Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образовательная политика, концепции и стандарты подготовки бухгалтеров




 

Место и роль любой страны в международном разделении труда, ее конкурентоспособность на мировых рынках зависят, прежде всего, от качества подготовки специалистов и от тех условий, которые страна создает для проявления и реализации интеллектуального потенциала нации. Роль знаний в экономическом развитии стремительно возрастает, опережая значимость средств производства и природных ресурсов. По оценкам Всемирного банка, физический капитал в современной экономике форми­рует 16% общего объема богатства каждой страны, природный – 20%, а человеческий капитал – 64%. В таких странах, как Япония и Германия, доля человечес­кого капитала составляет до 80% национального богатства. В настоящее время ценности создаются за счет повышения производительности и использования нововведений, т. е. применения знаний на практике.

Главной задачей российской образовательной политики в настоящее время является повышение качества образования на основе сохранения его фундаментальности, адекватного удовлетворения актуальных и перспективных потребностей личности, общества и государства, соответствие критериям интеграции отечественной высшей школы в общеевропейское образовательное пространство.

Развитие бухгалтерского образования заключается в подготовке достаточного количества квалифициро­ванных бухгалтеров и аудиторов, понимающих концепции и конкрет­ные правила формирования информации в бухгалтерском учете и отчетности, владеющих современными навыками ведения бухгалтерско­го учета, подготовки и аудита бухгалтерской отчетности [5,9,13]. В Российской Федерации 263 вуза (из них 142 государственных) ежегодно выпускают около 30 000 бухгалтеров.

ЮНКТАД ООН в октябре 2003 г. утвердил типовую программу учебной подготовки профессиональных бухгалтеров "Разработка международной учебной программы в области бухгалтерского дела и других квалификационных требований", которая в целом учитывает все требования стандартов бухгалтерского образования [53].

Данная учебная программа - лишь одно из направлений установления квалификационных критериев для профессиональных бухгалтеров. Полная система этих критериев состоит из следующих компонентов: общих знаний и навыков; профессионального (технического) образования; квалификационных экзаменов; необходимого практического опыта; непрерывности профессионального образования; программы сертификации.

Типовая учебная программа предназначена для формального обучения профессиональных бухгалтеров на самом высоком уровне в любой стране мира.

Поэтому в области развития бухгалтерской профессии, подготовки и повышения квалификации специалистов бухгалтерского учета в России на среднесрочную перспективу предусматривается:

- осуществлять постоянный мониторинг качества программ обучения руководителей и специалистов заинтересованных организаций согласно международным стандартам финансовой отчетности, предусматривающий регулярное внесение изменений в соответствующие курсы высших и средних специальных учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов в области экономики, финансов, бухгалтерского учета и аудита;

- устанавливать квалификационные требования к специалистам организаций, применяющих международные стандарты финансовой отчетности при подготовке и представлении консолидированной финансовой отчетности, а также к аудиторам и аудиторским организациям, оказывающим аудиторские услуги в данных организациях;

- обеспечить необходимые условия для проведения дополнительного (послевузовского) профессионального образования и переподготовки специалистов в области бухгалтерского учета и аудита, связанного с внедрением МСФО;

- проводить аттестацию главных бухгалтеров организаций, подпадающих под обязательный аудит бухгалтерской отчетности, и иных бухгалтерских работников, осуществляющих бухгалтерские услуги на профессиональной основе.

Для профессионального бухгалтера высшее бухгалтерское образование в соответствии с международными стандартами бухгалтерского образования является предквалификационным образованием.

