Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогика начального образования. Принципы гуманистического воспитания




В. А. Суюмлинский

Принципы гуманистического воспитания

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ

Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доб­рожелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира.

Как и любая педагогическая категория, принципы воспитания имеют общие предъявляемые к ним требования:

1. Обязательность. Принципы воспитания — это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Грубое и систематическое нарушение принципов, игно­рирование их требований не просто снижают эффективность воспи­тательного процесса, но подрывают его основы. Воспитатель, нару­шающий требования принципов, устраняется от руководства этим процессом, а за грубое и умышленное нарушение некоторых из них, как, например, принципов гуманизма, уважения к личности, мо­жет быть привлечен даже к судебному преследованию.

2. Комплексность. Принципы несут в себе требование комплек­сности, предполагающее их одновременное, а не поочередное, изо­лированное применение на всех этапах воспитательного процесса. Принципы используются не в цепочке, а фронтально и все сразу.

3. Равнозначность. Принципы воспитания как общие фундамен­тальные положения равнозначны: среди них нет главных и второ­степенных, таких, что требуют реализации в первую очередь, и та­ких, осуществление которых можно отложить на завтра. Одинако­вое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения течения воспитательного процесса.

В то же время принципы воспитания — это не готовые рецепты, а тем более не универсальные правила, руководствуясь которыми воспитатели могли бы автоматически достигать высоких результа­тов. Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мастер­ства воспитателя. Хотя требования принципов одинаковы для всех, их практическая реализация личностно обусловлена.

Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, со­ставляют систему. Существует и существовало множество систем воспитания. И естественно, характер, отдельные требования прин­ципов, а иногда и сами принципы не могут оставаться в них неиз­менными.

Принципы воспитания — это исходные начала, руководящие по­ложения, основные требования, на основе которых строятся процесс воспитания, его содержание и организация. Чтобы проследить дина-202

мику принципов воспитания в отечественной педагогике за после­дние 15 лет, предлагаем ознакомиться с материалами табл. 16.

Даже если не обращать внимание на принцип коммунистичес­кой идейности, партийности и целеустремленности, занимающий в таблице первое место (без этого ни один учебник не увидел бы свет), нетрудно заметить, что интерес к личности и индивидуальности вос-питуемого проявляется лишь на 5-6-й позиции. Так было вплоть до решительных перемен в жизни России — до 1988 г. Коллективист­ский приндип был в числе ведущих до 1991 г.

С развитием гуманитарной культуры, гуманитаризацией образо­вания, гуманизацией социальной среды, воспитательных отноше­ний и самой личности связывают педагоги пути выхода воспитания из кризиса и сегодня.

Академик Д.С. Лихачев писал: «Я мыслю себе XXI век как век развития гуманитарной культуры, культуры доброй и воспитываю­щей». Поэтому вполне естественно то, что на первое место в воспи­тании можно поставить принцип гуманизма. По словам С.В. Куль-невича, этот принцип предполагает нормальные, а не казенно-офи­циальные отношения между педагогом и воспитанником. Человек, ученик со своим внутренним миром, интересами, потребностями, способностями, возможностями и особенностями является главной ценностью. С позиций аксиологического подхода гуманность как проявление человеколюбия включает такие ценности, как достоин­ство, доброту, обходительность, образованность, духовную культу­ру, утонченный вкус, изысканность речи, учтивость. Возрождая русскую историко-культурную педагогическую традицию, при фор­мулировке принципов воспитания просто невозможно обойти сто­роной тот вклад, который внесли в педагогику крупнейшие писате­ли, мыслители XIX-XX вв. Человечность как принцип воспитания был сформулирован еще В.Г. Белинским в работе «Подарок на Но­вый год»: «Орудием и посредником воспитания должна быть лю­бовь, а целью — человечность. Воспитание должно видеть в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека».

А в статье о сказках Гофмана и Одоевского Белинский писал: «Под человечностью мы разумеем живое соединение в одном лице тех общих элементов духа, которые равно необходимы для всякого человека, какой бы он ни был нации, звания, состояния, возраста... Без этих элементов он не человек».

Вторым принципом воспитания является культуросообразность. Изложенная выше концепция воспитания Е.В. Бондаревской воз­вращает образование и воспитание в контекст культуры. С этой идеей созвучны подходы к воспитанию Б.М. Йеменского, Е.В. Квятковс-кого, О.С. Газмана.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.