Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка результатов




8 3

1 5 2

3 9 3 7

2 8 5 9 1

3 1 7 6 9 2

1 7 9 5 8 4 6

4 5 7 1 9 2 8 3

2 5

4 1 7

9 2 6 5

4 1 3 7 2

1 6 5 2 9 8

8 5 9 2 3 4 6

4 9 1 6 3 2 5 8

1 4 2 5 9 7 6 3 6 7 8 4 1 9 6 5

4 1 7 4 2 3 8 4 9 5 8 0 2 3

3 8 9 1 7 3 3 5 9 1 2 6

2 6 2 3 9 2 5 9 6 1

1 5 8 5 9 6 2 5

3 8 6 8 5 6

2 4 7 9

9 3

А Б

 

Если ошибка допущена, то экспериментатор повторяет соседний ряд цифр, находящийся справа (рис. Б) и состоящий из такого же количества цифр, как и тот, в котором была допущена ошибка, и просит ребенка его воспроизвести. Если ребенок дважды ошибается в воспроизведении ряда цифр одной и той же длины, то на этом данная часть психодиагностического эксперимента завершается, отмечается длина предыдущего ряда, хотя бы раз полностью и безошибочно воспроизведенного. И переходят к зачитыванию рядов цифр, следующих в противоположном порядке - убывающем (А, Б).

В заключении определяется объем кратковременной слуховой памяти ребенка, который численно равен полусумме максимального количества цифр в ряду, правильно воспроизведенных ребенком в первой и во второй попытках.


А

Б


 

 

10 баллов - ребенок правильно воспроизвел в среднем 9 цифр.

8-9 баллов - ребенок точно воспроизвел в среднем 7-9 цифр.

6-7 баллов - ребенок безошибочно смог воспроизвести в среднем 5-6 цифр.

4-5 баллов - ребенок в среднем воспроизвел 4 цифры.

2-3 балла - ребенок в среднем воспроизвел 3 цифры.

0-1 балл - ребенок в среднем воспроизвел от 0 до 2 цифр.

 

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

 

Задание 3. Методика “Воспроизведение 10 слов”

Методику предложил А.Р.Лурия. Предназначена для оценки степени развития кратковременной, механической памяти, непосредственного запоминания и утомляемости. Рекомендуется использовать с 5 лет.

Подбираются 10 коротких (односложных и двусложных) слов. Слова должны быть простыми, разнообразными и не иметь между собой никакой связи. Необходимо пользоваться несколькими наборами таких слов.

Инструкция состоит из нескольких этапов. I этап. "Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда кончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке".

П этап. Сейчас я снова прочту те же самые слова. А ты должен повторить их снова, и те, которые та уже назвал, и те которые в первый раз пропустил - все вместе в любом порядке".

При 3 и 4 предъявлении достаточно сказать: "Слушай еще раз ".

Опыт повторяется 4 раза. Результаты фиксируются в протоколе. Для фиксации ответов удобно использовать таблицу, в которой выписаны все 10 слов. Когда, ребенок произносит I из слов, под ним ставится крестик. Затем подсчитывается общее число крестиков. Пятая строка в таблице - для проверки отстроченного воспроизведения. Оно проводится через час после заучивания, заранее предупреждать о ней не нужно.

Протокол принимает следующий вид:

лес хлеб окно стул вода брат конь гриб игла мед

1 + + + + +

2 + + + +

3 + + + +

4 + + + + +

спустя + + +

час

На основании протокола составляется цепочка цифр - это показатели того, сколько слов вспомнил ребенок после каждого прочтения, а также после отстрочи в I час. Цепочка цифр может быть такой 5- 8 - 10/8. В данном случае ребенок выучил все слова за 3 раза, поэтому четвертое чтение отсутствовало. Эта последовательность характеризует хорошую механическую память. О хорошей кратковременной памяти говорят следующие показатели:

1)с первого раза ребенок вспомнил не менее 5 слов;

2)в итоге (после 3-4 чтений) выучено - 10 слов;

