Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория и методика воспитания. Методы гуманистического воспитания




И. П. Павлов

Методы гуманистического воспитания

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

формирования и развития позиции личности воспитанника. Это оз­начает, что соблюдение отдельного принципа не гарантирует успе­ха, так как он зависит и от других условий, однако нарушение тре­бований принципа наверняка ведет к неудачам в воспитании. Этим принципы отличаются от закономерностей, которые существуют независимо от воли воспитателя и не могут быть нарушены.

В заключение следует отметить, что в гуманном воспитании сле­дует преодолевать две полярные тенденции воспитательных систем:

• доминанта коллективного воспитания;

• доминанта индивидуалистического воспитания.

Метод — разгадка гения.

В «Словаре русского языка» слово «метод» расшифровывается как совокупность одноцелевых и однотипных приемов. Н.И. Бол­дырев в книге «Методика воспитательной работы в школе» раскры­вает метод как путь или способ достижения поставленной цели.

В авторитарной педагогике методы обучения трактовались как методы воспитательных воздействий. Например, Т.А. Ильина в «Пе­дагогике» в 1984 году дала такое определение: «Под методами воспи­тательных воздействий на учащихся, или методами воспитания, под­разумеваются способы воздействия воспитателя на сознание, волю и чувства учащихся в целях формирования у них убеждений и навы­ков коммунистического поведения».

Обнаружить в словарях, что означает «коммунистическое пове­дение», нам не удалось.

Известный педагог В.Л. Сластенин в вышедшем в 1986 г. учеб­нике «Педагогика» дает аналогичное определение метода: «Под ме­тодами воспитания в советской педагогике понимаются способы пе­дагогического воздействия на учащихся в целях формирования у них коммунистического сознания и поведения». Опять речь о ком­мунистическом поведении и опять о воздействии воспитателей на воспитуемых. Но открытыми остаются вопросы: «На что воздей­ствовать?», «Для чего воздействовать?».

В советской педагогической науке существовало немало опреде­лений методов воспитания как целевого процесса «взаимодействия» учителя и учащихся, всех воспитывающих сил с воспитуемыми. Неясно было:

- На каких основах строить взаимодействие?

- На каких правах?

В 1984 г. вышел в свет весьма популярный до 90-х гг. учебник «Педагогика» под редакцией Ю.К. Бабанского, в котором в главе «Методы коммунистического воспитания» не дается отдельной фор­мулировки «метод воспитания», но рассматривается его сущность:

- метод воспитания определяется целями и содержанием воспи­тания;

- сущность методов воспитания — организация с их помощью деятельности школьников по освоению содержания воспита­ния для формирования свойств личности, соответствующих целям (цели — организовать целенаправленную деятельность школьника);

- методы проявляются в организующих целесообразную деятель­ность детей и подростков действиях педагогов и ученических коллективов (организаторы: воспитатели, ученический кол­лектив).

В те годы утверждалось, что реализацию методов воспитания можно осуществлять (и планировать!) по следующей схеме:

- Поскольку воспитание происходит в деятельности самих школьников, то это внутренний процесс.

- Этот внутренний процесс целенаправляется воспитателями (всеми школьниками, семьей, педагогами, трудовыми коллек­тивами, государственными учреждениями) и реализуется в де­ятельности школьника в коллективе.

- Методы воспитания становятся методами воздействия коллек­тива.

- Ученический коллектив целенаправленно руководится педа­гогами.

- Воспитанник участвует в жизни коллектива и своим участи­ем осуществляется самовоспитание.

Т.е. уже в 80-е годы воспитание рассматривалось как взаимодей­ствие управляющей и управляемой систем на уровне прямой и об­ратной связи, но занижались роли семьи и завышалась роль кол­лектива в воспитании. Ребенок по-прежнему воспринимался как объект воспитательного воздействия, а не как субъект воспитания.

В 1988 г. Временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК) опубликовал в августовском номере «Учительской газеты» свое виде­ние воспитания: «...Идея совместной развивающей деятельности де­тей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга коллективным анализом хода и результа­тами этой деятельности».

Появилась и необычная для того времени трактовка методов вос­питания: «Методы воспитания — это способы организации совмест-212




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 575; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.