Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная политика социального государства: теоретико-методологические проблемы 2 страница




Конвенция о свободе ассоциации и защите права на организацию - 1948г. (№ 87). Устанавливает право всех трудящихся и предпринимателей на создание организаций и вступление в них по своему выбору без получения предварительного разрешения, определяет ряд гарантий свободы их деятельности без вмешательства органов государственной власти. Ратифицирована СССР в 1956 г.

Конвенция о применении принципов права на организацию и ведение коллективных переговоров - 1949 г. (№ 98). Предусматривает защиту от антипрофсоюзной дискриминации, защиту организаций трудящихся и предпринимателей от взаимного вмешательства, а также меры по содействию коллективным переговорам. Ратифицирована СССР в L956 г.

Конвенция о равном вознаграждении - 1951 г. (№100). Призывает устанавливать равную оплату для мужчин и женщин за труд равной ценности.

Конвенция об упразднении принудительного труда - 1957 г. (№105). Запрещает использование любой формы принудительного или обязательного труда в качестве средства политического подавления, воспитания, наказания за выражение политических и идеологических взглядов, мобилизации трудовых ресурсов, установления трудовой дисциплины, наказания за участие в забас­товках или дискриминации.

Конвенция о плантациях - 1958 г. (№ ПО). Была принята в качестве исключительной меры в целях содействия применению существующих конвенций о плантациях. Регламентирует условия наемного труда на плантациях, расположенных в тропических или субтропических районах, где определенные культуры (перечисленные в Конвенции и уточненные в Протоколе) выращиваются или производятся в коммерческих целях.

Протокол к Конвенции 1982 г. ограничил сферу ее применения рамками термина «плантации», в соответствии с которым данное понятие может включать в себя некоторые службы, занятые первичной обработкой продуктов производства плантаций, а также разрешил некоторые исключения. Конвенция распространяется на следующие области: вербовка и найм трудящихся-мигрантов; контракты о найме на работу; отмена уголовных наказаний в случаях разрыва контракта со стороны трудящегося; заработная плата; ежегодный оплачиваемый отпуск; еженедельный отдых; защита материнства; возмещения за несчастные случаи на производстве; право на организацию и ведение коллективных переговоров; свобода объединения; инспекция труда; минимальные нормы обеспечения жильем; медицинское обслуживание. Ратифицирована 12 государствами.

Конвенция о дискриминации в области труда и занятий - 1958 г. (№ 111). Призывает к проведению национальной политики, направленной на устранение дискриминации при найме, профессиональной подготовке, в отношении условий труда по признаку расы, цвета кожи, пола, веры, политических взглядов, национальному или социальному происхождению, на содействие равенству возможностей и обращения.

Конвенция об основных целях и нормах социальной политики - 1962 г. (№ 117). Конвенция заявляет, что любая политика должна быть нацелена на рост благосостояния населения и на стимулирование социального прогресса, что главной задачей экономического развития является повышение уровня жизни. Она нацелена на то, чтобы воспрепятствовать распаду семейной жизни и традиционных социальных ячеек путем изучения причин и последствий миграции, практических действий в области городского и национального планирования, предотвращения чрезмерного скопления людей в городских зонах, улучшения условий жизни и развития соответствующих отраслей в сельских районах. Конвенция рассматривает специфические проблемы сельскохозяйственных производителей (хроническая задолженность, право на землю, использование ресурсов, необходимость развития кооперативов), и трудящихся-мигрантов и их семей (равенство зашиты, перевод зарплаты домой, возрастание стоимости жизни, связанное с изменением места жительства). Условия должны быть таковы, чтобы у самих трудящихся был шанс повысить свой собственный уровень жизни. Конвенция предлагает установление минимальной заработной платы путем переговоров между профсоюзами и предпринимателями. Она детализирует меры, направленные на охрану заработной платы. Конвенция подтверждает право детей и молодежи на образование, профессиональную подготовку и участие в программах ученичества, позволяющие им гото­виться к нужной профессии. В этой связи она предлагает устанав­ливать минимальный возраст прохождения школьного обучения и минимальный возраст приема на работу. Конвенцию ратифицировала 31 страна.

