Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные проблемные блоки. Педагогические задачи




Педагогические задачи

 

Основная цель изучения данного раздела курса социальной информатики состоит в том, чтобы сформировать у слушателей общие представления об информационном потенциале современного общества как о совокупности средств, методов и условий, обеспечивающих формирование и эффективное использование информационных ресурсов. При этом должна быть раскрыта общая структура информационного потенциала общества и показана роль его основных компонентов: инструментальных средств информатики, составляющих информационную техносферу общества, когнитивных

структур общества, обеспечивающих генерацию знаний и формирование информационных ресурсов, информационных технологий и, наконец, информационной культуры общества.

Особое внимание в данном разделе курса следует уделить вопросам развития информационно-телекоммуникационных систем глобального и регионального масштаба, а также проблемам развития новых высокоэффективных информационных технологий. Необходимо осветить современное состояние и перспективы развития этих важнейших направлений развития информационного потенциала как в России, так и в передовых странах мирового сообщества.

 

Общая структура данного проблемного модуля представлена на рис. 6.

Он включает в себя четыре основных и два дополнительных проблемных блока.

Проблемные блоки данного модуля имеют следующие наименования:

4.1. Структура информационного потенциала общества.

4.2. Информационная техносфера.

4.3. Информационно-телекоммуникационные системы и технологии.

4.4. Информационная культура общества.

3.4.3. Краткое содержание основных проблемных блоков

Проблемный блок 4.1. Структура информационного потенциала общества.

4.1.1. Определение понятия «информационный потенциал общества».

4.1.2. Стратегическое значение развития информационного

потенциала общества на современном этапе развития

цивилизации.

Проблемный блок 4.2. Информационная техносфера.

4.2.1. Понятие информационной техносферы современного общества, ее состав и назначение.

4.2.2. Некоторые оценки уровня современного развития информационной техносферы.

4.2.3. Основные этапы развития информационной техносферы в России и в развитых странах мирового сообщества.

4.2.4. Современное состояние, проблемы и основные направления развития информационной техносферы в России.

4.2.5. Информационная техносфера и проблемы развития системы образования.

Проблемный блок 4.3. Информационно-телекоммуникационные системы и технологии.

4.3.1. Основные этапы развития ИТКС и сетевых технологий в передовых странах мирового сообщества.

4.3.2. Основные проблемы и перспективы развития сетевых информационных технологий.

4.3.3. Перспективные интегрированные системы связи на базе тяжелых космических платформ.

4.3.4. Региональные информационно-телекоммуникационные системы.

4.3.5. ИТКС в системе информационной поддержки развития науки и образования России.

Проблемный блок 4.4. Информационная культура общества.

4.4.1. Понятие информационной культуры общества и основные факторы ее развития.

4.4.2. Информационная культура и социально-экономическое развитие общества.

4.4.3. Лингвистическая культура общества и полиязычные информационные технологии.

Указатель литературы.

 

1. Колин К.К. Актуальные проблемы социальной информатики // Социальная информатика — 93: Сб. научных трудов.— М.: И-т молодежи, 1993.

2. Колин К.К. Социальная информатика — научная база постиндустриальной цивилизации // Социальная информатика—94: Сб. научных трудов.—М., 1994.—С. 4—23.

3. Информатика: Учебник / Под ред. проф. Н.В. Макаровой.— М.: финансы и статистика, 1997.— С. 22—23.

4. Вартанова Е.Л. Универсальная общественная служба в информационном обществе: новое прочтение проблемы доступа // Вестник РОИВТ.— М., 1990.— № 3 (17).

Рис. 6. Структура проблемного модуля «Информационный потенциал общества».

5. Концепция информатизации общества (обобщенный вариант) // Вестник РОИВТ.— М., 1990.

6. Мизин И.А. Состояние и перспективы развития телекоммуникационных технологий // Информационные технологии и вычислительные системы.— М., 1996.— №3.

7. Черток Б.Е., Цыбин С.П. Перспективные системы связи на базе тяжелых космических платформ и пути решения насущных проблем информатизации общества // Проблемы информатизации.—М., 1991.—№ 1.

8. Гайкович Ю.В. Анализ опыта информатизации и создания телекоммуникационных систем в регионах России (по опыту работы НТЦ СИТ ИПИ РАН). Ежегодный доклад «Развитие современных информационных технологий на основе унифицированных средств информатики массового применения в Российской Федерации и за рубежом в 1995— 1996 годах». МНТК «Прикладные информационные системы и технологии».— М., 1996.

9. Чипашвили Ш.Ш. Развитие единых информационных пространств и проблема единого понимания семантики информации // Социальная информатика — 99: Сб. научных трудов.— М.: Социально-технологический институт, 1999.

10. Дрожжинов В., Штрик А. Проблема цифрового расслоения общества // PC WEEK/RE.— № 43.— 21 ноября.— 2000.— С. 39, 40, 47.

11. Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика.— М.: Академический Проект, 2000.—350с. (Глава 4.—С. 129-171).

Контрольные вопросы и задания

 

1. Какие основные компоненты включает в себя информационный потенциал общества?

2. Что входит в состав информационной техносферы современного общества?

3. Какова роль информационно-телекоммуникационных систем и технологий в активизации использовании информационных ресурсов?

4. Приведите некоторые оценки уровня развития техносферы современного общества.

5. Охарактеризуйте основные этапы развития информационной техносферы в России и развитых странах мирового сообщества.

6. Дайте определение телекоммуникационной технологии.

7. Какие виды современных телекоммуникационных технологий Вы знаете?

8. Назовите основные проблемы развития сетевых технологий.

9. Какие направления развития сетевых технологий сегодня представляются наиболее перспективными?

10. Каковы основные проблемы и направления развития информационной культуры общества?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.