КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Описание игр
Игра «Цветные слова» Цели: • развивать зрительное восприятие (умение различать цвета, геометрические фигуры); • совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности. Оборудование: таблицы на каждого ребенка, а также образцы с цепочкой из цветных геометрических фигур. Использование: 1) логопед раздает детям таблицы, предлагает рассмотреть их, обращает внимание детей на то, что в геометрических фигурах прячутся буквы. Дети называют их, выписывают в тетрадь, например, только те, которые прячутся в желтых фигурах; 2) следующим этапом работы является выделение фигур нужного цвета в последовательности, соответствующей схеме. Например: в образце 4 фигуры — желтый круг, желтый овал, желтый треугольник и оранжевый квадрат. Дети находят в общей таблице эти фигуры, называют буквы, спрятанные в них, из этих букв составляют слово, называют его, при необходимости производят запись в тетрадь. Игра «Филлворд» Цели: • закреплять умение различать сходные по написанию печатные и письменные буквы; • развивать навыки языкового анализа и синтеза; слуховое и зрительное восприятие; • обогащать словарь. Оборудование: таблицы, внутри которых расположены поля 10 х 10 клеток, список слов для поиска. Использование: логопед предлагает детям рассмотреть таблицы, прочитать слова, данные в списке. Все слова из списка находятся внутри полей.
В начале работы лучше искать слова с помощью логопеда: он объясняет местонахождение слова с ориентировкой: слева — справа, снизу — сверху. Найдя слово, дети зачеркивают его, объясняют значение слова и его написание (с учетом орфограмм).
Игра «Волшебное чтение»
Цели: • развивать навыки зрительного восприятия и оптико-пространственные представления; • совершенствовать навык чтения; • формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза; • обогащать активный и пассивный словарь, формировать умение объяснят значения слов. Оборудование: карточки с черно-белыми картинками, похожими друг на друга. Использование: дети рассматривают карточку, уточняют, какие именно картинки на ней на рисованы. Ориентируясь на буквы, написанные внутри матрешек, составляют и записывают слово. Затем объясняют его значение, звукобуквенный, морфемный состав. С данным словом можно составить предложение, записать его, уточнить состав (количество слов, наличие в предложении предлогов или союзов). Например: на карточке есть изображения матрешки, неваляшки, круга, солнца Логопед предлагает детям прочитать слово, спрятанное, например, в матрешках. Игра «Ромб» Цели: • совершенствовать оптико-пространственные представления (умение быстро ориентироваться по сторонам: слева — справа, вверху — внизу); • развивать аналитико-синтетическую деятельность (звукобуквенный и слоговой анализ и синтез). Оборудование: таблицы с ромбами (вверху, внизу, слева, справа). Использование: уточнив знания детей о слогах, о влиянии гласных на количество слогов, логопед дает детям инструкцию. Например: найдите верхний ромб, укажите на букву слева. Найдите правый ромб, в нем назовите букву посередине. Мысленно проговорите полученный слог (или буквосочетание, если это две согласные). Найдите левый ромб, укажите букву снизу, присоедините ее к тому, что получилось ранее. Какое слово у вас получилось? (дети отвечают) Условия: 1) все слова должны состоять только из 1-го слога. Усложнение содержится во втором варианте — в словах обязательно должен присутствовать мягкий знак; в словах третьего варианта обязательно присутствие гласной 2-го ряда;
2) анализ предложений лучше начинать не с его записи, а со схемы, отражающей структуру этого предложения.
Игра «Улитка» Цели: • развивать умение анализировать предложения на слова (определять количество слов в предложении, отделять слова друг от друга, определять последовательность слов, находить предлоги (союзы) в предложении); • закреплять знания о написании предложений (первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка). Оборудование: игровые карточки «Улитка». Использование: детям раздаются игровые карточки с изображением «улитки», в раковине которой спрятаны предложения. Детям нужно с помощью маркера (или простого карандаша) отделить слова друг от друга, обозначить предложения (расставить заглавные буквы и точки в конце). Далее следует записать предложения (либо схематическим способом, либо обычным). Игра «Змейка» Игра «Змейка» — усложненный вариант игры «Улитка», количество предложений в «Змейке» увеличено, в ней в большей степени уделяется внимание предлогам, союзам, однородным членам предложения, написанию имен собственных. Материал в «Змейке» подобран с учетом дифференциации сходных по написанию букв. Цели: • совершенствовать оптико-пространственные представления детей, навык чтения; • развивать умение анализировать предложения на слова (отделять слова друг от друга, определять количество слов и их последовательность, отделять от слов предлоги и союзы); • совершенствовать умение записывать предложения (первое слово пишется с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка). Оборудование: «змейки» в прозрачных файлах, маркеры для каждого ребенка. Использование: логопед предлагает детям поиграть и отгадать загадки «змейки». Внутри туловища «змейки», объясняет он, спрятаны предложения, слова в которых соединены между собой. С помощью маркера дети отделяют слова друг от друга, определяют границы предложений (выделяют заглавные буквы в начале предложений, ставят точки в конце предложений), после этого записывают предложения (либо графически — в виде схем, либо обычным способом). Игра «Путешествие по предложениям»
