КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рождение боговНо вот заканчивается время отсутствия и начинается время рождения богов. Скажем, в теогоническом эпосе вавилонской литературы "Энума элиш" драматургия порождения богов выстроена следующим образом. Вначале, в качестве исходной точки истории (и, в частности, истории богов) описывается феномен непоименованного мира. Вначале - не имеющие имени (и, значит, не существующие) небеса и земля, порожденные богом-создателем Апсу и хаосом - морским чудовищем Тиамат. Затем - появляются боги в определенной последовательности. "Когда вверху - небеса без названья, а внизу земля была безымянна, когда Апсу, первородный их создатель, и хаос Тиамат, что их породила, воды свои воедино мешали, ни болот, ни строений не было видно, когда боги не сияли во славе, имен не давали, не вершили судеб, тогда среди хаоса возникли боги, Лахму и Лахаму нарекли имена им. И прежде чем выросли эти боги, Аншар и Кишар великие созданы были, проходили дни, протекали годы, и Ану, их наследник, отцам своим равный, он сравнился с Аншаром, его сын первородный. Себе равным Ану породил Ну-диммуда..." 36. И так далее, и тому подобное на протяжении полутора тысяч строк. А уже после появления на свет богов начинаются эпические события, связанные с борьбой между богами (а, значит, борьбой культурно-символических комплексов, скрывающихся за каждым из богов): Апсу пытается погубить своих детей, но Нудиммуд опережает Апсу и убивает его. Над мертвым Апсу возводится жилище, являющееся мировым океаном, и в нем рождается верховный бог вавилонян Мардук. Мардук вступает в сражение со своей праматерью Тиамат и убивает ее (одновременно - символически вступая с нею в сексуальные взаимоотношения), а затем расчленяет ее тело на две части и из одной части делает небо, а из другой - землю... То, что перед нами - космогонический текст, нет сомнений. Налицо все признаки космогонии: тут и исходная пустота, и демиургическая деятельность богов, созидающих небо и землю... И все же современного наблюдателя не покидает ощущение некоторого безумия от изощренной сложности и запутанности происходящих событий. О чем этот огромный текст? Представляет ли он из себя хоть какое-то объяснение возникновения мира? Увы, вопреки закрепившемуся за ним названию "Поэма о сотворении мира", он менее всего похож на объяснительную концепцию. Безусловно, создание мира - центр происходящей драмы. Однако парадокс заключается в том, что вовсе не выяснение вопроса о том, как был создан мир, является подлинным содержанием этой космогонии. Подлинное содержание текста - это последовательность представления богов и характер взаимоотношений между ними. Это не поэма о сотворении мира, а поэма о мире богов в связи с сотворением мира. Сотворение мира - это всего лишь ПОВОД, позволяющий предъявить некоторую последовательность появления богов или иных мифологических фигур, каждая из которых олицетворяет какой-то мифосемантичес-кий комплекс или является персонифицированным мифосемантическим пространством. И это ключ к пониманию любой древней космогонии, ключ к пониманию космогонии как таковой. Древние космогонии - это вовсе не концепции возникновения мира, но способы упорядочения мифологии с помощью некоей условной точки отсчета, именуемой точкой возникновения мира. Кстати, перечисление божественных имен в некоей генеалогической последовательности - обязательный элемент всякой космогонии. А каждый бог - это не просто пустое имя, но целая вселенная, несущая в себе множество разнообразных смыслов. Эти божественные имена - прямые наследники тех священных имен, которые центрировали ритуальную деятельность донеолитического человека. И последовательность рождения богов - это не что иное, как последовательность смыслов, скрывающихся за каждым из них. То, что первыми из всех богов возникают Лахму и Лахаму, за ними - Аншар и Кишар, а затем - Ану, который в конце концов сравнился с Аншаром, и т.д., - все это на случайная, а чрезвычайно значимая последовательность, поскольку за каждым из перечисляемых имен скрывается некий культурно-симво- лический комплекс (или мифосемантический комплекс), очевидный любому представителю вавилоно-ассирийской культуры. Таким образом, космогонический миф - это матрица для упорядочения всей прочей мифологии, это стержень, на который нанизывается все прочее многообразие мифов: комплекс Лахмы и комплекс Лахамы, комплекс Аншара и комплекс Кишара, комплекс Ану и комплекс Нудиммуда... Каждый такой божественный комплекс несет на себе древнюю вещную мифосемантику: совокупность тех избыточных смыслов, которыми древний человек наделял те или иные предметы вещного мира. Потому-то и получается так, что каждый бог древней религии отвечает за свой фрагмент вещной действительности: ведь такого рода бог - это всего-навсего персонифицированный мифосемантический комплекс. И отсюда становится понятным великое множество богов, существующих во всех древних религиях. То, что в архаических ритуалах являлось доминантными символами, центрируя некие фрагменты мифосемантической реальности, отныне получает персонифицированное выражение в фигурах центральных богов. А то, что в архаических культурах являлось тайной мифосемантикой различных вещей, предметов и явлений, получает персонифицированное выражение в фигурах богов второго ряда, т.