Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная информатика как наука и учебная дисциплина




Научно-методологические проблемы развития социальной информатики

Мировоззренческая роль курса информатики в системе образования

 

Необходимо особо подчеркнуть мировоззренческую роль курса информатики в современной системе образования. Изучение этого курса содействует формированию у обучаемых целостной системно-информационной картины мира, пониманию ими общности информационных основ процессов управления в живой природе, обществе и технике [18].

Таким образом, информатика сегодня — это актуальная комплексная междисциплинарная проблема, в решении которой одинаково важны как фундаментальные, так и прикладные исследования. Для ее решения необходимо тесное взаимодействие специалистов академической науки и системы образования. Главным итогом вышеуказанного взаимодействия должно стать продвижение новых идей и результатов в области фундаментальной информатики в сферу образования. Сегодня этот процесс уже стал практически необратимым, так как поддерживается не только

специалистами академической науки, но также многими учеными и преподавателями, работающими в сфере образования.

Представляется исключительно важным и своевременным сфокусировать внимание руководителей органов образования, ученых и педагогов, а также средств массовой информации на этом направлении развития системы образования для того, чтобы новый подход к изучению информатики наш ел свое адекватное отражение в программах, методиках и учебных планах системы высшего и среднего образования, а также в системе переподготовки специалистов с высшим образованием и в первую очередь — педагогов.

При этом изменения должны быть внесены не только в содержание курса изучения информатики и смежных с ней технических дисциплин (вычислительной техники, кибернетики), но также и в содержание курсов ряда гуманитарных дисциплин, таких, как философия, экономика, социология, психология.

 

 

Прошло уже десять лет с того момента, когда в России начало активно развиваться новое научное направление исследований, получившее название социальная информатика. Это направление привлекает к себе сегодня внимание как ученых из области естественных наук, так и специалистов в области гуманитарного знания. Все большее признание получает социальная информатика и в сфере высшего образования России. За прошедший период созданы и успешно функционируют специализированные кафедры социальной информатики в МГУ им. М.В. Ломоносова, в Московском государственном социальном университете, в Военно-политической академии, в Нижегородском государственном университете.

В 1994 году в целях координации научно-исследовательской и учебно-методической деятельности этих кафедр создана ассоциация, которую возглавил проректор Московского социально-технологического института, член-корреспондент Российской академии естественных наук, профессор Б.А. Суслаков.

Важной вехой в истории развития социальной информатики стал II Международный конгресс ЮНЕСКО «Образование и информатика», состоявшийся в Москве в июле 1996 года. Более ста правительственных делегаций из различных стран мира съехались на этот конгресс для того, чтобы обсудить дальнейшую стратегию развития системы образования накануне наступающего XXI века. Событием на этом конгрессе стал национальный доклад России о политике в области образования [ 19]. В нем были выдвинуты новые принципы фундаментализации всей системы образования и придания ей опережающего характера.

Достойное место нашли в этом докладе и проблемы социальной информатики, изучение которой было предложено включить в качестве самостоятельного раздела нового курса «Фундаментальные основы информатики» для перспективной системы опережающего образования. Это предложение вызвало большой интерес среди участников конгресса и специально обсуждалось на одном из его семинаров [20].

В результате было выработано предложение о проведении под эгидой ЮНЕСКО комплексного международного проекта «Информатика—2000», целью которого является разработка базовой модульной программы изучения курса «Фундаментальные основы информатики» в системе образования [21].

Вышеизложенное свидетельствует о том, что в настоящее время в процессе развития социальной информатики как науки и учебной дисциплины наступил переломный момент, после которого она должна выйти на качественно иной уровень своего развития и распространения. Это является хорошим поводом для того, чтобы сделать системный анализ истории формирования этого нового научного направления, рассмотреть его современное состояние, а также перспективы и проблемы дальнейшего развития.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1062; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.