Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологизация образовательной среды




Т.3.3. Ситуация как структурообразующая образовательной среды

Культура становится неотъемлемой частью всей жизнедеятель­ности человека, поэтому переход в новое тысячелетие связан с обра­зованием социума культуры.

Одной из главных задач идеологической деятельности является формирование такой культурной среды, которая может воздейство­вать на учебный процесс. B.C. Библер утверждает, что в новом ты­сячелетии повысится роль малых учебных групп, в которых, по его

,,_ ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

мнению, заключена основа развития общества и которые определя­ют социум культуры. Общение людей друг с другом является не только необходимым, но и внутренне насущным... Это общение пред­ставляет собой наиболее «мощное общение», поэтому оно является двигателем социального развития.

В настоящее время наряду с понятием «среда» часто фигурирует понятие «пространство». По мнению И.А. Зайцевой, термин «сре­да» несет в себе больше конкретного и личностного, поэтому имен­но ему следует отдавать предпочтение.

И.К. Шалаев, А.А. Веряев ключевым понятием образовательно­го пространства считают событие, явление. Исходя из идеи личнос­ти и культуры по B.C. Библеру, следует рассматривать существова­ние человека и бытия, как со-бытие, включающее в себя со-дей-ствие, со-общение, со-участие. Эти составные элементы связи человека с миром лежат в основе образования среды, то есть созда­ния ситуации.

Ситуация развивается и может образовывать различного рода сре­ду, когда между участниками, имеющими определенные ценност­ные ориентации, возникают ситуативные связи. Среда станет более устойчивой, если будут учтены неповторимость личности, право на свободу выбора, ответственность каждого участника той или иной ситуации. Поэтому учитель должен быть «дирижером» формирую­щейся образовательной среды.

Формирование и развитие человека во многом зависит от при­родного окружения, от совокупности предметов и явлений приро­ды, которые включены в сферу деятельности человека, составляют необходимое условие существования и развития человеческого об­щества. Они оказывают влияние не только на развитие отдельных отраслей хозяйства, но и на самих людей, на обычаи и нравы наро­дов, на их темперамент.

Многие выдающиеся ученые и педагоги указывали на огромное воспитательное значение общения детей с природой. К.Д. Ушинс-кий в воспоминаниях о пребывании в Новгородской гимназии пи­сал: «А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а. эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями? Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глу­бокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие мрлодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога...».44




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 681; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.