Поэтому при определении содержания процесса подготовки и повыше­ния квалификации кадров в рассматриваемой области согласно Концепции развития бухгалтерского учета на среднесрочную перспективу особое внимание обращено:

а) на глубокое освоение лежащих в основе МСФО концепций - полезности и существенности информации, приоритета экономическо­го содержания перед юридической формой, сохранения капитала, ценности денег и др.;

б) на формирование навыков активного использования инфор­мации, накапливаемой в бухгалтерском учете, для управления хозяйст­вующим субъектом и осуществления эффективного корпоративного
управления;

в) на выработку навыков применения таких способов обработки информации, как дисконтирование, вероятностные расчеты, математи­ческая статистика, и т.п.;

г) на формирование нового подхода к применению стандартов и иных нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета и отчетности. Такой подход заключается в самостоятельной постановке
бухгалтерского учета и отчетности путем реализации принципов и тре­бований, устанавливаемых стандартами и иными нормативными пра­вовыми актами;

д) на выработку навыков профессионального суждения при квалификации, стоимостном измерении, классификации и оценке значимости (существенности) фактов хозяйственной жизни для целей бухгалтерского учета, отчетности и аудита;

е) на обучение использованию финансовых показателей, сформированных по МСФО, в системе национальных счетов;

ж) на формирование глубокого понимания норм профессио­нальной этики.

В 2003году Россия вошла в число европейских стран – участниц Болонского процесса. Участие России в Болонском процессе вызвало необходимость разработки нового государственного образовательного стандарта для двух ступеней образования – бакалавров и магистров. Это дополнительный шанс модернизировать отечественное образование и повысить его качество.

При этом бакалавриат должен обеспечить подготовку высококвалифицированных бухгалтеров, а магистратура – высококомпетентного специалиста, который будет не только хорошо выполнять учетные функции, но еще и хорошо понимать и свое дело, и смежные проблемы юриспруденции, микро – и макроэкономики. Отсюда бакалавр – это профессионал, квалифицированно выполняющий учетную работу, а магистр – человек, который хорошо понимает смысл этой работы.

С переходом на двухуровневую систему образования, перераспределяется учебная нагрузка между курсами, изменяется режим работы студентов. Основой обучения останутся лекции и семинарские (практические) занятия, но наряду с ними самостоятельная работа студента будет приобретать все большее и большее значение. В связи с этим повышенное внимание будет уделяться интерактивным методам обучения.

Одним из направлений достижения целей реформирования образования является разработка и реализация единых требований к образовательной и профессиональной подготовке бухгалтеров, разделяемых всем профессиональным сообществом. Профессиональная сертификация должна осуществляться путем совмещения подготовки бухгалтеров через традиционную систему высшего и среднего специального образования и в системе дополнительной профессиональной подготовки. При этом, исходя из международных образовательных стандартов, подготовка профессиональных бухгалтеров должна включать курсы финансового менеджмента, бихевиоризма, этики бизнес отношений, профессиональных ценностей и этики, международного бизнеса и проблем глобализации и др. Также необходима координация программ высших учебных заведений (академической) и профессиональной подготовки бухгалтеров в России. Несмотря на высокий уровень теоретической подготовки студентов российских вузов, большинство выпускников не обладают достаточной профессиональной практикой, имеют пробелы в знании МСФО, профессионального английского языка и бизнес-коммуникаций. Существует необходимость существенного увеличения правовой и финансово-аналитической подготовки выпускников, практической ориентированности отдельных курсов. Отсюда, следует, что подготовка профессиональных бухгалтеров возможна лишь при конструктивном взаимодействии академического и профессионального образования. Поэтому необходима выработка российской (национальной) идеологии и техники формирования образовательного ценза профессионального бухгалтера с использованием западного опыта. Внедрение МСФО в России потребовало существенных изменений в системе подготовки бухгалтеров и аудиторов. За последние годы был реализован целый комплекс мер в рассматриваемой сфере:

внесены концептуальные изменения в содержание вузовской подготовки бухгалтеров и аудиторов; разработан и внедрен новый государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит"; созданы учебно-методические комплексы по дисциплине "Международные стандарты учета и финансовой отчетности". Проведенный опрос респондентов показал, что система высшего образования положительно реагирует на внедрение МСФО. На "хорошо" и "отлично" (по пятибалльной системе) эти преобразования не случайно оценили 66% респондентов. Данный показатель был наиболее высоким в группах бухгалтеров - 69%, студентов - 73% и преподавателей - 77% [24].

Следует отметить, что существенную роль в подготовке бухгалтеров играет

международная федерация бухгалтеров (IFAC) созданная в 1978 г. Это крупнейшая в мире бухгалтерская организация, объединяющая более 2 млн. профессионалов, представляющих 156 организаций из 114 стран мира. Это – единственная международная организация, объединяющая представителей бухгалтерской профессии из частного и государственного секторов экономики, сферы аудиторско-консультационных услуг, образования. В идеологическом плане роль Федерации исключительно весома. Международные аудиторские стандарты, кодекс профессиональной этики и международные стандарты подготовки профессиональных бухгалтеров разрабатываются непосредственно под эгидой IFAC. Что касается осуществляемой в настоящее время модернизации МСФО, то Федерация участвует в этом процессе опосредованно через Совет по международным стандартам бухгалтерского учета.

Основными направлениями работы IFAC на ближайшие годы будут: дальнейшее участие в разработке стандартов учета и аудита; усиление значимости кодекса профессиональной этики; внедрение системы международных стандартов подготовки профессиональных бухгалтеров.

При этом одним из условий достижения поставленных целей является разработка и реализация единых требований к образовательной и профессиональной подготовке бухгалтеров, которые, с одной стороны, разделялись бы всем профессиональным сообществом, а с другой,- не противоречили бы соответствующим национальным регуляторам стран-членов IFAC. Поскольку абсолютной унификации подготовки бухгалтеров во всех странах достичь невозможно, то в стандартах IFAC изложены наиболее общие требования, предъявляемые к образовательному и профессиональному уровню специалиста, и рекомендации по набору знаний, которыми должен владеть профессиональный бухгалтер[53,65]. Эти требования изложены в семи международных образовательных стандартах:

IES 1 «Исходные требования к программе профессионального бухгалтерского образования»;

IES 2 «Содержание программ профессионального образования»;

IES 3 «Профессиональные навыки»;

IES 4 «Профессиональные ценности и этика»;

IES 5 «Требования к практической подготовке»;

IES 6 «Оценка профессиональных способностей и компетентности»;

IES 7 «Система непрерывного профессионального образования».

Общая идея стандартов заключается в идентификации определенного минимума квалификационных требований в трех областях: образовательные и профессиональные знания; практический опыт; система постоянного и непрерывного обновления знаний и навыков. В стандартах определяются области знаний, которые должны быть отражены в конкретной программе подготовки профессионального бухгалтера, но не дается содержание наполнения предметов. Подразумевается, что это наполнение будет сделано специалистами национальных институтов с учетом особенностей национальной культуры, традиций в области общего и профессионального образования, приоритетов в отношении тех или иных предметов. Учебная программа подготовки является унифицированной, поскольку распространяется как на бухгалтеров, так и на аудиторов. При этом согласно концепции англо-американской бухгалтерской школы квалификация»бухгалтер» в известном смысле понимается как более широкая, чем квалификация «аудитор».

Согласно трактовке IFAC под профессиональным бухгалтером понимается член национального института, входящего в состав IFAC. Что касается России, то под определение профессионального бухгалтера, т.е. специалиста, имеющего отношение к международной практике учета и аудита, подпадают лишь члены ИПБ России. Тенденция последних лет такова, что (главный) бухгалтер (иначе профессиональный бухгалтер) рассматривается как непременный и активный участник процесса управления хозяйствующим субъектом, особенно в области финансовой политики. Поэтому в программе международных стандартов сделан акцент на финансы, менеджмент, информационные технологии. Естественно, что владение бухгалтерской техникой подразумевается как само собой разумеющееся, однако акценты смещаются в сторону участия в процессе принятия решений финансового характера.