Конвенция о защите прав представителей трудящихся на пред­приятии и предоставляемых им возможностях - 1971 г. (№ 135). Предполагает предоставление представителям трудящихся па пред­приятии соответствующих возможностей, позволяющих им быстро и эффективно выполнять свои функции и осуществлять защиту от любого действия, которое может нанести им ущерб, включая увольнение. Не ратифицирована.

Конвенция о минимальном возрасте для приема на работу - 1973г. (№ 138). Цель се устранение детского труда; устанавливает, что минимальный возраст для приема на работу не должен быть ниже возраста завершения обязательного образования.

Конвенция об оплачиваемых учебных отпусках - 1974 г. (№ 140). Предполагает предоставление каждым членом Организации оплачиваемых учебных отпусков и содействие по мере необходимости:

- приобретению, улучшению и адаптации профессиональных и функциональных навыков, а также расширению возможностей занятости и гарантии сохранения работы в условиях научно-технического прогресса и экономических и структурных изменений;

- компетентному и активному участию работников и их пред­ставителей в жизни предприятия и общества, развитию человеческого достоинства, социальному и культурному росту работников;

- развитию в целом постоянного процесса образования и подготовки, помогающих работникам приспособиться к современным требованиям.

Финансирование мер по предоставлению оплачиваемых учебных отпусков проводится на регулярной и отвечающей требованиям основе и в соответствии с национальной практикой. Работники получают оплачиваемый учебный отпуск независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, национального происхождения или социальной принадлежности. Период оплачиваемого учебного отпуска приравнивается к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других вытекающих из трудовых отношений право на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или других положений, которые соответствуют национальной практике.

Конвенция о регулировании вопросов труда: роль, функции и орга­низация - 1978 г, (М 150). Обязывает государство члена МОТ создать эффективную систему по регулированию вопросов труда, функции и обязанности которой должны быть скоординированы, и обеспечить в рамках этой системы консультации, сотрудничество и переговоры между организациями предпринимателей и трудящихся. Не ратифицирована.

Конвенция о прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателей - 1982 г. (М 158). Устанавливает, что законным основанием для прекращения трудовых отношений не являются: членство в профсоюзе или участие в профсоюзной деятельности в нерабочее время или, с согласия предпринимателя, в рабочее время; намерение стать представителем трудящихся, выполнение в настоящее время или в прошлом функций представителя трудящихся; подача жалобы или участие в деле, возбужденном против предпринимателя по обвинению в нарушении зако­нодательства либо правил или обращение в компетентные адми­нистративные органы и др. Не ратифицирована.

Конвенция о содействии коллективным переговорам - 1981 г. (№ 154). Распространяется на все отрасли экономической деятельности, содержит определение термина «коллективные переговоры» как все переговоры, которые проводятся между предпринимателем, группой предпринимателей или одной или несколькими организациями предпринимателей, с одной стороны, и одной или несколькими организациями трудящихся - с другой, в целях: а) определения условий труда и занятости; и/или б) регулирования отношений между предпринимателями и трудящимися; и/или в) регулирования отношений между предпринимателями или их организациями и организацией или организациями трудящихся. Предусматривает также меры содействия коллективным переговорам, которые должны разрабатываться и применяться таким образом, чтобы не ограничивать свободу коллективных переговоров. Российской Федерацией не ратифицирована.

Конвенция о трехсторонних консультациях для содействия при­менению международных трудовых норм - 1976 г. (№ 144). Подразумевает создание трехстороннего механизма для консультаций по вопросам, относящимся исключительно к международным трудовым нормам. Не ратифицирована.

Конвенция о статистике труда - 1985 г. (№ 160). Пересматривает Конвенцию № 63 о статистике в области заработной платы и продолжительности рабочего времени. Она предоставляет информацию о социальном развитии, в частности, потребительских иенах и семейных расходах. Государство, ратифицировавшее данную Конвенцию, обязано регулярно собирать, обрабатывать и публиковать статистические данные о труде по следующим разделам:

- экономически активное население, занятость и безработица;

- структура и распределение экономически активного населения;

- средние заработки и продолжительность рабочего времени;

- ставки заработной платы, структура заработной платы и ее распределение;

- стоимость рабочей силы;

- индексы цен на потребительские товары;

- расходы на ведение домашнего хозяйства и семейные доходы;

- производственный травматизм и профессиональные заболевания;

- трудовые конфликты.

