КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Позиционирование товаров
Выбрав целевой сегмент, фирма должна определить не только дифференцируемые характеристики продвигаемого на нем товара, но и позиционировать продукт. Позиционирование товара – это действия по обеспечению товару не вызывающего сомнений, четко отличного от других, желательного места в сознании целевых потребителей, это действия по обеспечению конкурентоспособного положения марки товара в ряду конкурирующих марок в данной товарной категории. Позиция товара – это место, занимаемое данным товаром в сознании потребителей по сравнению с аналогичными конкурирующими товарами. Позиция, отводимая какому-либо товару, представляет собой сложный набор восприятий, впечатлений и ощущений, складывающихся у потребителя при сравнении данного товара с конкурирующими товарами. Иными словами, позиционирование – это инструмент искусственного перевода предпринимательской идеи, конкурентных преимуществ фирмы в мотив, понятный покупателю. Вместе с тем, конкурентные преимущества фирмы и позиции ее товаров на рынке – это далеко не одно и то же. Конкурентное преимущество – это сильная сторона компании, в то время как позиция товара – это восприятие товара предполагаемым потребителем. Отдельные конкурентные преимущества могут влиять на позицию товара, но не быть для нее определяющими факторами. Позиционирование и сегментирование – это понятия дуальные. Сегментирование является основой для создания специфического товара, а донести этот товар в физическом и коммуникативном смысле позволяет позиционирование. В широком смысле позиционирование использует весь комплекс маркетинговых элементов. В узком смысле позиционирование концентрируется только на коммуникативных элементах продвижения товара и на том, как при этом воспринимается товар.
Основным типом позиционирования является определение позиции товара в координатах «цена-качество». Помимо этого можно выделить еще несколько распространенных типов позиций товара: § позиция, основанная на отличительном качестве товара; § позиция, основанная на выгодах и решении проблем; § позиция, основанная на особом способе использования; § позиция, ориентированная на определенную категорию покупателей; § по отношению к конкурирующей марке; § позиция, основанная на разрыве с определенной категорией товаров (позиционирование минеральной воды как утреннего напитка наравне с кофе и чаем). Необходимым условием позиционирования является дифференциация, которая должна быть уникальной, важной для потребителя, защитимой, объяснимой. Существует несколько методов дифференциации: 1) дифференциация продукта, обеспечивающая отличительные особенности на уровне физических, дополнительных или ожидаемых характеристик продукта; 2) дифференциация за счет сопроводительного обслуживания, которая достигается с помощью льготной доставки, установки товаров, обучения потребителей, консультирования; 3) дифференциация за счет квалификации сотрудников, позволяющей создать высокую репутацию и обеспечить требуемый уровень инноваций; 4) дифференциация за счет имиджа возможна, если конкуренция множества аналогов на рынке приводит к эмоциональному восприятию потребителем продукции предприятия. Таким образом, дифференциация достигается либо за счет изменений в самом продукте, либо за счет изменений условий создания и сбыта продукта. Выбирая способ дифференциации нужно помнить, что она не должна быть излишней. Выделяемое предприятием свойство товара должно быть приоритетно необходимым определенному кругу покупателей. Дифференциация ведет к двум последствиям. Во-первых, продуктовое разнообразие создает рыночную власть предприятию, за счет приверженности продукту потребителей, для которых отличительное преимущество имеет важнейшее значение перед иными товарными характеристиками. Во-вторых, продуктовая дифференциация выгодна покупателям, поскольку разнообразие стандартизированных товаров расширяет возможности их выбора и в лучшей степени соответствует их предпочтениям. Оно также облегчает потребителям выбор, обеспечивая четкость восприятия тех или иных свойств.
Тренировочные задания к главе «Анализ покупательского поведения и выбор целевых рынков» Задание 1.1 Условие. Определите, какой из двух товаров является более предпочтительным для покупателя с точки зрения цены потребления.
Как может измениться решение потребителя, если стоимость ежегодного обслуживания товара №1 в первые пять лет эксплуатации составит 5% от цены, а в последующие годы – 2% от цены, а стоимость ежегодного обслуживания товара №2 соответственно в первые пять лет – 2%, а в последующие годы – 2,5% от цены. Решение
Следующие задания выполните самостоятельно.
Задание 1.2 Исходя из данных, приведенных в таблице, определите, какой из товаров является более предпочтительным для покупателя.
Как может измениться решение потребителя, если стоимость ежегодного обслуживания товара №1 в первые пять лет эксплуатации составит 3% от цены, а в последующие годы – 6% от цены, а стоимость ежегодного обслуживания товара №2 соответственно в первые пять лет – 2%, а в последующие годы – 1% от цены.
Задание 1.3 Исходя из данных, приведенных в таблице, определите, какой из товаров является более предпочтительным для покупателя.
Как может измениться решение потребителя, если стоимость ежегодного обслуживания товара №1 в первые пять лет эксплуатации составит 2% от цены, а в последующие годы – 7% от цены, а стоимость ежегодного обслуживания товара №2 соответственно в первые пять лет – 3%, а в последующие годы – 5% от цены. Задание 2.1 Условие. Потребители выделяют для некоего товара следующие значимые атрибуты: дизайн, простота использования, мощность, безопасность. На рынке присутствуют несколько марок данного товара: А, В, С, D. Оценка выраженности атрибутов в каждой марке, а также значимость (вес) атрибутов приведены в таблице.
Рассчитать меры воспринимаемой ценности (МВЦ) марок А, В, С и D и ранжировать марки в порядке убывания их ценности для потребителя. Решение
Следующие задания выполните самостоятельно.
Задание 2.2 Потребители выделяют для некоего товара следующие значимые атрибуты: вес, плотность, престиж, цветовая гамма. На рынке присутствуют несколько марок данного товара: А, В, С, D. Оценка выраженности атрибутов в каждой марке, а также значимость (вес) атрибутов приведены в таблице.
Рассчитать меры воспринимаемой ценности (МВЦ) марок А, В, С и D и ранжировать марки в порядке убывания их ценности для потребителя. Задание 2.3 Потребители выделяют для некоего товара следующие значимые атрибуты: скорость вращения, гибкость дизайна, учет индивидуальных требований. На рынке присутствуют несколько марок данного товара: А, В, С, D. Оценка выраженности атрибутов в каждой марке, а также значимость (вес) атрибутов приведены в таблице.
Рассчитать меры воспринимаемой ценности (МВЦ) марок А, В, С и D и ранжировать марки в порядке убывания их ценности для потребителя.
Промежуточный тест к главе «Анализ покупательского поведения и выбор целевых рынков» 1. Какие характеристики не относятся к уровням маркетинга отношений: a) реактивный b) партнерский c) базовый d) функциональный e) ответственный 2. Спрос на товары промышленного назначения, который в конечном счете зависит от спроса на потребительские товары называется: a) скрытым b) полноценным c) нерациональным d) нерегулярным e) производным. 3. «Черный ящик» является одним из основных элементов: a) модели покупательского поведения b) процесса сегментации рынка c) маркетинга отношений d) процесса дифференциации e) позиционирования товара 4. К маркетинговым факторам, оказывающим влияние на покупательское поведение, относится: a) возраст; b) цена товара; c) восприятие; d) образ жизни. 5. Согласно теории мотивации З.Фрейда: a) в основе выбора тех или иных товаров нет глубинных мотивов b) человек всегда понимает мотивацию своих поступков c) побуждения людей не поддаются полному контролю d) в большинстве случаев люди осознаются реальные психологические силы, которые формируют их поведение. 6. Человек, первым предлагающий купить определенный товар или услугу: a) покупатель b) инициатор c) влияющее лицо d) пользователь e) советчик. 7. Выберите правильный вариант сопоставления факторов, влияющих на покупательское поведение, с конкретными примерами:
