Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проявление олигополистической взаимосвязи




ТЕМА 8: ПРЕДЛОЖЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ОЛИГОПОЛИИ

8.1. Проявление олигополистической взаимосвязи.

8.1.1. Ценовые войны.

8. 1.2. Соглашения (картели, тайные сговоры).

8.2. Теории олигополии.

8.2.1. Модель Бертрана.

8.2.2. Модель Курно.

8.2.3. Ломаная кривая спроса.

8.3. Реклама при олигополии.

 

Олигополия - это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминирует очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Товар, реализуемый олигополистическими фирмами, может быть и дифференцированным, и стандартизированным. Примером олигополии, при которой продукт является стандартизированным, служит рынок алюминия. На этом рынке в продажах в США доминируют "Alcoa", "Reynolds" и "Kaiser". Автомобили, нефтепеработка, сигареты и пиво являются примерами дифференцированных товаров, которые производятся олигополиями. Обычно на олигополистических рынках господствует от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта. Немногочисленность конкурентов заставляет их считаться с реакцией друг друга на свои решения. Это оружие проявляется в контроле над ценами, рекламе и установлении величины выпуска. Во многих случаях олигополии защищены барьерами для входа на рынок, похожими на барьеры для монопольных фирм. Естественная олигополия существует, когда несколько фирм могут поставить продукцию для всего рынка при более низких долгосрочных средних издержках, чем были бы у множества фирм.

Главная трудность в анализе олигополии состоит в определении того, с какими ограничениями сталкиваются фирмы на рынке, где существуют несколько конкурирующих компаний. Фирмы при олигополии, также как при совершенной конкуренции и на монополизированных рынках, сталкиваются с ограничениями затратной кривой и спроса. Но, кроме того, они сталкиваются еще с одним ограничением: действиями конкурирующих фирм. Изменение прибыли, которое фирма может получить за счет изменения цен, объемов выпуска или качественных характеристик продукта, зависит не только от реакции потребителей (как при других рыночных структурах), но также от того, как на это отреагируют другие фирмы-участницы данного рынка.

Зависимость поведения каждой фирмы от реакции конкурентов называется олигополистической взаимосвязью.

 

Смысл олигополистической взаимосвязи состоит в том что, любая модель олигополии должна содержать схему ответных действий фирмы на реакцию конкурентов, вызванную изменением положения на рынке.

Олигополистическая взаимосвязь проявляется:

- в ценовых войнах;

- тайном или явном сговоре.

8.1.1. Ценовая война - это цикл последовательных уменьшений цены на олигополистическом рынке фирмами-соперниками. Она является одним из многих возможных последствий олигополистического соперничества. Войны цен хороши для потребителей, но плохи для прибылей продавцов.

Предположим, что на местном рынке существует несколько продавцов реализующих такой стандартизированный товар, как кирпич. Ценовая политика любой данной фирмы на рынке зависит от рыночного спроса на кирпич и от того, как представляет себе фирма реакцию конкурентов на ее ценовую политику. Предположим, что каждая фирма на рынке стремится максимизировать прибыль. Допустим, что каждая фирма предполага­ет, что ее конкуренты выберут цену и будут твердо придерживаться своего решения. Таким образом, любой данный производитель кирпича сделает предположение, что если он сни­зит свои цены, то его соперники не будут в ответ снижать свои цены. Таким образом, они могут втянуться в ценовую войну. Поскольку каждый продавец думает, что другой не будет реагировать на его понижение цены, то у каждого из них есть искушение увеличить ежемесячные прода­жи, сокращая цены. Снижая цену, ниже цены своего конкурента, каждый продавец может захватить весь рынок и тем самым увеличить прибыль.

Ценовая война продолжается до тех пор, пока цена не падает до уровня средних издержек. В равновесии оба продавца назначают одну и ту же цену, а эконо­мические прибыли равны нулю.

Р = АТС = МС,

Общий рыночный выпуск такой же, какой имел бы место при совершенной конкуренции. Равновесие существует тогда, когда ни одна фирма больше не может получать выгоды от понижения цены. Снижение цены ниже этого уровня приведет к убыткам. Поскольку каждая фирма допускает, что другие не будут менять свою цену, то у нее нет стимула увеличивать цену.

В общем, равновесие на олигополистическом рынке зависит от предполо­жений, которые делают фирмы о реакции своих соперников. Иногда на олигополистических рынках действительно наблюдаются ценовые войны. Время от времени такую тактику применяют бензозаправки в каком-либо районе. Банки, обслуживающие небольшие рынки, также иногда занимаются ценовой войной, предлагая низкопроцентные целевые займы или ведение текущих счетов за небольшую плату, мень­ше обычной. Каждый пытается сделать свой товар более привлекательным для потребите­лей, назначая немного меньшую цену, чем соперники, а соперники отвечают еще большим снижением цены.

Ценовые войны обычно недолговечны. Олигополистические фирмы испытывают искушение вступить между собой в сотрудничество для установления цены и деления рынков таким образом, чтобы избежать перспективы ценовых войн и их неблагоприятных воздействий на прибыль.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 630; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.