Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Имя существительное




Сквозь зелень видны вдалеке
Рыбак с сетями в челноке,
Стада овец, луга, пески, заливы.
В воде и под водой леса,
За берегами золотые нивы
И голубые небеса.

Названия каких предметов перечислены в стихотворении?

Предметами называются люди, животные, вещи, явления природы, события — всё, о чём можно спросить: это кто? или это что?

1. Вещи: сети, лодка, стол, тетрадь, ранец...
2. Люди, животные, птицы: рыбак, мальчик, овцы, скворец...
3. Явления природы: заря, радуга, гром, буря....
4. События: революция, война, сражение, отъезд...

Вопрос кто? употребляется, когда идёт речь о людях и животных. Такие предметы называются одушевлёнными (рыбак, овцы...). Вопрос что? употребляется, когда идёт речь об остальных предметах (зелень, луга, песка, заливы, леса...). Такие предметы называются неодушевлёнными. Слова, обозначающие предметы, называются именами существительными. Имена существительные отвечают на вопросы: кто? кого? кому? и др. или что? чего? чему?и др.

Упражнение 174. Найдите в данной статье имена существительные и поставьте к ним вопросы.

Синеет апрельское небо. Блестят гладкие молодые листья берёз. Дорога покрыта мягкой травой. На холмах тихо зыблется зелёная рожь. Вдали темнеют леса. Жаворонки поднимаются над полями. Мелькают над рекой стрижи. Стадо пасётся у пруда. Коровы лениво щиплют сочную траву. Пастух сидит под деревом.

Упражнение 175. Выпишите из данной статьи имена существительные и поставьте к ним вопросы.

ВИД ИЗ ОКНА ВАГОНА.

Вот и вокзал. Сколько народу! Кругом шум, говор. Везут на тележке багаж. Свистят и перекликаются паровозы.
Мы вошли в вагон и сели у окна. Через несколько минут поезд тронулся. Поплыли мимо телеграфные столбы. Замелькали вагоны, дома, высокие трубы. Затем потянулись поля, леса, луга, овражки, деревни. Вот заблестела речка. Мы прижались носом к стеклу и смотрели, как все менялось перед нашими глазами.

Упражнение 176. Напишите, что растёт в лесу.

Деревья: ели, сосны (что ещё?),....
Цветы: ландыши, фиалки,....
Ягоды: земляника,....
Грибы: рыжики, подосиновики,....

Упражнение 177. Напишите, кто живёт в лесу.
Звонкими голосами поют в лесу зяблики, чижи, малиновки (кто ещё?),....
В лесу можно увидеть белку (кого ещё?),....

Упражнение 178. Рассмотрите картинку и запишите названия всех предметов, какие на ней видите.

Упражнение 179. Перечислите все предметы, какие надо нарисовать на картинке под названием "На рынке"

Упражнение 180. Спишите статью и подчеркните имена существительные, обозначающие явления природы.

ЛЕТНЕЕ УТРО В ДЕРЕВНЕ.

Было ещё рано. Солнце не вышло из-за гор, но лучи его уже золотили верхушки деревьев. Вдали сияли поля, обмытые росой. Утренний ветерок веял мягкой прохладой. Воздух быстро нагревался и обещал тёплый день. В саду уже началась жизнь. Птицы пели дружно и суетились. Пчёлы, шмели жужжали около цветов. Издали, с поля, доносилось мычание коров. По полю двигалось облако пыли, поднимаемое стадом овец. В деревне скрипели ворота, слышался стук телег,

Упражнение 181. Объясните разницу между следующими словами:

лес и перелесок, дерево и деревня, тростник и трость, куст и кустарник, сосна и сосняк, ель и ельник, берёза и березняк, ива и ивняк, малина и малинник, грибы и грибники, луг и лужайка.

Упражнение 182. Составьте словарик на тему „Пионерский лагерь".

Лагерь, площадка, клумбы, газон, мачта (продолжайте),....

Упражнение 183. Из данного списка имён существительных выпишите названия людей по их занятиям.

Школа, учитель, врач, рулевой, фабрика, каменщик, токарь, ткач, слесарь, инженер, танкист, аэродром, милиционер, завод, столяр, художник, писатель, библиотекарь, театр, артист, музыкант, тракторист, вокзал, шофёр, письмоносец, больница.

Упражнение 184. Из данного списка имён существительных выберите только те слова, которые можно включить в „Железнодорожный словарик", и запишите их.

Поезд, семафор, лагерь, стрелки, палатки, будка, обходчик, полянка, шпалы, рельсы, вокзал, вагоны, речка, кондуктор, сцепщик, лодка, насыпь, машинист, паровоз, разъезд, пионеры, станция, водокачка, пассажиры, багаж, буфет, футбол, касса, гайка, кочегар, экскурсия, контролёр.

Упражнение 185. Допишите общие названия для следующих предметов:

Чай, молоко, квас — напитки.
Суп, щи, борщ—....
Рожь, пшеница, овёс —....
Морковь, свёкла, репа —....
Рыжик, подберёзовик, груздь —....
Ромашка, мак, одуванчик —....
Полынь, лебеда, щавель, осока —....
Дуб, клён, берёза—....
Земляника, клубника, брусника —....

Упражнение 186. Выпишите из списка только те слова, которые можно включить в словарик „Средства передвижения".

Пароход, дорога, лодка, трамвай, шоссе, мост, челнок, велосипед, тропинка, корабль, автобус, тайга, автомобиль, степь, тундра, паром, катер, пустыня, шлюпка, ледокол, залив, остров, плот, мотоцикл, самолет, поезд, пролив, телефон, лыжи, станция.

Упражнение 187. Прочитайте стихотворение и выпишите из него имена существительные.

ЗДРАВСТВУЙ, ЛАГЕРЬ!

Здравствуй, летний лагерь! Лодки, паруса, Белые палатки, Темные леса! Хвойная тропинка В ельнике густом! Длинные походы, Завтрак под кустом!
Здравствуй, летний лагерь! Bольные края! Как же хороша ты, Родина моя Е. Трутнева.

Упражнение 148. Прочитайте статью. Как описана в ней осень? Спишите статью и перед каждым выделенным существительным поставьте вопрос кто? или что?

ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ.

Дует лёгкий прохладный (что?) ветер. Берёзка украсилась золотистыми листьями. Осина стоит вся красная. Пустеют поля. Цветы исчезают. Трава клонится к земле. Озимь подымается зеленым бархатом. Птицы собираются в далёкий путь. Первые подымают тревогу ласточки. Потом потянутся на юг журавли, гуси, утки.

Подвиг пожарного.

Упражнение 189. Что вы видите на картинке? Расскажите, что здесь произошло. Как начался пожар? Что сделал пожарный? Как назвать поступок пожарного? Почему дано картинке такое название?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 986; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.