Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Экономическая мысль средневековья




 

Средневековый тип натурально-хозяйственных отношений, или феодализм, зародился в III-VIII вв. в ряде государств Востока и в V веке – в странах Европы. Средневековая экономическая мысль формировалась под влиянием процессов становления феодализма и выполняла в основном функцию обоснования складывающихся экономических отношений (крепостничества, крупной земельной собственности, торговых и других).

 

Экономические идеи средневековья в Западной Европе

Эпоха раннего средневековья характеризовалась в Западной Европе повсеместной натурализацией хозяйства, падением значения городов, наличием существенных пережитков родового строя, большой хозяйственной и социальной ролью общины. Вместе с тем кардинальному изменению подверглись взгляды на проблему социальной значимости труда и на официальную оценку трудящегося человека. Произошел отказ от рабовладельческих оценок труда как недостойного занятия, удела рабов, напротив, труд вообще и хозяйственный труд, в частности, стал восприниматься как религиозная обязанность каждого человека.

Представление об экономических воззрениях данной эпохи дают так называемые «варварские правды»: Бургундская, Салическая, Саксонская и др. Эти «правды», т.е. своды обычаев племен, расселявшихся на территории бывшей Римской империи, отразили условия разложения родовой системы хозяйствования, возникновения частной собственности, появления королевской власти и привилегий королевских приближенных.

Важными источниками, характеризующими экономическую мысль средневековья, также являются различные хозяйственные трактаты, отражающие экономическую политику государства и церкви, практику хозяйствования в феодальных имениях. Один из наиболее известных документов подобного рода является «Капитулярий о виллах» Карла Великого. «Капитулярий» отражает экономические отношения VIII—IX веков и представляет собой подробное наставление управляющим королевскими имениями по всем вопросам организации хозяйства.

В эпоху позднего средневековья произошло укрепление феодальной системы хозяйствования, особенно права феодальной собственности на землю и форм крепостной зависимости. Официальным выразителем взглядов феодалов выступала католическая церковь. В её собственности находилась треть всех земель, церковь взимала десятину с доходов светских лиц всех сословий. В этот период проявляются следующие характерные особенности экономического мышления:

- религиозная форма представлений об экономике;

- корпоративность, отражающая классовое устройство феодального общества;

- догматичность, т.е. аргументирование своего мнения ссылкой на авторитеты (Священное Писание, Платона, Аристотеля и т.п.)

Именно такими методологическими принципами, объединившимися под названием «схоластика», руководствовались все средневековые исследователи экономической действительности. Одним из ярких представителей средневековых схоластов был итальянский богослов, доминиканский монах, профессор Сорбонны Фома Аквинский (Thomas Aquinas, 1225 или 1226-1274 гг.), который в своем сочинении «Сумма теологии» изложил видение экономических явлений с точки зрения католического вероучения.

Естественной основой экономической жизни общества Фома Аквинский считал натуральное хозяйство, в наибольшей степени обеспечивающее устойчивость феодального строя.

Формально он поддерживал концепцию так называемой «справедливой цены». Однако полное признание принципа эквивалентности в обменных операциях противоречило бы интересам и практике обогащения феодалов и купцов. В связи с этим Фома Аквинский прибегал к казуистике, признавая на словах необходимость «справедливой цены» и допуская, в то же время, возможность отклонений от нее. Поэтому «справедливая цена» согласно рассуждениям Ф.Аквинского измеряется не только затратами труда и другими расходами, а соотношением спроса и предложения и конкурентной борьбой на рынке.

Аналогичную половинчатую позицию занимает Фома Аквинский и в отношении ростовщичества. Он формально осуждал его и в то же время оправдывал практику ростовщических операций, которые осуществлялись не только частными лицами, но и самой церковью.

Он активно отстаивал незыблемость феодальной собственности, особенно собственности церкви, и прежде всего на землю. На основе биологических аналогий и со ссылкой на божественную волю, Фома Аквинский отстаивал необходимость частной собственности, существования в обществе имущих и неимущих, господ и зависимых, разделения физического и умственного труда.

С развитием в городах товарного производства вопросы исследования сущности и природы денег приобрели первостепенное значение. Одним из знаменитых исследований в этой области является «Трактат о происхождении, природе, юридическом основании и изменении денег» Никола Орема (1323-1382 гг.). В нем автор анализирует происхождение денег и утверждает, что деньги возникли в результате соглашения людей, когда обнаружились неудобства прямого товарообмена. В качестве денег стали использоваться золото и серебро потому, что при малом объеме они содержат большую стоимость, к тому же они транспортабельны.

Определенный вклад в теорию денег внес философ-схоласт Жан Буридан (ок.1300 - ок.1358 гг.), считающийся автором знаменитого парадокса об осле, который скончался, выбирая между двумя охапками сена. Ж. Буридан отмечал, что деньги должны быть изготовлены из редких материалов; цель существования денег — польза, приносимая ими, когда они служат средством обмена.

 

Экономические идеи в средние века в России

Экономическая мысль Российского государства в средневековье, как и в других странах, долгое время существовала в тесной связи с религиозными воззрениями людей, их нравственными понятиями. Экономические условия развития феодализма в России нашли отражение в ряде произведений XIV—XVI веков.

Обеспечение государства ресурсами, организация такой системы хозяйственных отношений и форм землепользования, которая способствовала бы укреплению безопасности государства и боеспособности армии, размер дани, сборов, налогов, торговой политики, пошлин, чеканки монет, социального статуса населения, характера землевладения – вот основной круг проблем, волновавший политических деятелей и авторов социально-политических трактатов в XV—XVI вв. в России.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.