Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория и методика воспитания. Западе было появление трудовой этики




ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Западе было появление трудовой этики... Вот проблема, достойная величайших усилий и нашей светской, нашей церковной интелли­генции».

Третий принцип воспитания — принцип личностного функцио­нирования. Воспитание как процесс, в который человек погружен с момента своего рождения до самой смерти, имеет множество видов. Каждый из них окрашен собственным смыслом. Обобщенно воспи­тание можно представить как стихийное (воспитание средой — со­циальным-, экономическим, географическим, культурным и другим окружением) и организованное (семейное, школьное, политическое, клановое, мафиозное). Школьное воспитание зависит во многом от личности учителя и условий его деятельности. Однако наибольшую научную разработанность, отраженную в учебниках педагогики, получило воспитание как целенаправленное формирующее воздей­ствие посредством передачи заготовок-образцов: сознания, поведе­ния, организации деятельности.

Принцип субъективного контроля. Понятие «субъективный кон­троль» используется в разработках психологии личности для оп­ределения способности личности сознавать и объяснять меру свое­го участия в том, что происходит. Различают экстернальный и интервальный уровни субъективного контроля. На экстернальном уровне все происходящее люди объясняют внешними обстоятель­ствами и случайностями. На интернальном все происходящее рас­сматривается как результат собственных усилий человека. Для ус­пешного действия механизма личностных функций наибольшее значение имеет развитость интернального уровня как показателя обращенности личности к себе — главному действующему лицу, субъекту собственной жизни. Существует 4 основных уровня субъек­тивного контроля:

• отсутствие видимой осознанной мотивации действия, т.е. не­мотивированное поведение;

• действие произведено под влиянием случайных, внешних фак­торов и не является обоснованным с позиций личностных фун­кций;

• ситуация выбора поступка обусловлена переживанием кризи­са, связанного с перебором вариантов выбора; кризис может благополучно разрешиться при ненасильственном педагоги­ческом вмешательстве;

• завершение кризиса; личность делает осознанный выбор и при­ступает к практической деятельности по его реализации.

Принцип веры в ребенка (оптимистическая гипотеза) реализует­ся в неиссякаемой вере учителя в доброе начало каждого ученика, оказании помощи ребенку в его самоутверждении в жизни, в само-

выражении. Ведь все неудачи учащихся, по мнению американского педагога У. Глассера, объясняются двумя причинами: недостатком любви и заниженной самооценкой.

Принцип сотрудничества педагога с детьми не приемлет привыч­ные модели воспитания, определяемые старой педагогической ве­рой и страстью к воспитанию (типа «кнут и пряник», «правила дви­жения» и др.). Необходимо вовлекать детей в общий труд учения и самосовершенствования, вызывающий у них радостное чувство ус­пеха, развития, движения вперед. Главное в этом принципе — вза­имодействие учителя и учащихся в продвижении детей к опреде­ленным целям.

Принцип включения личности в значимую деятельность. Ключ к воспитанию творческой личности лежит в организации и измене­нии таких видов деятельности, в которых осуществляется ее само­развитие в противовес словесному морализаторству и уговорам. За­дача учителя — совместно с учащимися разработать такие виды и формы значимой деятельности, при которых каждый ученик чув­ствует, что он нужен людям как неповторимая индивидуальность.

Все эти принципы выделены и названы С.В. Кульневичем как общие (стратегические) принципы. В то же время он сформулиро­вал частные (тактические) принципы. Если общие принципы опре­деляют стратегию отношений педагога с учениками, то частные по­могают ему создать непосредственные условия для воспитания твор­ческой личности на основе сотрудничества с учениками. Личностный подход обеспечивает свободу выбора любого вида деятельности, при­знание и оценку любых видов творчества, отсутствие подозрений в неспособности. Исходя из этого принципы, определяющие тактику воспитательной деятельности, строятся с ориентацией на модель личности ученика, а не на модель деятельности учителя, как это было принято в традиционной педагогике.

- I группа частных принципов учитывает направленность лично­сти, ее моральные качества, интересы, потребности, мотивы деятельности:

- принцип самосовершенствования;

- принцип самореализации в творчестве;

- принцип готовности к ответственным действиям;

- принцип самоуважения.

- II группа — это принципы социально-профессионального опыта:

- принцип учета поведения;

- принцип учета привычек;

- принцип развитости общения;

- принцип учета профессиональных умений.208




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.