Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политические доктрины эпохи Возрождения и Реформации




Самыми знаменательными явлениями Средне­вековья являются Возрождение и Реформация. Для них характерны такие общие моменты, как ломка феодальных отношений, усиление пози­ций буржуазных слоев общества, критический пересмотр религиозных учений, обмирщение общественного сознания.

Одним из первых теоретиков новой эпохи и ос­нователем светской политической науки был Никколо Макиавелли (1469 – 1527 гг.).В рабо­тах «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» он высказал оригинальные идеи, имевшие большое значение для решения мно­гих политических проблем. Его суждения выст­раиваются в определенную концепцию, в кото­рой дается объяснение природе государства, его сущности, формам государственного устройства и способам осуществления власти. Не слу­чайно Макиавелли называют основопо­ложником политической науки Нового вре­мени.Его политическое учение было основано на изучении деятельности современных ему правительств, опыта государств античного мира. Он утверждал, что изучение прошлого дает возможность предвидеть будущее или опреде­лить средства и способы действий, полезных в настоящем.

Природа человека одинакова во всех государ­ствах и у всех народов; интерес является наибо­лее общей причиной человеческих действий, из которых складываются их отношения, история. Для того чтобы управлять людьми, надо знать причины их поступков, их стремления и интере­сы. Устройство государства и его деятельность должны основываться на изучении природы че­ловека, его психологии и влечений.

Государство Макиавелли рассматривал как некое отношение между правительством и подданными, опирающееся на страх или любовь людей. Государство незыблемо, если страх подданных не перерастает в ненависть, а лю­бовь – в презрение. Главная идея Макиавелли – это реальная способность правитель­ства повелевать подданными.

Необходимость обуздания негативных ка­честв людей обусловила, по Макиавелли, воз­никновение государства как особого аппарата или механизма, с помощью которого можно было бы установить порядок и мир в обществе.

Макиавелли выделяет три основные формы государственного устройства: монар­хию, аристократию и народное правление. При монархии и аристократии власть осуществ­ляется над народом одним лицом или группой лиц. При народном правлении народ сам осу­ществляет власть.

В работах Макиавелли государство впервые в истории политической мысли истолковы­вается как некий орган, с помощью которого гос­подствующие в обществе силы (монарх, слой аристократов или народ) решают проблемы жизни общества, поддерживают определенный по­рядок и дают отпор внешним силам.

Колоссальное значение для становления европейской цивилизации имела религиозная Реформация. У истоков Реформации стоял крупнейший идеолог – немецкий теолог Мартин Лютер (1483 – 1546 гг.).

Реформация породила новое направление в христианстве: протестантизм. В протестантизме мир божественного стал достоянием внутреннего мира каждого верующего. Мирская жизнь – это тоже служение Богу, а путь к спасению души есть усердие в мирских делах. Активная мирская деятельность теперь рассматривается как религиозная обязанность, леность же приравнивается к греху. Пуританская этика – это мирской аскетизм, согласно которому работа есть спасение, работа есть долг, работа есть призвание.

Протестантизм значительно сместил акценты в христианской традиции: он обратился непосредственно к человеку и возложил на него ответственность за формирование своей земной судьбы. Тем самым был утвержден кардинальный принцип западной культуры – принцип субъективизма и индивидуализма, определяющий и формирующий мировоззрение нового человека этой цивилизации.

Проповедуя равенство людей перед Богом, протестантизм предполагает их равенство на Земле – равенство возможностей и политических прав.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.