Конвенция была дополнена Рекомендацией №170 и ратифи­цирована 39 странами.

Рекомендации МОТ. Рекомендации в отличие от Конвенции не являются объектами ратификации и поэтому не обязательны ни для одной из стран, но их положения могут служить «путеводной звездой» при разработке национальной политики.

Рекомендация о кооперативах (в развивающих странах) - 1966 г. (№ 127), Определяет цели национальной политики для стимулирования процесса создания и развития кооперативов посредством законодательных мер, систем образования, профессиональной подготовки, а также финансовой и административной помощи.

Она применяется ко всем категориям кооперативов, например, к потребительским, кооперативам по мелиорации земель, сельско­хозяйственным, рыболовецким, кооперативам обслуживания, строительным, транспортным, страховым, сберегательным, кооперативам взаимного кредитования, кооперативным банкам. Создание и развитие кооперативов должно рассматриваться как один из важных факторов экономического, социального и культурного прогресса в развивающихся странах. В рекомендации также сказано, что кооперативы являются средством улучшения социальных условий населения и служат дополнением к социальным службам, действующим в области жилищного строительства, здравоохранения, образования и связи. Она включает подробные по­ложения, касающиеся законодательства, образования и профес­сиональной подготовки финансовой и административной помо­щи кооперативам, контроля и ответственности за их правильным управлением, международного сотрудничества в деле оказания помощи кооперативам в развивающихся странах, не затрагивая при этом их независимости.

В приложении к Рекомендации приводится иллюстрация того, как различные формы кооперативов могут участвовать в реализации аграрной реформы и повышении уровня жизни сельских жителей. Она также признает значение кооперативов в общем развитии социального прогресса, образования и культуры, в про­граммах аграрных реформ.

Рекомендация о бытовом обслуживании трудящихся - 1956 г. (М 102). Ставит цель установления норм в сфере продуктового обслуживания, отдыха, рекреации и транспорта путем применения законодательных актов, коллективных переговоров или других средств (обычно в результате договоренностей, достигнутых между предпринимателями и трудящимися). Рекомендация не касается сельскохозяйственных трудящихся или трудящихся, занятых в морском транспорте. Для остальных категорий она определяет положения по организации столовых на рабочем месте или вблизи него, учитывая при этом потенциальный спрос и возможности предоставления услуг другого рода. В ней рекомендуется создание комнат отдыха, предназначенных в первую очередь для женщин, а также для защиты от дискомфорта, вызываемого жарой или холодом. По указанию уполномоченных представителей трудящихся услуги в области рекреации должны предоставляться трудящимся на рабочем месте или вблизи него, там, где рабочие места еще не организованы, но когда в них есть потребность. Рекомендация касается также транспорта на и с места работы, предлагая различные способы решения проблемы, такие как адаптация расписания общественного транспорта, адаптация рабочего времени, предоставление транспорта со стороны Пред­принимателя, выделение пособия на оплату транспортных расходов. При этом должны приниматься во внимание специфические потребности трудящихся, работающих по сменному графику.

Рекомендация о жилищном строительстве для трудящихся - 1961 г. (№ 115), Задачей ее является поощрение строительства жилья и организации сопутствующей ему системы коммунальных услуг в целях предоставления трудящимся и их семьям адекватного и качественного жилья и создания достойных условий жизни. В ней предлагается производить регулярный ремонт, совершенствовать и модернизировать существующий жилищный фонд и сопутствующее ему коммунальное хозяйство. Подробно излагаются обязанности государственных властей в области удовлетворения соответствующих потребностей, меры по поддержанию чистоты и хорошего состояния жилья, а также положения о том, каким должны быть жилищные условия трудящегося. Рекомендация распространяется на жилье, предоставляемое предпринимателем, и рассматривает такие проблемы, как, например, возврат жилья в случае прекращения трудовых отношений, оплата жилья, а также предоставление жилья и услуг взамен выплаты заработной платы. Рекомендация затрагивает положения, касающиеся финансирования программ жилищного строительства для трудящихся, жилищных норм, мер по повышению эффективности строительной промышленности, городского планирования и т.д.

