КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политические доктрины эпохи Возрождения и Реформации
Самыми знаменательными явлениями Средневековья являются Возрождение и Реформация. Для них характерны такие общие моменты, как ломка феодальных отношений, усиление позиций буржуазных слоев общества, критический пересмотр религиозных учений, обмирщение общественного сознания. Одним из первых теоретиков новой эпохи и основателем светской политической науки был Никколо Макиавелли (1469 – 1527 гг.).В работах «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» он высказал оригинальные идеи, имевшие большое значение для решения многих политических проблем. Его суждения выстраиваются в определенную концепцию, в которой дается объяснение природе государства, его сущности, формам государственного устройства и способам осуществления власти. Не случайно Макиавелли называют основоположником политической науки Нового времени.Его политическое учение было основано на изучении деятельности современных ему правительств, опыта государств античного мира. Он утверждал, что изучение прошлого дает возможность предвидеть будущее или определить средства и способы действий, полезных в настоящем. Природа человека одинакова во всех государствах и у всех народов; интерес является наиболее общей причиной человеческих действий, из которых складываются их отношения, история. Для того чтобы управлять людьми, надо знать причины их поступков, их стремления и интересы. Устройство государства и его деятельность должны основываться на изучении природы человека, его психологии и влечений. Государство Макиавелли рассматривал как некое отношение между правительством и подданными, опирающееся на страх или любовь людей. Государство незыблемо, если страх подданных не перерастает в ненависть, а любовь – в презрение. Главная идея Макиавелли – это реальная способность правительства повелевать подданными.
Необходимость обуздания негативных качеств людей обусловила, по Макиавелли, возникновение государства как особого аппарата или механизма, с помощью которого можно было бы установить порядок и мир в обществе. Макиавелли выделяет три основные формы государственного устройства: монархию, аристократию и народное правление. При монархии и аристократии власть осуществляется над народом одним лицом или группой лиц. При народном правлении народ сам осуществляет власть. В работах Макиавелли государство впервые в истории политической мысли истолковывается как некий орган, с помощью которого господствующие в обществе силы (монарх, слой аристократов или народ) решают проблемы жизни общества, поддерживают определенный порядок и дают отпор внешним силам. Колоссальное значение для становления европейской цивилизации имела религиозная Реформация. У истоков Реформации стоял крупнейший идеолог – немецкий теолог Мартин Лютер (1483 – 1546 гг.). Реформация породила новое направление в христианстве: протестантизм. В протестантизме мир божественного стал достоянием внутреннего мира каждого верующего. Мирская жизнь – это тоже служение Богу, а путь к спасению души есть усердие в мирских делах. Активная мирская деятельность теперь рассматривается как религиозная обязанность, леность же приравнивается к греху. Пуританская этика – это мирской аскетизм, согласно которому работа есть спасение, работа есть долг, работа есть призвание. Протестантизм значительно сместил акценты в христианской традиции: он обратился непосредственно к человеку и возложил на него ответственность за формирование своей земной судьбы. Тем самым был утвержден кардинальный принцип западной культуры – принцип субъективизма и индивидуализма, определяющий и формирующий мировоззрение нового человека этой цивилизации. Проповедуя равенство людей перед Богом, протестантизм предполагает их равенство на Земле – равенство возможностей и политических прав.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |