Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оборудование. 1. Специальный стол, столешница которого должна быть высотой до цен­тра живота (пупка) сидящего испытуемого




1. Специальный стол, столешница которого должна быть высотой до цен­тра живота (пупка) сидящего испытуемого, чтобы он мог свободно двигать своими руками без риска коснуться стола. Удобно, чтобы стол имел следую­щие измерения: высота — 72 см; плоскость — 57 см длины и 45 см ширины (поверхность стола).

Столешница должна легко подниматься в вертикальное положение для выполнения тех частей теста, которые должны осуществляться вертикально. В центре стола укрепляется плотное стекло 28x33 см; на этом стекле фикси­руют листы, прикрепленные к столу посредством зажимов.

Когда проводят исследование, где экспериментатор должен перемещать­ся, более практичным является использование портативных досок, могущих быть выпрямленными вертикально и снабженных стеклом и зажимами.

2. Простой стул (без подлокотников), чтобы облегчить движения испыту­емого. Последний должен сидеть прямо, не опираясь небрежно о спинку стула.

3. Карандаши; не менее четырех одинаковой величины и хорошо заост­ренные. Наблюдатель будет иметь два карандаша другого цвета, предпочти­тельно красных, для того чтобы отмечать финальные линии чертежа или да­вать их субъекту, когда он захочет перечеркнуть рисунки, которые выполняет.

4. Экран из прочного картона однотонного цвета (светло-зеленого пред­почтительно или серого); экран должен быть расположен между глазами испытуемого и тестом.

5. Два картонных прикрытия, чтобы прикрыть чертежи: по мере того, как их выполняет испытуемый. Одно из картонных прикрытий должно быть размером 20x29 см, другое — 7x22 см.

6. Секундомер для определения времени выполнения чертежей.

Предварительные инструкции

Испытание должно проходить в спокойной обстановке. Надо проверить, сидит ли испытуемый перед столом достаточно низко, чтобы локти были подняты над доской. Расстояние от тела испытуемого до стола представляет собой обычное расстояние, необходимое для письма, но испытуемый должен держаться прямо, и ноги не скрещены. Перед началом опыта записывают имя, возраст, семейное положение, образование испытуемого и обязатель­но — правша, левша, или амбидекстр. Тест надо выполнять, не опираясь на стол ни рукой, ни локтем, т. е. держа руку в воздухе в горизонтальном поло­жении параллельно столу, чтобы свободно производить движение. Руки об­разуют с грудью угол от 45 до 60°.

Некоторые испытуемые имеют тенденцию выполнять движения только запястьем. Необходимо просить их выполнять движения всем предплечьем. Если испытуемый во время работы нарушает правильное положение, то во время паузы необходимо исправить его и заставить принять вновь правиль­ное положение. Неработающая рука должна опираться на бедро, а не на стол.

Тест выполняется в два приема: 1-я часть — до конца горизонтальных цепей, 2-я часть — начиная с вертикальных цепей и до конца. Идеальный интервал между сеансами — 8 дней.

Бывают исключительные случаи, когда исследование может осуществ­ляться с интервалом 24 ч, но всегда рекомендуется повторить тест позже, чтобы подтвердить полученные данные. Мы рекомендуем провести тест еще раз через месяц с тем же интервалом и 8 дней между 1 -й и 2-й частями, по­тому что таким образом имеется больше шансов эмилировать влияние слу­чайных, нарушающих факторов.

По мере того как выполняют тест, необходимо прикрывать чертежи кус­ками картона. Исследователь должен сидеть справа от испытуемого, поста­вив сбоку от себя стол или стул, чтобы класть требующийся материал. Экран следует держать левой рукой, поскольку в правой руке будет красный каран­даш. Другие карандаши, также как картонные прикрытия (тайники), распо­лагают в пределах досягаемости руки. При выполнении некоторых чертежей, таких как зигзаг, исследователь должен помещаться напротив испытуемого.

Когда испытуемый закончит выполнение теста, наблюдатель должен за­писать на последней странице свои наблюдения, касающиеся позы испы­туемого, его замечаний, его трудностей.

Для составления полного психологического портрета личности необхо­димо выполнение всех рисунков и грамотное владение интерпретацией миокинетической психодиагностики. В настоящем практикуме мы кратко остановимся на двух субтестах: «линеограмма» и «зигзаги».

Получение линеограмм

Инструкция. Возьмите карандаш правой рукой и проведите им по правой горизонтальной линии эталона от одного ее конца до другого (на­правление движения указано стрелками на чертеже). Делайте движения вперед и назад, не отрывая карандаша. После трех полных движений пе­ред вашими глазами будет поставлен экран. Однако, не отрывая каранда­ша, продолжайте ранее начатые графические движения. Закончите их, когда я попрошу вас об этом.

Испытуемый выполняет 3 полных графических движения под контро­лем зрения, после чего экспериментатор ставит экран и испытуемый вы­полняет 10 полных движений без контроля зрения. Затем экспериментатор просит его остановиться и отмечает красным карандашом конец последней черты. Рисунки-чертежи выполняются сначала в горизонтальной и сагит­тальной плоскостях правой и левой руками поочередно. Затем эксперимен­татор поднимает столешницу и ставит ее под углом 90°. Теперь испытуемый повторяет всю процедуру в вертикальной плоскости. После выполнения каждого рисунка экспериментатор закрывает рисунок картонной карточ­кой таким образом, чтобы испытуемый его не видел. Экспериментатор ре­гистрирует время выполнения рисунков.

Получение зигзагов

Выполнение теста начинается с получения двух центробежных зигзагов. Экспериментатор дает испытуемому по карандашу в каждую руку и сооб­щает инструкцию.

Инструкция. Начиная движение одновременно обеими руками, обведите нарисованные на эталоне оба центробежных зигзага (направле­ние движения указано стрелками на чертеже) и продолжайте самостоятель­но рисовать такие же зигзаги. После того как перед вашими глазами будет поставлен экран, не отрывая карандаша, продолжайте рисовать зигзаги сни­зу вверх. Старайтесь сохранить размер и направление рисунков-зигзагов в соответствии с заданным эталоном.

После того как испытуемый обведет три раза зигзаги эталона и нарисует последующие три зигзага под контролем зрения, перед его глазами экспе­риментатор ставит экран. Не прекращая движения, испытуемый продол­жает рисовать зигзаги до верхней ограничительной черты, указывающей зону обработки эталона. Рисунок заканчивается, когда этой черты достигнут оба зигзага. После выполнения центробежных зигзагов выполняют зигзаги цен­тростремительные, т. е. те, которые направлены извне к телу испытуемого. Инструкция и порядок выполнения теста те же, что и в центробежных зиг­загах. Испытуемый оканчивает центростремительные зигзаги, когда достиг­нет нижней ограничительной черты измерительной полосы.

Когда при выполнении центробежного зигзага наблюдается значитель­ное осевое отклонение, необходимо-для выполнения центростремитель­ных зигзагов заменить черные карандаши цветными, чтобы отличить их от центробежных зигзагов. Таким образом, если линии будут перекрещи­ваться, исследователь может осуществить измерения без колебания, избе­жав повторения исследования.

Обработка и интерпретация результатов субтеста «Линеограмма»

Делают три основных измерения:

1) длина линии (а);

2) первичное отклонение (ПО);

3) вторичное отклонение (ВО).

Длина линии

Измеряют длину последней линии, которую произвел испытуемый и кон­цы которой помечены цветом.

Сравнение между последней линией и линией модели (40 мм) укажет нам, будет ли испытуемый иметь тенденцию увеличить, уменьшить или сохранить ее длину, когда он лишен возможности зрительно контролировать действия.

Уменьшение линии вне нормативной зоны соответствует ситуации тор­можения, в то время как ее увеличение соответствует состоянию возбужде­ния. Следует сначала вычислить среднюю длину линий, проведенных правой и левой рукой, и сравнить ее с эталонной соответствующим характеристикам той группы, к которой принадлежит испытуемый.

Уменьшение длины линии можно объяснить первичным смущением испытуемого в начале теста, если позднее оно компенсируется.

Все данные методики правильны только тогда, когда они повторяются, часто достаточно бросить взгляд на тест, чтобы отметить доминирующую тен­денцию. Вариации или колебания этой тенденции (которую ясно наблюдают в отношении длины параллелей) часто указывают на неустойчивую личность.

В случае сильного страха наблюдают прогрессивное уменьшение длины линии во время выполнения записей. И наоборот, наблюдают прогрессив­ное увеличение этой линии в случае тревоги. Резкое и интенсивное увели­чение или уменьшение, т. е. скачок в записи следа или наслоение линии скорее типично для личностей дизритмичных или эпилептоидных.

Средние величины длин последних линий приведены в табл. 2.26.

Таблица 2.26. Средние величины длин последних линий
Возраст, лет Количество испытуемых Длина последней линии, мм
Правая рука Левая рука
10-12   37,0 38,5
16-17   33,5 36,3
    31,0 31,8
    32,0 31,0
    32,9 34,4
    31,7 34,1
22-23   38,0 38,0
    36,0 35,4
    33,0 33,0
    34,0 33,0
    31,0 32,0
    49,6 43,0
30-35   30,0 34,2

 

Первичное отклонение

Первичные отклонения дают нам наиболее значительные данные лине- ограмм, потому что выражают доминирующее смещение линии в одну из

Таблица 2.27. Средние значения первичного отклонения

Возраст, лет Первичное отклонение, мм
Правая рука Левая рука
10-12 5,6 7,6
16-17 22,3 0,7
  12,7 4,7
  13,3 6,4
  13,3 -3,6
  27,3 16,3
22-23 10,3 9,3
  18,6 5,3
  25,0 25,0
  11,0 1,0
  14,0  
  26,3 8,1
30-35 7,08 10,85

 

сторон выполненного движения. Это смещение в свою очередь отражает доминирование тонусов, одной из двух мышечных групп антагонистов, от­ветственных за выполнение следа (запись).

Первичное отклонение измеряют следующим образом.

1. Опускают перпендикуляр из середины линии (той, которая обозначе­на концами, помеченными цветом) на линию-модель или ее продолжение, если это необходимо.

2. Измеряют (в мм) расстояние от середины этой линии-модели до про­екции. Определенное таким образом смещение и есть первичное отклоне­ние. Оно будет положительным (со знаком плюс), если направлено:

— вправо в горизонтальной линеограмме правой руки;

— влево в горизонтальной линеограмме левой руки;

— вперед в линеограммах сагиттальных обеих рук;

— вверх в линеограммах вертикальных обеих рук.

Отклонение будет отрицательным (имеющим знак минус), когда движе­ние будет смещаться соответственно в противоположных направлениях.

Средние значения первичного отклонения приведены в табл. 2.27.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.