Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Российская политическая мысль в советский и послесоветский период




Октябрьский переворот 1917 г. и разгон Учредительного Собрания в январе 1918 г. уничтожили нарождавшуюся демократическую традицию и стали началом зарождения тоталитарного режима. После Октябрьской революции процесс кристализации политических идей в отдельную дисциплину прервался. Задача политической теории свелась к обоснованию правильности проводимого КПСС курса. Политические дискуссии велись в основном в эмиграции, где основным стал вопрос об отношении к коммунистическому режиму.

Появление в Праге в 1921г. сборника статей «Смена Вех» вызвало первый крупный раскол в русской эмиграции. Лидерами «сменовеховства», ставшего попыткой интеллигенции во имя будущего страны найти компромисс с советской властью, примирить государственную власть и революцию были Н. В. Устрялов (1890-1937), Ю. Н. Потехин (1888-1937) Ю. В. Ключников (1886-1938), А. В. Бобрищев-Пушкин (1875-1937) и др.

Базисным для данной политической теории положением стало «благо государства – высший закон». Государство рассматривалось как единый живой организм, где внутренней живой связью соединены все его элементы – территория, народ и власть. Для Н. В. Устрялова революция - это не смерть социального и государственного организма, а болезнь, вопиющие и экстремистские уклоны которой надо преодолеть. И когда произойдёт исцеление, государство станет ещё крепче, ещё мощнее, ещё страшнее для врагов.

Будучи православным консерватором, Н. В. Устрялов не мог принять основные теоретические положения большевизма и марксизма: атеизм, исторический материализм (то есть сведение идеологии, государства, культуры к «экономическому базису»), классовую теорию, учение о мировой революции. Вместе с тем, несмотря на внешнюю антирелигиозность и материалистичность большевизма, Н. В. Устрялов считал его более близким к христианскому идеалу, чем другие постдемократические идеологии – фашизм или национал-социализм. Большевизм, по Н. В. Устрялову, бессознательно религиозная и прохристианская идеология, а его идеи социальной справедливости, братства и творческого преобразования природы входят в круг христианских идей. Н. В. Устрялов надеялся, что предпосылки к подлинно трудовому, религиозно-творческому отношению к миру и к человеку позволят большевизму переродиться с диалектическим саморазвитием революции в национал-большевизм, одну из новых версий русской идеи. В 1935 г., после продажи КВЖД Японии Н. В. Устрялов вернулся в Москву, а в 1937 г. вместе с рядом единомышленников был расстрелян.

Политическая «оттепель» привела к некоторому оживлению политических дискуссий, однако они свелись лишь к корректировке политического курса связанной с разоблачением «сталинских искажений». В 1955 г. была создана Советская ассоциация политических наук, однако внутри страны признание политологии в качестве самостоятельной дисциплины произошло лишь в начале 1990-х гг.

Необходимо отметить, что коммунистическая идеология неразрывно связана с советским режимом, поскольку СССР был также государством идеократическим. В значительной мере она наложилась на христианскую веру, став своеобразной политической религией - «верой в коммунизм». Коммунизм в обыденном сознании представлялся «царством божьим на земле» совершенным, справедливым и гуманным обществом. В то же время для интеллигенции «вера в коммунизм» соединялась с гуманистической традицией русской интеллигенции, верой в прогресс, возможность улучшения мира; верой в человека, возможность его нравственного совершенствования: верой в победу Добра над Злом. Эта вера помогала советскому народу выдерживать самые тяжёлые испытания и достигать величайших успехов. Утрата «веры в коммунизм», который Н. С. Хрущёв опрометчиво обещал построить к 1980 г. привела к краху всего советского режима.

Попытки заменить коммунистическую идею (рисующую позитивный социальный идеал, лучше которого человечество пока не придумало) на абстрактные общечеловеческие ценности и вульгарный либерализм привели к их полному отторжению и погружению общества в социальный пессимизм. Поиск новой объединяющей национальной идеи пока не дал результатов.

Представитель новой волны российской политической элиты председатель Ассоциации менеджеров России, бывший губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин считает, что идеологией «Единой России» должен стать либеральный консерватизм. По его мнению, «либерализм дискредитирует себя, когда отрывается от национальных корней, забывает об исторической традиции, пренебрежительно относится к социальным запросам граждан, забывает о «приземлённых» вопросах в угоду красивым, но не жизненным конструкциям». Поэтому успешный либерализм в нашей стране должен быть российским, консервативным, социальным и прикладным.

В начале XXI века в российской политической элите доминирует концепция суверенной демократии, объединяющей демократическую политическую систему и национальный суверенитет. Её основным творцом считается заместитель главы администрации президента Владислав Сурков, являющийся главным кремлёвским идеологом и политтехнологом. Активными сторонниками данной идеи являются В. Зорькин, Г. Павловский, В. Третьяков, В. Володин, А. Исаев и др.К главным проводникам этой концепции можно отнести второго и третьего Президентов России В. В. Путина и Д. А. Медведева, вице-премьера А. Г. Хлопонина и др.

В. Ю. Сурков рассматривает Россию как европейскую страну, демократия в которой всерьёз и надолго. Советский Союз, по его мнению, не заслуживает огульного осуждения, но отказ от тоталитарного общества был неизбежным. Неизбежным он считает и кризис 1990-х гг., поскольку после распада СССР ведущий слой практически исчез. В результате вместо демократии Россия получила олигархию, и все основные идеи демократии были искажены. Более того, чрезмерные внешние заимствования привели к полной зависимости от иностранных институтов. В частности, приходилось ежегодно утверждать федеральный бюджет России в МВФ. Фактически, по мнению Суркова, страна была на грани потери государственного суверенитета.

Поэтому, как считают Сурков и его единомышленники, России необходима такая демократия, при которой основные решения принимались бы внутри России. Для этого необходимо развивать российскую демократию, и в первую очередь, структуры гражданского общества. К ним Сурков относит в первую очередь политические партии и местное самоуправление. Общество, в котором прочны демократические институты, которое опирается на массовую политическую базу (политические партии и местное самоуправление) не только наиболее справедливо, но и наиболее эффективно. В частности, по мнению Суркова, такое общество более устойчиво к таким угрозам как экстремизм и терроризм. Демократия должна быть выгодна гражданам, а для этого необходимо победить коррупцию и бедность. Для строительства суверенной демократии необходима национально ориентированная элита. Инфраструктурой воспроизводства национальной элиты он считает образование и культуру.

Историк и общественный деятель Евгений Кожокин считает, что российская политическая система сложилась как результат развития страны и имеет аналоги в европейской истории. Базируясь на теории А. Токвиля о преемственности институционального развития, несмотря на революционный разрыв; движение от монополии КПСС к монополии «Единой России» он рассматривает как закономерное. По его мнению, представление, что «партия приходит к власти навсегда» заложено в нашей политической культуре. В российской политической культуре доминируют тысячелетние монархические традиции, основанные на несменяемости первого лица и сверхдоверии к нему. С другой стороны в ней присутствует анархическое начало. Поэтому, задача России удержаться между авторитаризмом и анархией и начать медленный путь без скачков и революций к созданию демократических механизмов.

 

Вопросы и задания для самопроверки

1. Каковы особенности развития политической мысли в России?

2. Дайте характеристику основных направлений развития российской политической мысли.

3. Каковы на ваш взгляд перспективы выживаемости демократии в России?

4. Существуют ли в России демократические традиции?

5. Что такое «суверенная демократия»?

6. Какая демократия нужна России?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.