Цели: развивать оптико-пространственные представления; • совершенствовать навык чтения; • формировать навыки языкового анализа и синтеза; * активизировать слуховую память. Оборудование: таблицы с координатами (буквы и цифры сверху и слева), цветные кружки (по 8) для каждого ребенка. Использование: логопед раздает детям игровые таблицы, обращает их внимание на координаты вверху и слева в таблице. Логопед называет детям разные координаты, найдя их пересечения, дети кладут цветные кружки, читают слова, затем из слов составляют предложения. Слова предлагаются в той последовательности, в которой они находятся в предложении. Далее следует запись предложений в тетрадь (или) их схематическое отображение. В качестве усложнения можно называть слова в предложении, нарушив пос ледовательность слов. С составленными предложениями можно выполнять разные виды слогового и звукобуквенного анализа, делать запись предложений по памяти. Игра «Загадки времен года» Цели: • совершенствовать зрительное восприятие (умение различать цвета); • развивать навыки аналитико-синтетической деятельности (составление предложений из слов, закрепление знаний о предложении, его написании); • формировать грамматически правильную речь. Оборудование: таблицы 6x6 клеток, квадраты в которых раскрашены разными цветами радуги и в которых записаны слова. Использование: логопед предлагает детям вспомнить очередность цветовой гаммы радуги, прочитать слова в цветных квадратах. Квадраты одной цветовой гаммы содержат слова, из которых нужно составить предложение. Эти слова потеряли свои места, поэтому детям необходимо найти место каждого слова в предложении. Составив предложение, дети произносят его и записывают, уточняя, что первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, после последнего слова ставится точка, вопросительный или восклицательный знак. Игра «Кирпичная стенка» Цели: • закреплять знания о предложении, его правильном написании; • развивать навыки аналитико-синтетической деятельности (способствовать анализу предложений по словам);
• совершенствовать оптико-пространственные представления; • способствовать развитию грамматически правильной речи. Оборудование: игровые карточки «Кирпичная стенка». Использование: получив игровую карточку, дети узнают, что неумелый строитель заложил все окна в доме кирпичами, отсюда задание: разбить кирпичи на окнах. Это, можно сделать, оставив предложения (одно, два или три), при этом на кирпичах не должно остаться ни одного слова.
Данная игра имеет два варианта. В первом варианте игры слова даются с правильными окончаниями, во втором варианте — слова используются в исходной форме. Логопед обращает внимание детей на слово, написанное с заглавной буквы (оно должно быть в начале предложения), и точку (это конец предложения).
Игра «Паутинка» Цели: • развивать навыки слогового анализа и синтеза; • формировать умение анализировать предложение по словам; • совершенствовать оптико-пространственные представления детей; • закреплять навык чтения слогов и слов. Оборудование: карточки со слогами, соединенными линиями (слоги образуют слова). Использование: данная игра имеет два варианта: в первом варианте зашифрованы слова, во втором варианте — текст загадки. Вариант 1. На стенд выставляется карточка, на которой слоги соединены между собой линиями. Ориентируясь на эти линии, дети выписывают в тетрадь или на доску слоги. Из этих слогов образуют слова, отделяя их друг от друга (с помощью вертикальных линий). Вариант 2. Аналогичная работа, но из полученных слов дети получают предложение {текст загадки), записывают текст загадки и ответ на нее. Игра «Соты» Цели: • формировать навыки слогового анализа и синтеза; • развивать оптико-пространственные представления; • закреплять письменный навык и улучшать двигательные способности кисти руки. Оборудование: карточки- рамки с сотами (прорезями) для каждого ребенка. Использование: логопед раздает детям «соты» (уточняет значение этого слова), далее дети рассматривают их, выясняют, что под каждым окошком стоит число. Логопед называет слова. Дети выделяют из названного слова заданный слог (например, первый) и вписывают его в окошко сот. Данная игра имеет два варианта. Вариант 1. Дети составляют слова из слогов в сотах (слова идут друг за другом). Вариант 2. Дети составляют слова, используя слоги в сотах. Игра «Сложные слова» Цели: • закреплять знания о сложных словах; • формировать навык чтения и оптико-пространственные представления; • обогащать словарь. Оборудование: таблицы-лабиринты со сложными словами, список слов для поиска. Использование: каждому ученику раздается материал игры и предлагается прочитать записанные внутри таблицы-лабиринта сложные слова. Дети вспоминают (с помощью логопеда), что они знают о правописании сложных слов (в этих словах более одного корня, между корнями имеется соединительная гласная о или е). Поиск сложных слов осуществляется без показа списка этих слов, а когда все слова найдены, дети читают слова в списке, сверл с тем, что они нашли в таблице-лабиринте. Читая слова, дети определяют их лексическое значение, пытаясь осознать с помощью корней слова. Записав слово в тетрадь, дети выделяют корни, соединительные гласные называют все гласные в слове, уточняют слоговой состав слова. Игра «Родственники» Цели: • закреплять знания детей о родственных (однокоренных) словах; • совершенствовать навык чтения и аналитико-синтетическую деятельность • закреплять знания о частях слова, правописании безударных гласных (в числе и в корне слова). Оборудование: карточки с родственными (однокоренными) словами, записанными без пусков. Использование: детям выдается игровая карточка. Логопед обращает внимание детей на то, что первое слово в карточке выделено жирным шрифтом, к нему подобраны слова, которые являются для него родственными, однокоренными, но эти слова записаны без пропусков. Дети должны отделить слова друг от друга, записать их в тетрадь. В каждом записанном слове дети уточняют его звукобуквенный состав, составные части (приставку, корень, суффикс и окончание). В качестве варианта использования игры логопед может предложить составить предложения с заданными словами, уточнить правописание безударных гласных в корне слова и подобрать проверочные слова.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 577; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |