Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды «Больших» психологических игр




Вид «большой» игры Особенности игровой деятельности
Игровые «оболочки» Игровой сюжет выступает обрамлением, общим фоном, на котором решаются развивающие и коррекционные психологические задачи.
«Игры – проживания» Индивидуальное и групповое освоение игрового пространства, построение в его рамках межличностных отношений.
«Игры – драмы» Самоопределение каждого участника в игровой ситуации, совершение ценностно-смыслового выбора и проживание его последствий.
«Деловые» игры Освоение и осмысление инструментальных задач, связанных с построением реальной деятельности, достижением конкретных целей, структурированием системы деловых отношений с другими людьми
Психологические акции Создаваемая игровая среда накладывается на привычное функционирование школы или класса.

Первый вид – самый распространенный – это так называемые игровые «оболочки». В данном случае игра используется как общий фон психологической работы, которая по своей сути может быть не игровой, а (чаще всего) тренинговой. Например: дети попадают в какой-то волшебный мир, там им предстоят испытания, для того чтобы что-то найти, спасти или просто выбраться обратно. Каждое испытание представляет собой задание на развитие определенных навыков, отношений в группе или с педагогом и т.д.

«Игра – проживание» позволяет создать условия для совместного и одновременно индивидуального, личного освоения некоторого придуманного пространства. Для «игры-проживания» можно придумать множество игровых пространств: необитаемый остров, фантастические миры Мужчин и Женщин, неосвоенная планета, доисторическое время, в которое группа попала с помощью машины времени.

Третий вид игровой деятельности, который может успешно применяться психологом в школе – «игры – драмы». В них квинтэссенцией является ситуация совершения участниками выбора и проживания его последствий.

Четвертый вид психологической игровой работы в школе – «деловые» игры. Данные игры могут носить несложный сюжетный характер, а могут иметь вид собственно организационного семинара. В первом виде игр дети решают сугубо инструментальные задачи – планируют свое ближайшее и отдаленное будущее, но все действие в целом имеет некоторую игровую структуру, игровую логику. Второй вид – собственно «деловые» игры, организационные игры, более сложные для школьников, так как в них нет сюжетной линии. Также можно выделить проектные игры. Их назначение – формирование пректного мышления участников, умения работать с проблемой. Проектные игры могут иметь сюжет, а могут проводится на реальном материале, например, в связи с каким – то мероприятием, в котором класс должен принять участие.

Психологические акции – это еще один вид игровой работы в школе.

Это игровая среда, которая на определенное время создается в пространстве школы, параллели, класса. Основная цель таких акций – расширение жизненного пространства участников за счет внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, чувственных красок, культурных значений. Как нельзя лучше для создания такой среды подходит Психологическая неделя в школе или «День тайных друзей» и т. д.

 

 

Проективный рисунок

Проективный рисунок – это особый психотерапевтический метод, который, с одной стороны, выполняет важные диагностические функции, с другой, - собственно коррекционную функцию, так как дает возможность прояснить для самого человека (ребенка) свои состояния, переживания. Он позволяет работать с мыслями, чувствами, которые ребенок не осознает, развивает или усиливает внимание к собственным чувствам и чувствам других людей.

Данный метод построен на теории психомоторной связи. По И.М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с такими представлениями, заканчивается движением. Если реальное движение по каким-либо причинам не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии. Например, образы, мысли и представления, вызывающие страх, способствуют напряжению в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы полезным в случае бегства или защиты.

Тенденция движения имеет направленное в пространстве удаление, приближение, притягивание, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги представляет собой модель пространства, на которое проецируются личностные особенности рисующих. Установлено, что левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью, пассивностью; правая сторона и верх – с положительно окрашенными эмоциями, конкретностью действий, энергией, активностью.

Большое значение имеет цвет, который выбирает рисующий. Личностные характеристики цвета таковы:

- синий цвет символизирует честность, справедливость, невозмутимость, доброту, спокойствие;

- зеленый – черствость, самостоятельность, невозмутимость;

- красный – отзывчивость, решительность, энергичность, напряженность, суетливость, дружелюбность, общительность, раздражительность, силу, обаяние, активность;

- желтый – разговорчивость, безответственность, открытость, общительность, энергичность, напряженность;

- фиолетовый – несправедливость, неискренность, эгоистичность, самостоятельность;

- коричневый – уступчивость, зависимость, спокойствие, добросовестность, расслабленность;

- черный – непривлекательность, молчаливость, упрямство, замкнутость, эгоистичность, независимость, враждебность, нелюбимость;

- серый – нерешительность, вялость, расслабленность, неуверенность, несамостоятельность, слабость, пассивность.

Существуют следующие методики в проетивном рисовании:

1. Свободное рисование – каждый рисует то, что хочет;

2. Тематическое рисование – все рисуют на тему, выбранную группой или предложенную ведущим;

3. Коммуникативное рисование – члены группы работают с выбранным партнером в паре, у каждой пары один лист бумаги, они общаются на нем с помощью образов, линий и красок;

4. Совместное рисование – несколько человек или вся группа рисуют на одном листе;

5. Дополнительное рисование – рисунок посылается по кругу, один начинает рисовать, другой продолжает.

Психологи выделяют пять типов заданий, используемых в работе с детьми:

1. Предметно-тематические задания – это рисование на заданную тему, где предметом изображения выступает человек и его отношения с предметным миром и окружающими людьми. Например, рисунки на тему: «Моя семья», «Я в школе», «Я дома», «Мое любимое занятие», «Мой мир» и т. д.;

2. Образно-символические задания – изображение ребенком абстрактных понятий. Например, рисунки на тему: «Добро», «Зло», «Счастье», «Радость», «Гнев» и т.д.;

3. Упражнения на развитие образного восприятия, воображения, символической функции. В этих заданиях детям предлагается, опираясьна стимульный ряд, воспроизвести целостный объект и предать ему осмысленность (рисование по точкам, «волшебные» пятна, «веселые кляксы»);

4. Игры и упражнения с изобразительным материалом. Этот вид работ предполагает экспериментирование с красками, карандашами, бумагой, пластилином, мелом. Например, рисование пластилином по стеклу или пластику, наложение цветовых пятен друг на друга и т.д.

5. Задания на совместную деятельность могут включать все указанные выше задания. Задания могут быть предложены ребенку на литературном вербальном материале, таком как сочинение сказок и историй.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.