Основная задача федерации состоит в создании единых правил для бухгалтеров во всем мире. Федерация имеет множество комитетов, таких, как Комитет по международным стандартам финансовой отчетности IASC, занимающийся разработкой международных стандартов бухучета и аудита, комитет по этике, определяющий обязательные для бухгалтеров этические нормы и нормы корпоративного поведения и др. Эта федерация является организатором всемирных бухгалтерских конгрессов. Всемирный конгресс бухгалтеров – это самое крупное мероприятие, касающееся бухгалтерского учета. Конгресс проходит каждые 4 года в разных странах мира. В нем принимают участие ведущие представители бухгалтерской профессии, руководители предприятий, а также специалисты в области финансов. Конгресс предоставляет возможность обсудить проблемы финансов, экономики, бухгалтерского учета с зарубежными коллегами, поделиться опытом и узнать о современных тенденциях в мире финансов.

Международная федерация бухгалтеров выступила инициатором создания Форума развития бухгалтерской профессии, объединяющего различные банки и агентства развития. Кроме этого, организация предложила разработать стандарты и методические указания по бухгалтерскому учету, которые удовлетворяли бы требованиям правительств, министерств, налогоплательщиков и рейтинговых агентств.

Наряду с международными профессиональными организациями значительное место в формировании системы международной системы учета занимают национальные организации. Так в апреле 1997 г. в Российской Федерации созданИнститут профессиональных бухгалтеров России (ИПБР).

Учредителями некоммерческого партнерства «Институт профессиональных бухгалтеров России» (ИПБ России) являются высшие учебные, научные и общественные организации. Активное участие в создании и деятельности ИПБ России принимает Министерство финансов РФ. ИПБ России объединяет аттестованных профессиональных бухгалтеров и аудиторов. Они представляют руководителей и ведущих специалистов бухгалтерских служб предприятий и организаций, аудиторских и консалтинговых служб, профессорско-преподавательский состав в области учета, экономического анализа и аудита различных учебных заведений, специалистов финансового менеджмента.

В различных регионах России создаются территориальные институты профессиональных бухгалтеров (ТИПБ), целью которых является консолидация усилий всех заинтересованных организаций территории по управлению ведением бухгалтерского учета на предприятиях региона. Уже создано 65 ТИПБ. Все они самостоятельные юридические лица, одним из учредителей которых является ИПБ России. Подготовку профессиональных бухгалтеров осуществляют около 200 учебно-методических центров (УМЦ), функционирующих практически во всех регионах страны. На сегодняшний день подготовлено и аттестовано более 100 тыс. профессиональных бухгалтеров. Из них членами ИПБ России являются свыше 80 тыс. чел.

Осознание причастности к общему делу, законам и традициям выражается, в том числе в появлении определенной символики, которая раскрывает основные правила существования сообщества. У международного сообщества бухгалтеров-аудиторов таким символом является герб, состоящий из трех фигур: солнца (бухгалтерский учет освещает хозяйственную деятельность предприятия), весов (символизируют баланс), кривой Бернулли (символ того, что учет, однажды возникнув, будет существовать вечно) и девиза: «Наука, доверие (совесть), независимость». Автором герба бухгалтеров является французский ученый Жан Батист Дюмарше (1874-1946).

 

 

Контрольные вопросы

1. В чем состоит цель российской образовательной политики.

2. Охарактеризуйте предполагаемые модели высшего профессионального бухгалтерского образования в Российской Федерации на перспективу.

3. Перечислите основные направления концепции развития бухгалтерского учета на среднесрочную перспективу для подготовки и повышения квалификации кадров.

4. Перечислите мероприятия и содержание процесса подготовки и повышения квалификации кадров в области бухгалтерского учета.

5. Назовите основные концептуальные основы и предпосылки перехода на государственные образовательные стандарты, рекомендованные участниками Болонского процесса.

6. Международные стандарты бухгалтерского учета как средство унификации принципов бухгалтерского учета.

7. Каковы международные тенденции в развитии бухгалтерской профессии.

8. В чем состоит суть подготовки бухгалтеров исходя из международных бухгалтерских стандартов.

9.Символика сообщества бухгалтеров и аудиторов, её роль в повышении престижа профессии.

Практические задания

1. Определите наиболее приемлемую для себя модель обучения, отметьте, в чем её преимущества.

2.Составьте примерный учебный план бакалавра или магистра.

3. Составьте блок-схему основных направлений подготовки кадров.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1829; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.