Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЧАСТЬ 1. Мифологический кентавр




очертания мифа

 

ГЛАВА 1. ИСТОКИ МИФА

 

Мифологический кентавр

 

В современной культуре и в современной культурологии сло­во "миф" является одним из наиболее популярных и общеупотре­бительных. Им пользуются философы, политики, литературове­ды, психологи; и, тем не менее, это слово, которое до сих пор является неразгаданным и глубоко таинственным. Для историка культуры миф - это прежде всего совокупность странных, фан­тастических повествований, на которых построена вся духовная жизнь древнейших цивилизаций и так называемых "примитив­ных" народов. Вместе с тем, исследователями современных куль­тур термин "миф" достаточно успешно используется в расшири­тельном смысле, когда всякая культура рассматривается как глу­боко мифологичная по своим основаниям. В настоящей работе делается попытка представить целостную концепцию мифа как фундаментального феномена культуры, и, вместе с тем, попытка понять природу древнейшей мифологии как исторически первой формы духовной самореализации человека. Это попытка понять природу человека через миф и попытка понять миф через приро­ду человека. Поэтому термин "миф" будет присутствовать в на­стоящей работе в обоих смыслах: и для обозначения древнейших мифологических повествований, и для обозначения того, что яв­ляется фундаментом всякой культуры. И одна из задач предла­гаемой вниманию читателя книги - стянуть эти два понимания в точку единого смысла. Но начинаю я с того, как бытийствует слово "миф" в пространстве обыденной речи: ведь именно обы­денная речь дает зачастую наиболее тонкие и точные ключи к самым сложным культурным загадкам.

Все мы довольно легко в повседневной своей жизни произно­сим слово "миф", и имеем в виду при этом, как правило, два обстоятельства.

"Это - миф!" - произносим мы, имея в виду, что нечто (некое мнение, некая идея, некое утверждение) является иллюзией, не совпадающей с реальным положением дел. Мы говорим "миф", подразумевая, что перед нами некая беспочвенная конструкция: тронь - и она развеется в дым. Ведь она очевидно нелепа, очевид-

но неустойчива. Она не выдерживает элементарного рациональ­ного анализа. И это настолько очевидно для нас, что просто не­понятно, как она вообще до сих пор существовала в умах тех или иных наших сограждан.

Итак, мы говорим "миф", подразумевая слабость той или иной интеллектуальной конструкции. Мол, вилами по воде писано. Из пальца высосано. И так далее, и тому подобное. Презритель­но и высокомерно. Сверху вниз. Мол, нечего ерунду всякую со­чинять. Мифы они и есть мифы.

Но вот что удивительно. То же самое слово "миф", в том же самом обыденном словоупотреблении мы используем в значении, на первый взгляд, прямо противоположном описанному выше.

"Это - миф!" - произносим мы, имея в виду, что нечто (некое мнение, некая идея, некое утверждение) обладает иррациональ­но-ошеломительной силой воздействия на умы. Обладает фан­тастической и не поддающейся здравому анализу способностью втягивать в свою орбиту самых разнообразных людей - вне зави­симости от их интеллектуального или творческого потенциала. И является при этом одним из самых устойчивых образований со­знания и жизненной практики.

И оттого мы говорим "миф", подразумевая некую иррацио­нальную силу той или иной интеллектуальной конструкции. Мы произносим "миф", подразумевая силу, равной которой нет ни­чего в человеческом существовании. Некий абсолют силы. Некий абсолют воздействия на ум.

Таким образом, в самом бытовании языка термин "миф" ока­зывается удивительно кентавричен. Мы употребляем это слово для обозначения двух, казалось бы, прямо противоположных фе­номенов. Феномена слабости и феномена силы.

Язык точно дразнит нас своим употреблением слова "миф". И на вопрос: так что же такое миф - сила или слабость?, - отвечает странно и невероятно.

"Миф - это абсолютная слабость! Миф - это нечто, неустойчи­вое, как дым или мираж! Миф - это нечто, не имеющее под собой никаких прочных оснований!" - подсказывает нам язык. И назы­вает мифом все, что не выдерживает испытания критикой.

И тут же поправляется: "Миф - это абсолютная сила! Миф -это то, что не имеет себе равных по силе воздействия на умы! Нет уз более крепких, чем узы мифа, нет плена более надежного, нежели плен мифа!". И называет мифом все, что демонстрирует силу своей власти над человеком.

Язык точно сходит с ума, употребляя слово "миф".




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.