Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Франческо Петрарка и Пико делла Мирандола




Гуманизм эпохи Возрождения

Гуманизм эпохи Ренессанса – это не призыв любить всех людей, а позволение человеку самому определять свой образ, быть не рабом божиим, а просто человеком со всеми ему присущими простыми человеческими чувствами (любовью, желанием славы, благополучной жизни); это не отказ от Бога, но отказ от подчиненного Ему и церкви положения. На первый план вместо онтологических вопросов гуманисты выдвигают вопросы человеческого существования. Философия становится антропоцентричной.

Жизнь – это счастье.

Ф. Петрарка

  Итальянский поэт, философ, священник Франческо Петрарка (1304–1374) родился в окрестностях Тосканы в семье изгнанного из Флоренции нотариуса. С 9-летнего возраста Петрарка с семьей проживал во Франции. По

окончании изучения права в Болонском университете он стал священником. В 1327 г. Петрарка влюбляется в Лауру, и эта безраздельная любовь на долгие годы становится источником его творчества и вдохновения. Так в сонетах Петрарка можно прочесть:

Благословен день, месяц, лето, час

И миг, когда мой взор те очи встретил,

Благословен тот край и дол тот светел,

Где пленником я стал прекрасных глаз.

В 1341 г. за литературное творчество Петрарка был венчан лавровым венком. В 1343 г. он написал философскую книгу «О презрении к миру». В 1353 г. Петрарка возвращается в Италию.

Петрарка бросил вызов церковной морали, проповедующей презрительное отношение ко всему земному. Он воспел радость и значимость земного бытия, провозгласил оптимистическую этику доблестного отношения к жизни. Жизнь он называл борьбой, главным оружием в которой могут быть лишь доблести души. Петрарка обратился к античной мудрости: «У языческих философов я научился тому, что ничто недостойно восхищения, за исключением души, против которой все кажется незначительным».

О свободе и судьбе

Если Августин говорил о предопределении большинства ко злу и о том, что только божественная благодать может освободить людей от греха, то Петрарка учил, что человек сам может овладеть искусством быть свободным, т.е. свободно выбирать путь доблести, истины и справедливости, а не путь пороков. В диалоге «Моя тайна» любовь и слава устами Августина названы золотыми цепями, опутывающими достойного человека, ввергающими душу «во все безумия, где исчезают и стыд, и страх, и разум, укрощающий неистовство страстей, и познание истины», уводящими от любви к Богу. Вопреки средневековой морали, признающей все земное суетным и грешным, Петрарка признает ценность земных радостей любви и славы, требующими свободы чувства, свободы личности. «Я не думаю, что я стану богом, чем приобрел бы вечность, или получил бы и небо и землю. Мне достаточно людской славы, ее я жажду и, будучи смертным, страстно домогаюсь лишь смертного».

Петрарка призывает: «Хорошо живи, похвальная жизнь презирает смерть». Хорошо жить значит жить в доблести, не отказываясь от гражданской активности, жизненных радостей, земных интересов и целей. «Не должно уступать перед трудностями, будет конец всему дурному». «Дурным» Петрарка называет вражду, войны, бесславие, изгнание, тюремное заключение, рабство, бедность, старость. Сила доблести души проявляется именно в борьбе с дурным. Петрарка признает, что добродетели могут быть взращены стойким и постоянным стремлением собственной воли человека. «Искание добродетели – занятие твердой души». Петрарка призывает не к созерцательному накоплению добродетелей, а к активному их применению ради поставленных жизненных целей, ради придания полноты и содержательности земному бытию. «Радоваться надо не добродетели как таковой, но той цели, к которой она ведет через трудности». Петрарка говорит, что добродетель дает человеку крылья и верно направляет его по жизненному пути: прилагая все усилия, надеясь, неутомимо трудясь, можно достичь славы, лучшей судьбы. Поэтому Петрарка неоднократно призывал: «… старайся сам совершенствоваться», «забота о совершенствовании человечности должна стать для тебя законом».

  Итальянец, последователь мистической доктрины каббалы[33], Пико делла Мирандола (1463–1494) учился в Болонском и Падуанском университетах. В 1486 г. философ пригласил в Рим ученых со всей Европы на фило-

софский диспут по диалектике, морали, физике и математике. Диспут должен был открыться речью Пико, которой позднее было дано название «Речь о достоинстве человека» (издана в 1496 г.). Из-за преследования со стороны инквизиции в 1488 г. Мирандола бежал во Францию, где был схвачен и заточен в тюрьму.

О свободе выбора

Мирандола считал, что природа человека не предзадана. Каждый призван Богом к самостоятельному определению своего образа. Следующую речь Мирандола приписывает Богу:

«Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определяешь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие божественные».

Таким образом, Мирандола связал свободу человека с его собственным выбором себя, своего образа и своего будущего перерождения: низшего неразумного или высшего, божественного.

Философия и свобода

«Именно философия научила меня зависеть скорее от собственного мнения, чем от чужих суждений, и всегда думать не о том, чтобы не слышать зла, но о том, чтобы не сказать или не сделать его самому».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1171; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.