Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учет производственных запасов на складе




Производственные запасы, их классификация и оценка

 

При ведении бухгалтерского учета материально-производственных запасов (МПЗ) нужно руководствоваться нормами Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), а также Методическими указаниями по учету МПЗ и Методическими указаниями по учету спецоснастки и спецодежды.

Производственные запасы являются составной частью оборотных активов предприятия. Они используются для изготовления продукции (выполнения работ, оказания услуг), предназначенной для продажи, а также для нужд управления.

Величина производственных запасов, операции по их приобретению и выбытию оказывают прямое влияние на непрерывность производственного процесса, ликвидность бухгалтерского баланса и размер налогообложения.

Классификация материально-производственных запасов

В состав производственных запасов входят:

1. Материальные ресурсы (материалы), которые представляют собой предметы труда, целиком потребляемые в каждом производственном цикле, полностью переносящие свою стоимость на издержки производства и принадлежащие организации на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. В зависимости от функционального назначения они подразделяются на сырье, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, топливо, запасные части, тару, хозяйственные принадлежности и инвентарь, строительные материалы, материалы, переданные в переработку на сторону, и прочие материалы. Учитываются на активном инвентарном счете 10 “Материалы” в разрезе субсчетов.

2. Готовая продукция - часть МПЗ организации, предназначенная для продажи, являющаяся конечным результатом производственного процесса, законченная обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики готовой продукции соответствуют условиям договора или требованиям иных документов в случаях, установленных законодательством. Учет ведется на активном счете 43 «Готовая продукция».

3. Товары (счет 41 «Товары») - часть МПЗ организации, приобретенная или полученная от других юридических и физических лиц и предназначенная для продажи или перепродажи без предварительной обработки.

Кроме того, для учета МПЗ применяют синтетические счета:

11 «Животные на выращивании и откорме»;

15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»;

16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Материалы, не принадлежащие организации на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления учитывают на счетах забалансового учета. Согласно Плану счетов для этого предусмотрены счета: 002 “Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение”, 003 “Материалы, принятые в переработку”, 004 “Товары, принятые на комиссию”.

Для организации оперативного (складского) учета и аналитического учета в бухгалтерии каждое предприятие самостоятельно разрабатывает номенклатуру - ценник.

4. Номенклатура - ценник – это систематизированный перечень потребляемых в производстве материалов с указанием наименования, сорта, марки, размера, единицы измерения, учетной цены. Каждой позиции в таком систематизированном перечне присваивается условное цифровое обозначение (код), именуемое «номенклатурный номер». Значность номенклатурного номера должна быть минимальной, но достаточной, чтобы охватить важнейшие признаки соответствующего вида материала.

Номенклатурные номера и учетные цены проставляются во всех первичных документах, оформляющих движение материалов, а также в регистрах оперативного и аналитического бухгалтерского учета. Это обеспечивает надежный контроль за движением и сохранностью материалов, ликвидирует ошибки из-за пересортицы, позволяет широко использовать компьютерную технику при обработке учетной информации.

Оценка материально-производственных запасов

Общее правило оценки МПЗ гласит: «Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости» (ПБУ 5/01).

Фактическая себестоимость приобретаемых МПЗ включает в себя:

- суммы, уплачиваемые поставщику (продавцу) в соответствии с договором;

- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультативные услуги, связанные с приобретением МПЗ;

- таможенные пошлины и иные платежи;

- невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы МПЗ;

- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены МПЗ;

- затраты по заготовке и доставке МПЗ до места их использования, в том числе расходы: по страхованию; по содержанию заготовительно-складского аппарата организации; за услуги по транспортировке МПЗ до места их использования, если они не включены в цену на запасы, установленную договором; по оплате процентов по кредитам поставщиков (коммерческий кредит); по оплате процентов по заемным средствам, если они связаны с приобретением запасов и произведены до момента оприходования МПЗ на складе организации.

Фактическую себестоимость материалов бухгалтерия может рассчитывать только по окончании месяца, когда поступят все платежные документы поставщиков материалов, а также платежные документы за перевозку, погрузку, разгрузку и прочие расходы.

Движение же материалов (поступление, расход) происходит ежедневно, и в первичных документах, оформляющих движение материалов, необходимо своевременно проставлять количество, цену и стоимость конкретного вида материала. Поэтому учет движения материалов ведут с использованием заранее установленных учетных цен. Такими ценами могут быть договорные или плановые цены. Договорная цена устанавливается в договорах-поставках, заключенных предприятием с поставщиками. Плановые цены рассчитываются предприятием исходя из договорных цен, планируемых сумм расходов по доставке, погрузке, разгрузке и других затрат. Оценка производственных запасов по учетным ценам удобна в ситуации нестабильности и частого колебания покупных цен.

При ведении текущего учета по договорным ценам обособленно учитываются транспортно-заготовительные расходы (ТЗР). Фактическая себестоимость остатка и расхода материалов в этом случае определяется на основе учета их стоимости по договорным ценам и суммам ТЗР.

При использовании в текущем учете плановых цен обособленно отражаются отклонения фактической себестоимости от плановых цен (экономия или перерасход).

В конце месяца специальным расчетом определяют процент ТЗР данного вида материала или группы материалов, который представляет собой отношение суммы остатка этих расходов на начало месяца и текущих расходов за месяц к суммам остатка материалов на начало месяца и поступивших материалов, умноженное на 100. Аналогичным способом рассчитывается процент отклонений фактической себестоимости заготовления материалов от их стоимости по плановым ценам.

Найденный таким образом процент распространяется на стоимость материалов, израсходованных в течение месяца, в оценке по учетным ценам. Это позволяет исчислить сумму ТЗР (или отклонение фактической себестоимости от учетной цены), приходящуюся на израсходованные материалы и подлежащую списанию на те бухгалтерские счета, на которых отражен расход материалов. После такого списания израсходованные в течение месяца материалы будут отражены по фактической себестоимости.

Рассмотренный вариант оценки запасов и расчета фактической себестоимости отпущенных в производство материалов является традиционным, получившим название “Метод оценки запасов по средней себестоимости”.

При переходе на организацию учета в соответствии с требованиями международных стандартов предусматривается при списании материалов на затраты производства оценивать их методом «ФиФо».

При применении метода «ФиФо» материалы должны списываться по себестоимости соответствующих партий в хронологическом порядке их поступления. В условиях инфляции «ФиФо» обуславливает занижение стоимости отпущенных в производство ресурсов, завышение их остатка в балансе, а следовательно, завышение финансового результата от основной деятельности и улучшение показателей ликвидности. Метод «ФиФо» целесообразно использовать организациям, планирующим осуществление капитальных вложений за счет собственных средств и пользующимся при этом соответствующими льготами по налогу на прибыль.

Существует еще и метод оценки материальных ресурсов по себестоимости каждой единицы. Он основан на индивидуальной оценке материальных запасов (драгоценных металлов, драгоценных камней и т.п.).

Пример. Произведем расчет фактической себестоимости отпущенных в производство материалов и фактической себестоимости их остатка на конец месяца с помощью двух методов – «ФиФо» и средней себестоимости.

Условные обозначения:

ФСО - фактическая себестоимость отпущенных в производство материалов;

ОК - остаток материалов на конец месяца;

СЦ - средняя цена материалов.

 

Движение материальных ресурсов организации в истекшем месяце

Показатели материального баланса Количество, ед. Цена, руб. Сумма, руб.
Остаток на начало месяца     76 000
Поступило в течение месяца:      
1-я партия 1 000   100 000
2-я партия 1 000   105 000
3-я партия 1 000   110 000
Отпущено в производство 3 200 - -
Остаток на конец месяца   - -

 

1. Расчет методом «ФиФо»

ФСО = 800 ед. х 95 руб. + 1 000 ед. х 100 руб. + 1 000 ед. х 105 руб. + 400 ед. х 110 руб. = 325 000 руб.

ОК = 600 ед. х 110 руб. = 66 000 руб.

2. Расчет по средней себестоимости

СЦ = (76 000 руб. + 100 000 руб. + 105 000 руб. + 110 000 руб.): 3 800 ед. = 102,9 руб.

ФСО = 3 200 ед. х 102,9 руб. = 329 280 руб.

ОК = 600 ед. х 102,9 руб. = 61 740 руб.

 

Фактическая себестоимость материалов при их изготовлении самой организацией в бухгалтерском учете определяется исходя из фактических затрат на их изготовление. В налоговом учете стоимость материалов, изготовленных в самой организации, скорее всего, будет отличаться от бухгалтерской оценки по причине того, в бухгалтерском и налоговом учете существуют разные правила оценки готовой продукции. Для целей налогообложения готовая продукция оценивается только в сумме прямых затрат. Поэтому стоимость материалов, изготовленных в самой организации и являющихся частью товарной продукции, в налоговом учете включает в себя только прямые затраты.

3.2. Документальное оформление поступления и расходов производственных запасов

Наличие материалов на предприятии постоянно изменяется в связи с их движением: поступлением на предприятие, внутренним перемещением, отпуском в производство и на другие цели. Для учета движения материалов применяется типовая первичная учетная документация.

Поступление материалов на предприятие от поставщиков контролирует отдел маркетинга, который ведет журнал учета поступающих грузов, где регистрируются транспортные, отгрузочные документы, а также документы, в которых оформляют поступление материалов на склад предприятия. С помощью журнала контролируют выполнение поставщиками договорных обязательств, предъявляют им претензии по качеству и недостаче материалов.

Доставку материалов на склад осуществляет экспедитор на основании доверенности, которую выдает ему бухгалтерия под расписку в журнале учета выданных доверенностей.

Принятые грузы экспедитор доставляет на склад предприятия и сдает материально-ответственному лицу, который проверяет соответствие количества и качества материалов данным счета поставщика. Если расхождений между фактически поступившим грузом и сопроводительными документами поставщика нет, то кладовщик выписывает приходный ордер (однострочный или многострочный). В этом случае допускается и бездокументальное оформление поступивших материалов. На документах поставщика (счетах-фактурах, товарно-транспортных накладных) материально-ответственное лицо проставляет штамп, в оттисках которого содержатся основные реквизиты приходного ордера.

При несоответствии показателей сопроводительных документов поставщика фактическому наличию поступивших материалов приемку материалов производит комиссия и оформляет акт о приемке материалов, который служит основанием для предъявления претензий поставщику.

Поступление материалов на склад при внутреннем перемещении материалов (передача со склада на склад, возврат из цехов на склад неиспользованных материалов, сдача отходов производства или отходов от ликвидации основных средств) оформляют накладной на внутреннее перемещение материалов. Накладную выписывают цехи-сдатчики в двух экземплярах: первый - сдающему складу (цеху) для списания материалов, а второй - принимающему складу (цеху) для их оприходования.

Подотчетные лица приобретают материалы у других предприятий, на рынке или у населения за наличный расчет. Документами, подтверждающими стоимость приобретенных материалов, являются товарный счет или акт (справка), составляемый подотчетным лицом. В акте указывается содержание хозяйственной операции с указанием даты, места покупки, наименования и количества материалов и цены, а также данные паспорта продавца товара. Акт (справку) прилагают к авансовому отчету подотчетного лица.

Отпуск материалов на производственные цели (изготовление продукции, выполнение работ, оказание услуг), на хозяйственные нужды (содержание зданий, сооружений, выполнение ремонтных работ), продажа на сторону излишних материалов документируются выпиской расходных документов.

Для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции, а также для текущего контроля за соблюдением установленных лимитов отпуска отдел маркетинга или плановый отдел выписывают лимитно-заборную карту. Данный документ заполняется в двух экземплярах сроком на один месяц. Один экземпляр лимитно-заборной карты до начала месяца передают производственному подразделению, второй – складу.

Сверхлимитный отпуск на производство или замена материалов одних видов другими оформляются сигнальным документом - требованием. При однократном отпуске материалов на хозяйственные нужды применяется требование, которое выписывается цехами, отделами в двух экземплярах: один экземпляр - для цеха, а второй - для склада.

При продаже излишних материалов или отпуске их филиалам используется накладная на отпуск материалов на сторону.

При перевозке автотранспортом материалов, отпущенных на сторону, выписывается товарно-транспортная накладная, которая служит основанием для списания материалов у грузоотправителя и расчетов за их перевозку с автотранспортной организацией.

 

Для обеспечения производственной программы соответствующими материальными ресурсами на предприятиях создаются специализированные склады для хранения материалов, которые должны быть оборудованы стеллажами, полками, шкафами, необходимыми весоизмерительными приборами, мерной тарой. К месту хранения каждого вида материалов прикрепляют ярлык с указанием наименования материала, его номенклатурного номера, марки, сорта, размера, единицы измерения.

Все материалы, поступившие на предприятие, числятся за лицами, ответственными за их сохранность. Руководитель предприятия заключает с ними договоры о полной индивидуальной материальной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Прием на работу, перемещение и увольнение материально-ответственных лиц производится руководителем предприятия при согласии главного бухгалтера. Освобождение заведующего складом от работы разрешается только после сплошной инвентаризации и передачи числящихся за ним материалов другому лицу.

Движение материалов отражается в карточках складского учета материалов.

Начальной записью в карточке является проставление входящего остатка на начало месяца. Последующие записи кладовщик делает на основании первичных документов в день совершения операций. После каждой записи он выводит остаток материалов.

В конце месяца в целях контроля кладовщик подсчитывает обороты за месяц по приходу и расходу и выводит остаток на конец месяца. Этот остаток должен соответствовать аналогичному показателю остатка на конец дня последней записи операции движения материала за текущий месяц. Если выведенный остаток материалов выше или ниже установленной нормы запасов, заведующий складом информирует отдел маркетинга и выписывает сигнальную справку об отклонениях фактического остатка материалов от установленных норм запаса.

Бухгалтер обязан не реже одного раза в неделю (декаду) осуществлять на складах проверку своевременности и правильности оформления первичных документов и записей в карточке складского учета материалов, что подтверждает своей подписью в карточке. Одновременно с проверкой бухгалтер и материально-ответственное лицо осуществляют приемку-передачу первичных документов. Для этого заведующий складом составляет реестр приемки-сдачи документов. В реестре номера документов группируются по субсчетам, а в разрезе субсчетов - по источникам поступления, направлениям отпуска.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1060; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.