Международное бюро труда (МБТ) - постоянный секретариат МОТ со штаб-квартирой в Женеве (Швейцария). В его функции входят: проведение различных обследований в области социально-трудовых отношений по поручению Административного совета МОТ и генеральных конференций МОТ; контроль за соблюдением ратифицированных конвенций; подготовка материалов для генеральных конференций МОТ; издание и распространение публикаций по вопросам труда. Одновременно МБТ - исследовательский центр по социальным вопросам и мировой справочно-информационный центр. Возглавляет его генеральный директор, назначаемый Административным советом на пять лет (с возможностью пролонгации срока еще на пять лет).

Организационно МБТ состоит из нескольких департаментов: условий труда и окружающей среды; развития предприятий и кооперативов; отраслевой деятельности; международных трудовых норм; социального обеспечения; технического сотрудничества; по связям и совещаниям; изданий и документации; информации и трудовой статистики; кадров и административных служб; финансов и общего управления. В МБТ входят также бюро юридического советника (юридическая служба) и другие технические подразделения. Кроме того, имеются бюро по деятельности предпринимателей; региональные бюро в Африке, Азии, Америке и Европе; представители в различных странах со своими отде­лениями; бюро национальных корреспондентов. Есть также два учебных заведения по повышению квалификации - Международный институт социально-трудовых исследовании в Женеве и Международный учебный центр в Турине (Италия).

Офис московского отделения МБТ доступен для посещения всеми трудящимися и их представителями, равно как и предпринимателями. Располагает небольшим техническим персоналом и научной библиотекой.

Европейская социальная хартия. В европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, подписанной в Риме 4 ноября 1950 г., и в Протоколе к ней члены Совета Европы договорились обеспечить своему населению гражданские и политические права и свободы, указанные в этих документах. В Европейской социальной хартии от 18 октября (Турин), открытой для подписания, и в Протоколах к ней члены Совета Европы согласились обеспечить своему населению социальные права, указанные в этих документах, в целях повышения их уровня жизни и социального благополучия. Конференция министров по правам человека, состоявшаяся в Риме 5 ноября 1990 г., подчеркнула необходимость, с одной стороны, сохранить неделимый характер прав человека - гражданских, политических, экономических, социальных и культурных, а с другой - дать новый импульс Европейской социальной хартии. 21-22 октября 1991 г. в Турине конференция министров решила обновить и уточнить основное содержание социальной хартии, с тем чтобы учесть прежде всего те существенные социальные изменения, которые произошли со времени принятия Хартии. 3 мая 1996 г. в Страсбурге была принята пересмотренная Европейская социальная хартия.

ГЛАВА 3. Эффективное социальное партнерство и сильная социальная политика - основа успешного развития социального государства

Ключевые слова: региональная социальная политика, социальная политика государства, социальная политика активная, социальная политика органов местного самоуправления, социальная политика корпоративная, социальная политика реальная, социальная политика сильная, субъекты социальной политики.

Социальную политику в узком понимании большинство авторов рассматривают как деятельность государства, других политических и социальных институтов, направленную на прогрессивное развитие социальной сферы общества, совершенствование условий, образа и качества жизни людей, обеспечение их жизненных потребностей, оказание гражданам необходимой социальной поддержки, помощи и защиты с использованием для этого имеющегося финансового и иного общественного потенциала. Социальная политика -одна из главных составляющих внутренней политики государства, его властных структур и стоящих за ними политических сил, направление политической деятельности в целях решения социальных проблем. В социальной политике находит практическое воплощение функционирование социального государства.

Социальную политику одни рассматривают как «взаимоотношения классов, социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения в целом и составляющих его классов, слоев, социальных, социально-демографических, социально-профессиональных групп, социальных общностей (семьи, народы, население города, поселка, региона и т.п.).» (Ракитский Б. В. Социальная политика, социальная зашита, самозащита трудящихся в обществе. Ч. 1 Социальная политика // Трудовая демократия – М., 1997. - Вып. 9. - С. 2), другие считают, что социальная политика - «одна из главных сфер (курсив наш, подчеркнуто нами. - авт.) политической деятельности государств, политических партий, общественных организаций, являющихся субъектами политики, цель которой развитие образующих то или иное общество классов, социальных групп, социальных слоев (стратов), национальных или иных этнических общностей, языковых групп, конфессиональных групп, а также развитие (социализация) человека» (Овчинников B.C. Политика социальная // Энциклопедический социо­логический словарь. - М., 1995. - С. 566-567). Третьи уточняют понятие социальной политики как «особый аспект внутренней политики (курсив наш, подчеркнуто нами. - авт.), целью и содержанием которого является регулирование всего комплекса социальных процессов и отношений, форм общения между людьми». (Зайцев В. И., Логвинов С.А. Социальная политика государства - важнейший инструмент регулирования социальных процессов в рыночном хозяйстве // Стратегическое планирование. М., 1998. - С. 76). «Социальная политика - одно из главных направлений внутренней политики государства, призванное обеспечить воспроизводство своих социальных ресурсов». (Социальная политика в регионах России. – М., 1998. - С. 4). В узком понимании многие рассматривают социальную политику как «деятельность (курсив наш. - Авт.) государственной власти, негосударственных структур и самой личности по регулированию жизнеобеспечения человека» (См.: например: Социальная политика государства / Под. ред. В.Ф. Ушакова. - М., 1997. - С. 58). «В конечном итоге социальная политика - это деятельность по управлению социальной сферой общества, обеспечению материальных и культурных потребностей его членов, регулированию процессов социальной дифференциации общества, в том числе доходов экономически активного населения и нетрудоспособных граждан, позволяющая каждому члену общества реализовать его важнейшие социально-экономические права, прежде всего, право на уровень и качество жизни, необходимые для нормального воспроизводства и развития личности» ( Социальная политика в регионах России. - М., 1998. - С. 4).

В литературе встречаются и другие варианты толкования социальной политики как искусства соединения человеческих интересов» ( Реформирование социальной сферы в условиях перехода к рыноч­ной экономике. - М., 1998. - С. 5)или просто интереса к социальной сфере.

Социальная политика - «взаимоотношения основных элементов социальной структуры общества (классов, социальных групп, общностей) по поводу сохранения и изменения социального положения населения в целом и составляющих его классов, слоев, общностей. Социальная политика является сугубо структурным общественным отношением (взаимодействием способных к субъектному действию элементов социальной структуры). Отсюда исключительная, определяющая важность для практически плодотворного (конкретно-исторического) раскрытия социальной политики, учета ее связи с характером общего как целого (во-первых, с характером общественного устройства, с типом обще­ственного строя, во-вторых, со спецификой фазы, периода, этапа развития общества)» (См.: Социальная политика: Толковый словарь. - С. 146-147).

Реальная социальная политика - это:

1) концепция и программа действий государства и представляющих его должностных (президента, председателя правительства, руководителей регионов и др.) и юридических лил (законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, конкретных социальных систем и служб), партий, движений, отдельных политических лидеров;

2) собственно реализуемая комплексная социальная технология в данном социальном времени и конкретном территориально-правовом пространстве (административно-территориальном образовании: стране, области, крае, городе и т.д.).

Социальную политику в широком понимании авторы рассмат­ривают как совокупность теоретических принципов и практических мер, вырабатываемых и реализуемых государственными и не­государственными органами, организациями и учреждениями, направленных на создание необходимых условий жизнедеятельности, удовлетворение социальных потребностей населения, создание в обществе благоприятного социального климата.

Социальная политика формируется и реализуется в процессе деятельности субъекта не только в лице государственных структур» но и органов местного самоуправления, общественных организаций, а также производственных и других коллективов, то есть социальное государство заинтересовано привлекать в качестве субъекта социальной политики все заинтересованные структуры. Она направлена на достижение социальных целей и результатов, связанных с улучшением материального и социального благосостояния, на повышение качества жизни населения и достижение общественно-политической стабильности, предотвращение возможного возникновения очагов социальной напряженности. Социальная политика реализуется путем организации взаимоотношений различных элементов социальной структуры общества, приводящей к сохранению или изменению социального положения населения в целом или составляющих его классов, слоев, общностей.

На мезоуровне главным субъектом социальной политики выступают органы власти регионов. На микроуровне основным субъектом социальной политики является семья). При нахождении субъектов социальной политики между собой в иерархической зависимости субъекты более низкого уровня становятся объектами социальной политики, проводимой субъектами вышестоящего уровня.