a) 1-В, 2-Г, 3-Б, 4-А b) 1-Б, 2-В, 3-Г, 4-А c) 1-А, 2-Б, 3-В, 4-Г d) 1-А, 2-Г, 3-В, 4-Б. 8. Большинство людей следуют сложному типу покупательского поведения, приобретая: a) новый сорт хлеба; b) новый вид туалетной бумаги; c) новый телевизор; d) новую марку зубной пасты. 9. Тип покупательского поведения при принятии решения о покупке в ситуации, когда при высокой степени вовлечения покупатель имеет негативную мотивацию: a) эмоциональное поведение b) поведение, диктуемое пристрастием c) рутинное поведение d) сложное поведение. 10. Какой фактор окружающей среды оказывает влияние на покупателей товаров производственного назначения: a) уровень первичного спроса b) методы работы c) полномочия d) отношение к риску. 11. Строительная организация, скорее всего, воспользуется упрощенным вариантом принятия решения о закупке, приобретая: a) подъемный кран; b) цемент; c) новый трактор; d) рабочую одежду. 12. Компания производит и продает один тип карандашей по единой цене. Реклама компании однотипна и предназначена для рынка в целом. В своей деятельности компания ориентируется на: a) маркетинговую концепцию b) стратегию дифференцированного маркетинга c) стратегию массового охвата рынка d) стратегию концентрации. 13. Стратегия охвата рынка, при которой компания ориентируется на несколько сегментов рынка и разрабатывает для каждого их них отдельные предложения - … маркетинг: a) концентрированный b) двусторонний c) сетевой d) дифференцированный e) недифференцированный. 14. Формирование сегментов на основе плотности населения относится к сегментированию по: a) географическим факторам; b) демографическим факторам c) психографическим факторам d) поведенческим факторам e) правильного ответа нет 15. Фирма сегментирует рынок по психографическому принципу. Ей можно использовать следующий признак: a) род занятий; b) тип личности; c) статус пользователя; d) все ответы верны; e) правильного ответа нет 16. Разделение потребительского рынка на различные группы на основе интенсивности потребления и степени приверженности к товару (марке) относится к сегментированию по: a) географическим факторам; b) демографическим факторам c) психографическим факторам d) поведенческим факторам e) правильного ответа нет 17. Выберите правильный вариант сопоставления принципов сегментирования и конкретных сегментов:
a) 1-А, 2-В, 3-Г, 4-Б b) 1-Б, 2-В, 3-А, 4-Г c) 1-Б, 2-А, 3-В, 4-Г d) 1-Г, 2-В, 3-А, 4-Б 18. Целевой сегмент рынка – это сегмент: a) соответствующий возможностям организации и особенностям развития рынка b) с наибольшей массой прибыли c) имеющий не доступные для других каналы сбыта d) с наибольшими размерами и темпами роста e) со всеми вышеперечисленными характеристиками. 19. Позиционирование товара – это: a) определение основных потребительских свойств товара и их сравнение с аналогичными свойствами товара-конкурента для уточнения места товара на рынке b) анализ всего комплекса рыночной политики предприятия в отношении товара c) определение потенциальных потребителей товара d) разделение потребителей на однородные группы в соответствии с потребностями e) все ответы верны; f) правильного ответа нет. Вопросы для повторения главы «Анализ покупательского поведения и выбор целевых рынков» 1. Дайте определение покупательскому поведению. 2. Охарактеризуйте уровни маркетинга отношений. 3. Каковы основные различия между конечными и корпоративными потребителями? 4. Какие стимулы воздействуют на покупатели согласно модели «побуждение-реакция»? 5. Какие факторы определяют характеристики потребителей? 6. Назовите этапы процесса принятия решения о покупке. 7. Охарактеризуйте четыре типа покупательского поведения. 8. Какие факторы влияют на процесс принятия решения о закупках в организациях? 9. В чем отличие массового маркетинга от концентрированного и дифференцированного? 10. В чем заключается смысл сегментации рынка? 11. Какие критерии используются для сегментации рынков? 12. Назовите цели позиционирования товаров. 13. Какие методы дифференциации продуктов существуют? Глава 7. Стратегическое планирование маркетинга
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 2334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |