Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деление понятий




Деление понятия - это логическая операция, посредством кото- рой раскрывается объем понятия. Деление предполагает расчлене- ние объема родового понятия на непересекающиеся подмножества. По- нятие, объем которого делится, называется делимым; понятия, получа-


ющиеся в результате деления, называются членами деления; тот суще- ственный признак, по которому производится деление, называется основанием деления.

В логике различают следующие виды деления:

· дихотомическое (от греч. “дихотомия” - сечение на две ча- сти), когда объем делимого понятия разбивается на два противоречи- вых понятия; например, студенты группы (А) - сдавшие экзамен по ло- гике (В) и не сдавшие экзамен по логике (не-В).

· таксономическое или деление по видообразующему признаку, когда объем делимого понятия разбивается на два или более соподчи- ненных понятия; например, студента группы (А) - отличники (В), хоро- шисты (С), троечники (D).

Деление подчиняется следующим правилам:

1. Деление должно быть соразмерным, т.е. объем делимого по- нятия должен быть в точности равен сумме объемов членов деления (WA=åWI, где I=B,C,D..., а å - знак суммы). Нарушение этого прави- ла ведет к логическим ошибкам: а). н е п о л н о г о д е л е н и я (не указаны некоторые члены деления) и б). д е л е н и я с л и ш н и м и ч л е н а м и (указываются не входящие в объем понятия члены деле - ния).

2. Деление должно производиться только по одному основа- нию. Например, при делении понятия студент на понятия отличник, спортсмен, проживающий в общежитии, использованы сразу три раз- личных основания, что противоречит правилу 2.

3. Члены деления должны исключать друг друга. Если мы раз- делим понятие целое число на понятия числа, кратные 2, и числа, кратные 3, мы нарушим, тем самым, правило 3, поскольку имеются числа, кратные одновременно и 2, и 3, например, 6.

4. Деление должно быть непрерывным, иначе говоря, в ро- до-видовом отношении члены деления должны быть понятиями одного уровня; в противном случае возникает ошибка, именуемая “скачком в делении”. Например, студентов группы нужно сначала разделить на успевающих и неуспевающих, и только потом отнести к первой катего- рии отличников, хорошистов и троечников, а ко второй - двоечников; аналогичным образом планеты Солнечной системы нельзя делить на Землю и на необитаемые планеты; предварительно следует разделить планеты Солнечной системы на обитаемые и необитаемые.

Примечание. Операция деления может быть изображена схемати- чески следующим образом:


- дихотомическое деление:

  люди  
       
  больные     не больные
 
       
   
излечимые  
  неизлечимые  
           
                         

- таксономическое деление:

  маршрутный городской общественный транспорт Самары  
   
     
автобус   троллейбус   трамвай
                   

Контрольная работа №5.

Упражнение 1. Укажите основание деления названных понятий и осуществите новое их деление по Вами избранному признаку.

О б р а з е ц: “Студент: дневного отделения, вечерник, заочник.” Это таксономическое деление; основание деления - “форма обучения”. Другой вариант деления (дихотомическое) можно провести по основа- нию “успеваемость”: “Студент: успевающий, неуспевающий”.

1.1. Год: високосный, невисокосный. 1.2. Месяц: зимний, весенний, летний, осенний. 1.3. День: пасмурный, ясный. 1.4. Действия: разум- ные, неразумные. 1.5. Люди: умные, неумные. 1.6. Дети: старше 5-ти лет, не старше 5-ти лет. 1.7. Граждане: богатые, бедные, среднего до-


статка. 1.8. Преступления: уголовные, политические, административ- ные. 1.9. Политики: левые, правые, центристы. 1.10. Люди: пьющие, непьющие. 1.11. Города: столичные, провинциальные. 1.12. Реки: чи- стые, загрязненные отходами. 1.13. Моря: холодные, теплые. 1.14. Го- сударства: независимые, зависимые. 1.15. Форма правления: монархия, республика. 1.16. Исполнители: думающие, бездумные. 1.17. Народ: простой, непростой. 1.18. Животные: дикие, домашние. 1.19. Рыбы: пресноводные, морские. 1.20. Граждане России: мужчины, женщины.