3)за час ребенок забыл не более двух слов из тех, которые он выучил. Число слов удержанных и воспроизведенных через час после повторения является показателем объема памяти;

4)по ходу выучивания не было "провалов", когда после одного из чтений ребенок вспоминает меньше слов, чем после предыдущего (пример последовательности с "провалом": 7-8-6-9/8). В большинстве случаев наличие "провалов" - признак нервного переутомления. Это проявление "защитного торможения". Иногда от раза к разу дети воспроизводят одинаковое количество одних и тех же слов. Такая стабилизация свидетельствует об эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности в том, чтобы запомнить побольше. При слабоумии с апатией ребенок воспроизводит каждый раз всего несколько одних и тех же слов.

 

Задание 4. Методика “Опосредованное запоминание"

Разработана и апробирована А.Н.Леонтьевым. Методика, раскрывает способности к образованию смысловых связей между словом и наглядным образом (картинкой).

Для проведения исследования необходимо иметь наборы изображений предметов (картинки) и наборы слов. Рисунки должны быть четкими; они должны быть выполнены на карточках размерами 5x5 см. Менять слова, предлагаемые для запоминания, не следует.

Набор карточек.

Полотенце, стул, чернильница, велосипед, часы, глобус, карандаш, солнце, стакан, обеденный прибор, расческа, тарелка, зеркала, перья (две штуки), поднос, дом-булочная, фабричные трубы, кувшин, забор, собака, детские штанишки, комната, носки и ботинки, перочинный нож, гусь, уличный фонарь, лошадь, петух, черная доска (школьная), рубашка.

Слова для запоминания.

Дождь, собрание, пожар, горе, день, драка, отряд, театр, ошибка, сила, встреча, ответ, праздник, сосед, труд.

Перед ребёнком раскладывают рядами все тридцать карточек в любом порядке, но так, чтобы они ему были видны. Инструкция: «Тебе нужно запомнить ряд слов». Для того, чтобы это было легче сделать, нужно каждый раз, когда я буду называть слово, выбирать такую картинку, которая поможет тебе припомнить слово. Вот, например, первое слово, нужно запомнить - "дождь". Здесь "дождь" нигде не нарисован, но можно выбрать карточку, которая поможет запомнить это слово." После того, как ребенок выберет. карточку, ее откладывают в сторону и спрашивают: "Как эта карточка, напомнит про дождь?" Все отобранные карточки откладываются в сторону.

Спустя 40 минут, когда, выполнена какая-то другая работа, с ребенком, ему в произвольном порядке показывают по одной карточке и просят припомнить, для запоминания какого слова, эта карточка была отобрана. При этом обязательно спрашивают, как удалось припомнить или чем эта карточка напомнила соответствующее слово.

 

Форма протокола

  Слова Выбирае­мая кар­точка Объясне­ния связи для запо­минания Воспроиз­ведение слова по карточке Объясне­ние связи
         

 

Для запоминания слова, ребенок может выбирать какую угодно картинку. Важно то, что ребенок устанавливает содержательную смысловую связь между предъявленным для запоминания словом и тем, что изображено на карточке.

У здоровых 6-7 летних детей и более старшего возраста опосредованное запоминание преобладает над непосредственным заучиванием, так как смысловая связь создает дополнительную опору для заучивания.

Дети с нарушением целенаправленности мышления не могут вспомнить ни одного слова: при воспроизведении они называют картинки, а не слова. У умственно отсталых детей трудности образования связей проявляются в замедленном темпе выбора карточек. Связи отличаются бедностью и однообразием. Дети дают скупые и односложные объяснения. Иногда имеет место излишняя детализация, обстоятельность в перечислении подробностей рисунка, которые маскируют бедность мысли. Иногда, сделав адекватный слову выбор, не могут словами выразить смысловую связь.

О нарушении целенаправленности выбора, неустойчивости способа работы может сообщать множественный выбор: к слову подбирается несколько картинок.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.