Социальная политика государства в узком понимании - это деятельность государственных органов и их должностных лип, связанная с определением интересов, содержания и форм деятельности и реализацией функций и задач государства по созданию условий жизнедеятельности, формированию оптимальной социальной инфраструктуры и социальной структуры общества. В таком понимании социальная политика реализуется посредством управляющего воздействия на социальную сферу. Объектом социальной политики в регионе выступает все население региона, отдельные индивиды, социальные общности, действующие на соответствующей территории. Субъектом социальной политики здесь являются государственные органы, организации, учреждения и объединения (социальные, профессиональные, политические, религиозные, благотворительные), оказывающие воздействие на социальную сферу. Субъектом государственной социальной политики в регионе являются региональные законодательные, исполнительные и судебные органы власти.

Социальная политика государства сегодня нацелена в большей мере на развитие систем образования, здравоохранения и культуры, социального обеспечения, жилищного и коммунального хозяйства, социально-бытового обслуживания населения. Вопросы повышения благосостояния, уровня жизни населения, создания социальных предпосылок для формирования экономических стимулов для участия в общественном производстве решаются также в большей мере на региональном уровне. На переходном этапе строительства социального государства все заинтересованные субъекты социальной политики должны сконцентрировать основные усилия в области социальной политики на следующих ос­новных направлениях:

- обеспечение роста денежных доходов населения и уменьшение их дифференциации на основе увеличения заработной платы, повышения доли оплаты труда в валовом внутреннем продукте, улучшения пенсионного обеспечения в ходе проведения пенсионной реформы и усиления адресности социальной поддержки населения (перераспределение социальных расходов в пользу малоимущих при одновременном сокращении социальных трансфертов обеспеченным семьям, перевод льгот и компенсаций в денежные выплаты наиболее нуждающимся гражданам);

- значительное сокращение социальной и экономической бедности, в первую очередь минимизация крайней бедности в местах ее наибольшей концентрации, укрепление социальной безопасности граждан.

В связи с этим основными задачами Российского государства и его правительства в области демографической политики являются:

- разработка на долгосрочную перспективу конкретных мер по реализации демографической политики с учетом перспектив социально-экономического развития РФ и региональных особенностей демографических процессов;

- оказание материальной поддержки семьи при рождении детей, в том числе увеличение размеров единовременного пособия при рождении ребенка в зависимости от очередного рождения, пособия на период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет;

- улучшение качества медицинской помощи, развитие про­филактики, диагностики и лечения социально значимых заболеваний;

- разработка мер, предусматривающих аттестацию рабочих мест в целях выявления неблагоприятных факторов, воздействующих на здоровье работников, а также мер экономического стимулирования работодателей для улучшения условий и охраны труда;

- разработка и реализация мер по профилактике правонарушений, пьянства и наркомании;

- совершенствование системы мер медико-социальной реабилитации категорий населения, которые в силу жизненных обстоятельств попали в сложные условия существования (освободившиеся из мест лишения свободы, бездомные, не имеющие постоянного места жительства и работы).

Суть социальной политики государства, поставившего перед собой задачу превратиться в социальное государство, состоит прежде всего в обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни населения, создании социальных предпосылок в формировании экономических стимулов развития производства. В социальном государстве задача реализации сильной, эффективной социальной политики выдвигается па первый план.

В структуре социальной политики имеются три уровня: феде­ральный, региональный и муниципальный. Вопросы финансирования развития образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения в основном должны решаться на уровне федеральных органов государственной власти. Все три уровня (федеральный, региональный, местный) находятся в непрерывном взаимодействии, взаимообусловлены и составляют неразрывное единство. Поэтому социальную политику, которая уже на этапе формирования представляет собой трехсторонний процесс выработки взаимно согласованных принципов решения социальных проблем, авторы называют триединой социальной политикой. В федеративном соци­альном государстве реализация такой социальной политики осу­ществляется на всех трех уровнях, представляющих собой целостную систему.

Под целостностью трехуровневой системы подразумевается не простая сумма составляющих структуру или же перенос свойств каждой составляющей на единое целое, а интегральная структура, состоящая из частей, находящихся в неразрывном единстве. Сочетание этих частей осуществляется по принципу системности. Системность по отношению к сочетанию федерального, регионального и местного уровней реализуется при гармонизации интересов всех трех уровней, а также при четком определении их приоритетов и полномочий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.