е. богов, рожденных позднее. А поскольку в архаическом обществе каждый предмет имел свой миф, становится понятным то фантастическое многообразие божественных лиц, которым насыщена любая древняя религия: при нескольких основных - многие десятки и даже сотни второстепенных. Увы, расшифровать мифосемантические комплексы, скрывающиеся за каждым из множества божественных имен, которые мы встречаем в той или иной древней религии, не представляется возможным, хотя для самих представителей соответствующей культуры мифосемантика любого божественного имени была, скорее всего, очевидной. Однако прошедшие тысячелетия привели к утрате этой мифосемантической очевидности, и многие имена потеряли всякие отголоски исходной вещной мифосемантики. Разумеется, некоторые боги достаточно явственно несут на себе отголоски тех или иных мифосемантических вещных комплексов, особенно когда речь идет о доминантных богах. Однако по мере развития любой религии (а история любой религии неизмеримо более динамична, нежели история архаической мифологии), происходят весьма существенные трансформации, искажения и наслоения исходных мифосемантических комплексов. Скажем, если мы обратимся к одной из центральных фигур шумеро-аккадского пантеона, богине Инанне (которая в вавилонской мифологии трасформируется в богиню Иштар), то окажется, что знаком-идеограммой ее имени является кольцо с лентой, а так же многолепестковая розетка 37. Вместе с тем богиня Инанна (а вслед за ней и богиня Иштар) являлась богиней плотской любви и распри. В этой связи можно предположить, что первоначальной "вещью", первоначальным "предметом", мифосемантический комплекс которого представляет богиня Инанна, являлись наружные женские половые органы, vulva, вход во влагалище ("многолепестковая розетка", "кольцо") - один из важнейших доминантных культурных символов первобытной культуры. Не случайно в оргаистических празднествах, посвященных богине Инанне (а впоследствии - богине Иштар) господствует "идея влагалища" (ритуальное лишение девственности - с одной стороны, и самооскопление мужчин - с другой), а сама Инанна рассматривается как покровительница проституток и гомосексуалистов. Ведь и ритуальный гомосексуализм, и самооскопление означают не что иное, как идентификацию мужчины с ролью вагины, вульвы 35. Однако в реальном своем бытии Инанна - это, разумеется, не просто олицетворенный и персонифицированный мифосеманти-ческий комплекс vulva. Конечно, в этой богине присутствует отголосок древней мифосемантики, связанной с vulva, но, вместе с тем, она живет своей собственной жизнью внутри религиозного пантеона. Так, исследователи подчеркивают, что образ богини Иштар поглощает в себе "множество шумерских и хурритских образов богинь" зэ, а это значит, что архаическая мифосемантика комплекса vulva не тождественна ни богине Иштар, ни богине Инанне.
1. А.Ф.Лосев. Греческая мифология. - Мифы народов мира, т.1, М., 1987, с.326. 2. Р.Антее. Мифология в древнем Египте. - В кн.: Мифологии древнего мира. М., 1977, с.58. 3. Там же, с.59. 4. См. об этом: Померанцева Н.А. Эстетические основы искусства Древнего Египта. М., 1985, с.46. 5. Мифологии древнего мира. М., 1977, с.61. 6. Тахо-Годи А.А. Гея. - Мифы народов мира, т.1, М., 1987, с.300. 7. Афанасьева В.К. Энлиль. - Мифы народов мира, т.2, с.663. 8. См.: В.Н.Топоров. Космогонические мифы. - Мифы народов мира, т.2, М., 1987, с.7. 9. См.: Р.И.Рубинштейн. Нун. - Мифы народов мира, т.2, с.227. 10. Р.Антее. Цит. пр., с.75. 11. См. Липинская Я., Марциняк М. Мифология древнего Египта. М., 1987, с.7. 12. См.: Р.И.Рубинштейн. Атум. - Мифы народов мира, т.1, с.124. 13. Р.Антее, Цит.пр., с.75. 14. Там же, с.75. 15. Цит. по: Я.Липинская, М.Марциняк. Мифология Древнего Египта. М., 1983, с.23-24. 16. Топоров В.Н. Космогонические мифы. - В кн.: Мифы народов мира, т.2, М., 1987, с.7. 17. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности, М.,1978, с. 270. 18. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993, с.102. 19. Там же, с, 107. 20. Г.Франкфорт, Г.А.Франкфорт, Дж.Уилсон, Т.Якобсен. В преддверии философии: Духовные искания древнего человека М., 1984, с.214. 21. Лосев А.Ф. История античной эстетики (ранняя классика). М., 1963, с.106. 22. Там же. 23. Там же, с.79. 24. Там же. 25. Антология мировой философии в 4 тт., т.1, М., 1969, с. 265. 26. Топоров В.Н. Космогонические мифы. - В кн.: Мифы народов мира, т.2, М., 1987, с.7. 27. Фрейденберг О.М. Цит. пр., с.270. 28. История всемирной литературы в 9 тт., т.1, М., 1983, с.88. 29. Рубинштейн Р.И. Сет. - Мифы народов мира, т.2, М 1987, с.429. 30. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976, с.205-206. 31. Р.И.Рубинштейн. Нун. - "Мифы народов мира", т.2, с.227. 32. В.Н.Топоров. Хаос первобытный. - Мифы народов мира т.2, с.581. 33. Там же. 34. В.К.Афанасьева. Тиамат. - Мифы народов мира т 2 М 1987, с.505. 35. Лосев А.Ф. Хаос. - Мифы народов мира, т.2, с.579. 36. Цит. по: История всемирной литературы, т.1. М., 1983, с. 103, перевод В.К.Афанасьевой. 37. См.: Афанасьева В.К. Инанна. - В кн.: Мифы народов мира, т.1, М.,1987, с. 510. 38. См.: В.К.Афанасьева, И.М.Дьяконов. Иштар. - В кн.: Мифы народов мира, т.1, с. 595. 39. Там же.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 574; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |