изображение, находящееся в том или ином слое слайда-оригинала. Изменяя условия, можно «включать» нужную элементарную маску.

Известны две группы методов маскирования единой мас­кой – маскирование цветной и маскирование черно-бе­лой маской.

При использовании единой цветной маски сокращается число операций: вместо двух или трех готовится только одна маска. По той же причине значительно упрощается опера­ция совмещения изображений. Облегчается и упрощается процесс обработки материала.

Маскирование единой черно-белой маской. Маскирование единой

цветной маской дает хорошие ре­зультаты. Но такой процесс сложен и дорог и к тому же требует точного соблюдения режимов. В связи с этим раз­работан более простой метод маскирования оригинала-слай­да единой черно-белой (серой) маской. Для ее изготовления применяются специально выпускаемые черно-белые пленки. К ним относится, например, пленка ФТ-М2 (СНГ) или «Веримаск» (Агфа-Геверт). Они представляют собой ма­локонтрастные панхромати­ческие материалы.

Противослой пленки «Ве­римаск» служит темно-оран­жевым светофильтром, через который она экспонируется при получении маски. Плен­ка ФТ-М2 не содержит тако­го слоя, и ее экспонируют при копировании последова­тельно через красный и зеле­ный светофильтры. При соответствующем соотношении выдержек это дает тот же эф­фект, что и использование темно-оранжевого слоя.

Оригинал копируют на масковую пленку с соблюдением указанного условия и получают негатив-маску, содержащую одновременно «голубое» (красный светофильтр) и «пурпур­ное» (зеленый светофильтр) серые компенсирующие изобра­жения. Использование того или иного основано на зависимо­сти градационного эффекта от выдержки.

При цветоделении через зеленый светофильтр (пурпур­ный негатив) экспозиция устанавливается с расчетом на то, чтобы не прокопировывалось пурпурное поле. Тогда плот­ность желтого уменьшится, а голубого возрастет.

Значительное упрощение процесса при маскировании единой маской по сравнению с маскированием раздельны­ми масками, его невысокая стоимость привели к довольно широкому применению единой маски. Однако при ответственных работах используется раздельное маскирование, дающее более точную коррекцию, чем маскирование еди­ной маской, и в особенности – серой.

Расчет масок. Х арактеристики цветокорректирующих масок определяют исходя из спек­тральных свойств выбранных красок. Расчет характери­стик применительно к некоторой триаде обеспечивает по­лучение масок, дающих наилучшую коррекцию только принятых в расчет красок. Это значит, что на практике рас­чет приходится вести лишь при переходе от одной триады к другой.

Расчет масок ведется по цветоделительным характери­стикам негативов, подобным характеристикам частичных изображений.

Расчет маски заключается в определении коэффициен­та контрастности диапозитива, полезное изображение на котором компенсирует вредное изображение на исправляе­мом негативе. По кривой кинетики проявления в этом случае находят время обработки, обеспечивающее требуемое значение коэффициента контрастности диапозитива.

Для осуществления компенсации нужно, чтобы конт­раст компенсирующего изображения равнялся контрасту негатива по компенсируемому изображению. Так как ком­пенсировать можно только одно из вредных изображений, то выбирают то из них, которое имеет большой контраст.

Основная литература: 1[211-240]

Контрольные вопросы:

1Цветокорректирующее маскирование

2 Цветокорректирующая маска

3 Масковый негатив

4 Маскируемый негатив

5 Контактное маскирование негатива

6Перекрестное маскирование

7 Параллельное мас­кирование

8 Компенсативное (двухступенчатое) маскирование

9 Проекционное маскирование оригинала

10 Избирательная десенсиби­лизация

11 Внутреннее маскирование цветного негатива

12Получение изображений на цветных материалах

13 Контактное маскирование слайдов

14Маскирование единой цветной маской

15 Раздельные маски

16 Маскирование единой черно-белой маской

18 Расчет масок




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 818; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.