Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контрольная работа № 14




Определение, виды и структура умозаключения.

Умозаключение (рассуждение, силлогизм) - это система утвер- ждений (суждений), в которой одно суждение (вывод) является или, во всяком случае, должно являться следствием других (посылок); ины- ми словами, умозаключение представляет собой логическую форму получения выводного знания.

Умозаключение даёт истинное заключение (вывод) только в том случае, если исходные посылки истинны и соблюдены особые прави- ла вывода.

По характеру связи между посылками умозаключения делятся на дедуктивные, индуктивные и аналогию. Дедуктивное умозаключе- ние - это логический переход от общего знания к частному, при кото- ром истинность посылок и соблюдение правил вывода всегда приводит нас к достоверному знанию. Индуктивное умозаключение - это логиче- ский переход от частного знания к общему, при котором истинность посылок и соблюдение правил вывода не обязательно приводит нас к достоверному знанию. Умозаключение по аналогии - это логический переход от частного знания к частному; выводы по аналогии также не достоверны.

По количеству посылок умозаключения делятся на непосред- ственные (только одна посылка) и опосредованные (более одной посылки).

 

 

Упражнение 1. Выявите посылки и выводы в приведенных умоза- ключениях, определите вид умозаключения, сделайте вывод, если он отсутствует.

О б р а з е ц: “Все рыбы дышат жабрами. Все окуни - рыбы. Сле- довательно, все окуни дышат жабрами”. Посылки: 1). Все рыбы ды- шат жабрами; 2). Все окуни - рыбы. Заключение (вывод): Все окуни дышат жабрами. Это дедукция - новое знание получено путем перехода от общего к частному.


1.1. Лица, занимающиеся спекуляцией, привлекаются по закону к ответственности. Петров занимается спекуляцией. Значит, он может быть привлечён к ответственности. 1.2. Сидоров привлечен к ответ- ственности. Лица, занимающиеся спекуляцией, привлекаются по закону к ответственности. Возможно, Сидоров занимался спекуляцией. 1.3. Петров занимался спекуляцией и был привлечён по закону к ответ- ственности. Сидоров также был привлечён по закону к ответственно- сти. Возможно, Сидоров занимался спекуляцией. 1.4. Все углероды го- рючи. Алмаз - углерод. Следовательно, он горюч. 1.5. Возможно, все углероды горючи, потому что алмаз углерод и он горюч. 1.6. Алмаз уг- лерод и он горюч. Графит - тоже углерод. Возможно, графит горюч.

1.7. Лица, не достигшие совершеннолетия, не могут быть представите- лями сторон в суде. Иванов не достиг совершеннолетия. Значит... 1.8. Иванов не может быть представителем сторон в суде. Иванов не достиг совершеннолетия. Возможно, что все лица, не достигшие совершенно- летия, не могут быть представителями сторон в суде. 1.9. Иванов не до- стиг совершеннолетия и не может быть представителем сторон в суде. Васильев также не может быть представителем сторон в суде. Возмож- но... 1.10. Некоторые офицеры имеют боевые награды. Все офицеры - военнослужащие. Следовательно... 1.11. Майор Кузнецов имеет боевую награду. Майор Кузнецов - военнослужащий. Возможно... 1.12. Майор Кузнецов имеет боевую награду. Военнослужащий Быков также имеет боевую награду. Возможно... 1.13. Супруги должны поддерживать друг друга. Н. и П. - супруги. Значит, Н. и П. должны поддерживать друг друга. 1.14. Н. и П. - супруги. Н. и П. поддерживают друг друга. Воз- можно... 1.15. Н. и П. - супруги, и они поддерживают друг друга. Х и Y

- также супруги. Возможно... 1.16. Для выступления на общеинститут- ской конференции подготовились шесть студентов. С. выступил на пле- нарном заседании. A, B, D и Е выступили на секции гуманитарных наук. Итак, все студенты выступили на конференции. 1.17. На секции и на пленарном заседании конференции выступило шесть студентов. На секции выступило пять студентов. Следовательно... 1.18. С. выступил на секции и на пленарном заседании. А. выступил на секции. Возмож- но... 1.19. Обвиняемые имеют право на защиту. Фёдоров - обвиняемый. Следовательно... 1.20. Обвиняемые имеют право на защиту. Фёдоров также имеет право на защиту. Возможно... 1.21. Фёдоров - обвиняемый. Фёдоров имеет право на защиту. Возможно... 1.22. Студенты нашей группы получили зачёт по ветеринарии. Иващенко зачёта не получил. Следовательно... 1.23. Крутов - студент нашей группы. Крутов получил зачёт по ветеринарии. Возможно... 1.24. Павлов - не студент нашей


группы и не получил зачёта по ветеринарии. Пыжов также не студент нашей группы. Возможно... 1.25. Пропаганда войны - государственное преступление, а государственные преступления наказуемы. Следова- тельно... 1.26. Пропаганда войны - государственное преступление. Про- паганда войны наказуема. Возможно... 1.27. Два противоречащих друг другу суждения не могут быть одновременно ложными. Эти суждения противоречат друг другу. Следовательно... 1.28. Ни в одной демократи- ческой стране не разрешается пропагандировать фашизм. Россия - де- мократическая страна. Следовательно... 1.29. Россия - демократическая страна. В России запрещена пропаганда фашизма. Возможно... 1.30. Россия - демократическая страна и в ней запрещена пропаганда фашиз- ма. Кувейт не является демократической страной. Возможно...

Упражнение 2. Привести пример умозаключения, соответствующе- го следующей объёмной диаграмме (термин 1 фиксирован):

 

 

О б р а з е ц: 1 - “курильщики”. Используем следующую понятий- ную схему: 2 - “курящие сигареты”, 3 - “курящие папиросы”. Строим дедуктивное умозаключение: “Все курящие сигареты - куриль- щики. Некоторые курящие сигареты - курят папиросы. Некоторые, а может быть и все, курящие папиросы - курильщики.”

2.1. чабан; 2.2. чиж; 2.3. чукча; 2.4. чех; 2.5. чеснок; 2.6. чемодан;

2.7. червяк; 2.8. черешня; 2.9. челнок; 2.10. человек; 2.11. чашка; 2.12.

чад; 2.13. чахотка; 2.14. чан; 2.15. чревоугодник; 2.16. членовредитель;

2.17. честь; 2.18. членистоногое; 2.19. чудо; 2.20. чудовище; 2.21. чу- лок; 2.22. чулан; 2.23. чума; 2.24. чурбан; 2.25. чайник; 2.26. чайка;

2.27. чистоплюй; 2.28. чистоган; 2.29. чердак; 2.30. чехол.

Упражнение 3. Построить умозаключение по следующей схе- ме. Сделать вывод.

О б р а з е ц: Все M есть Р; Все S есть МÞ... Используем следую- щую систему понятий: S - отец, М - мужчина, Р - человек. Строим


умозаключение: Все мужчины (М) - люди (Р). Все отцы (S) - мужчи- ны(М). Следовательно, все отцы(S) - люди(Р).

3.1. Некоторые М есть Р; Некоторые М есть S Þ Возможно... 3.2. А есть В и С; D есть ВÞ Возможно... 3.3. Все М есть Р; Некоторые S есть МÞ... 3.4. Все Р не есть М; Все S есть МÞ... 3.5. Все М есть Р; Некото- рые S не есть МÞ... 3.6. А есть В; А есть СÞ Возможно... 3.7. А не есть В; А есть СÞ Возможно... 3.8. А есть В и не-С; D есть ВÞ Воз- можно... 3.9. Все Р не есть М; Некоторые S есть МÞ... 3.10. Некоторые Р не есть М; Все S есть МÞ... 3.11. Все М есть Р; Все М есть SÞ...

3.12. Все М не есть Р; Все М есть SÞ... 3.13. Все М не есть Р; Некото- рые М есть SÞ... 3.14. Некоторые М есть Р; Все М не есть SÞ... 3.15. А есть В и С, но не DÞ Возможно... 3.16. А есть В и С, но не D; Е есть DÞ Возможно... 3.17. А есть В, но не С и не DÞ Возможно... 3.18. А есть В, но не С и не D; Е не есть ВÞ Возможно... 3.19. Все Р есть М; Некоторые S не есть МÞ... 3.20. Некоторые Р не есть М; Все S есть МÞ... 3.21. Некоторые Р есть М; Все S не есть МÞ... 3.22. Все Р не есть М; Некоторые S есть МÞ... 3.23. Все Р не есть М; Некоторые М есть SÞ... 3.24. Некоторые Р есть М; Все М есть SÞ... 3.25. Некоторые Р есть М; Все М не есть SÞ... 3.26. А есть В и àС; D есть ВÞ... 3.27. А есть В и àС Þ... 3.28. А, В и С есть DÞ... 3.29. А и В естьà(С и D) Þ...

3.30. Если А есть С, то и В есть С; А есть СÞ...

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 532; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.