1.21. Писатели: великие, не великие. 1.22. Вопрос: своевременный, не- своевременный. 1.23. Дискуссия: острая, не острая. 1.24. Рассказ: ин- тересный, не интересный. 1.25. Оружие: холодное, огнестрельное.

1.26. Поезда: пригородные, дальнего следования. 1.27. Научные работ- ники: имеющие ученую степень, не имеющие ученой степени. 1.28. Космонавты: советские, американские, других стран. 1.29. Работник: умственного труда, физического труда. 1.30. Буржуазия: крупная, сред- няя, мелкая.

Упражнение 2. Проверьте правильность деления понятий; в непра- вильном делении укажите нарушенное правило.

О б р а з е ц: “Речь бывает устной, письменной, умной и заумной”. Деление неправильное; нарушено правило 2, т.к. в примере фигуриру- ют сразу два основания - форма речи и качество речи.

2.1. Живые организмы делятся на одноклеточные и многоклеточ- ные. 2.2. Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить. 2.3. Научные зна- ния делятся на естественнонаучные, гуманитарные и технические. 2.4. Периодические издания делятся на газеты, журналы, бюллетени, перио- дические сборники. 2.5. Частями человеческого тела являются голова, руки, ноги и туловище. 2.6. На человеческой руке имеется большой, средний, безымянный и указательный палец. 2.7. История делится на древнюю, новую и новейшую. 2.8. По государственному устройству государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные.

2.9. Правители государств бывают умными или глупыми. 2.10. Люди бывают гениальными, талантливыми, способными, тупыми и сума- сшедшими. 2.11. Травмы делятся на бытовые, производственные и смертельные. 2.12. Кретины бывают умными, глупыми и средними.

2.13. Америка, Африка, Европа, Азия, Антарктида и Австралия - это материки. 2.14. Химические вещества делятся на кристаллические, аморфные и растворы. 2.15. Треугольники делятся на равнобедренные и равносторонние. 2.16. Политические режимы бывают демократиче- ские и тиранические. 2.17. Население Европы делится на европейцев и русских. 2.18. Договоры бывают двусторонними и многосторонними.


2.19. Политика бывает народной и антинародной. 2.20. Великие рус- ские поэты ХIХ века: Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Бенедиктов. 2.21. Углы бывают тупые, острые и прямые. 2.22. Четырехугольники делят- ся на квадраты и ромбы. 2.23. Войны бывают ядерные и морские. 2.24. Климат бывает холодный, умеренный, жаркий, морской и континен- тальный. 2.25. Коммунисты, демократы и патриоты - это политический спектр современной России. 2.26. Белый, черный, желтый, синий и красный - цвета российского государственного флага. 2.27. Деревья де- лятся на хвойные, лиственные и смешанные. 2.28. Люди, занимающие- ся спортом, делятся на спортсменов, любителей и болельщиков. 2.29. Чемоданы бывают матерчатыми и деревянными. 2.30. Лица женского пола подразделяются на девушек, женщин, жен, любовниц и старух.

Упражнение 3. Осуществить деление понятия по одной из следую- щих схем:

 

а). б). в).

О б р а з е ц: “Семья”; для деления выбираем схему а).


 

3.1. Автомобиль. 3.2. Офицер. 3.3. Государство. 3.4. Город. 3.5.

Млекопитающее. 3.6. Растение. 3.7. Рыба. 3.8. Насекомое. 3.9. Кафе.

3.10. Учебное заведение. 3.11. Человек. 3.12. Море. 3.13. Планета. 3.14. Река. 3.15. Звезда. 3.16. Ученый. 3.17. Писатель. 3.18. Овощ. 3.19. Фрукт. 3.20. Пресмыкающееся. 3.21. Герой. 3.22. Мужчина. 3.23. Жен- щина. 3.24. Ребенок. 3.25. Путешественник. 3.26. Книга. 3.27. Космо- навт. 3.28. Инвалид. 3.29. Коллекция. 3.30. Авторучка.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 3565; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.