Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Составление письма




Дорогая мама!

Я приехал к дедушке в понедельник вечером. Дедушка ждал меня и был рад моему приезду. Он расспрашивал меня о тебе, о папе. Я помогаю дедушке в саду и на огороде.
Я уже познакомился с деревенскими ребятами. Хожу с ними в лес за грибами. На речке ловим рыбу, купаемся. Всего этого нет в нашем городе.
До свиданья, мама. Целую тебя и папу. Желаю вам здоровья.

Любящий тебя Ваня.

4/VI 1945 г.

Прочитайте письмо Вани.
Когда оно написано и кому?
Что сообщает Ваня о дедушке?
О чём ещё пишет Ваня?
Чем заканчивает он своё письмо?

Упражнение 190. Напишите кому-нибудь письмо (по выбору):

а) дедушке—известите его о своих успехах;
б) бабушке — поблагодарите её за присланный подарок;
в) своему товарищу — о жизни в пионерском лагере;
г) уехавшей из дома сестре — о том, что произошло дома и в деревне в её отсутствие;
д) своей подруге — о том, как провели вы зимние каникулы и была ли в школе ёлка.

 

Заведите переписку с учащимися соседней школы и спросите их, какие кружки у них организованы и чем каждый кружок занимается; есть ли у них в школе живой уголок; что они сделали осенью на пришкольном участке.

16. Род имён существительных.

Покрыты туманом и речка, и лес.
Солнышко редко глядится с небес.

Существительные бывают или женского, или мужского, или среднего рода Род имен существительных узнаётся по значению и по окончаниям. К женскомуроду относятся существительные, которые можно заменять словом она; к ним можно прибавлять слова: моя, наша. Они имеют окончания: аречка, берёза, лиса, белка, зима,яземля, деревня, змея. Некоторые существительные женского рода окончаний не имеют. Последним звуком у них бывает мягкий согласный. Такие существительные всегда имеют па конце ь: степь, зелень, лошадь, ночь. К мужскому роду относятся все существительные, которые можно заменять словом он; к ним можно прибавлять слова: мой, наш. Существительные мужского рода не имеют окончаний; последним звуком у них бывает согласный или й: лес, туман, ветер, ключ, сарай, ручей, соловей. После мягких согласных на конце их пишут ь: дождь, пень, журавль. После шипящих мягкий знак не ставится: ключ, товарищ. К среднему роду относятся существительные, которые можно заменять словом оно; к ним можно прибавлять слова: моё, наше. Они имеют окончания: осолнышко, небо, озеро, окно;е(ё)поле, море, ружьё.

Упражнение 191. Выпишите имена существительные среднего рода.

1. Девочка пишет письмо. 2. Ласточка лепит гнездо. 3. У нашего дома новое крыльцо. 4. У реки пасётся стадо.5. Дерево засохло. 6. За лесом блестело озеро. 7. Тепло греет солнышко. 8. Небо усеяно звездами. 9. Маша отворила окно. 10. Вдали я вижу поле. 11. Из молока делают сыр и масло.

Упражнение 192. Выберите сначала имена существительные мужского рода, потом — женского рода и, наконец, среднего рода. Составьте с некоторыми словами предложения.

Учитель, стахановец, коммунист, инженер, слесарь, сестра, старик, волк, бабушка, орёл, сарай, лошадь, рыба.

Книга, тетрадь, карандаш, портфель, письмо, резинка, перо, комсомолец, пионерка, отличник.

Картина, газета, мебель, зеркало, скатерть, портрет, шкаф, костюм, одеяло, платье, кровать.

Упражнение 193. Прочитайте стихотворение. Объясните, как понимаете вы выражение: Луна глядится в зеркала озёр. Укажите в стихотворении имена сущестзительные; определите их род.

НОЧЬ.

Тихо ночь ложится на вершины гор, И луна глядится в зеркала озёр. Над глухою степью в неизвестный путь Бесконечной цепью облака плывут. Над рекой широкой, сумраком покрыт, В тишине глубокой лес густой стоит. Светлые заливы в кам..шах блестят, Неподвижны нивы на полях стоят. Небо голубое весело глядит, И село большое беззаботно спит. И. С. Никитин.

Упражнение 194. Спишите статью и подчеркните существительные женского рода одной чертой, а мужского рода — двумя чертами.

Пришла весна. Зеленеют сады. Дома стоят с открытыми Окнами. Речка сверкает на солнце. В деревне началась дружная работа и в поле, и в садах, и на огородах.
Женщины копают гряды, сажают лук, горох, картофель, морковь. Мужчины строят через реку плотину, чинят мосты и дороги. Трактор бороздит мягкую землю на колхозном поле. Начался весенний сев. Пастух гонит на луг коров и овец.

Упражнение 195. Спишите стихотворение; подчеркните в нём все имена существительные мужского, женского и среднего рода и обозначьте их буквами (м, ж, с).

Ясно утро. Тихо веет Тишине и солнцу радо,
Тёплый ветерок; По равнине вод
Луг, как бархат, зеленеет, Лебедей ручное стадо
В зареве восток. Медленно плывёт.

Упражнение 196. Ответьте письменно на вопросы:

1. Какие знаете названия деревьев женского рода? Какие названия деревьев мужского рода?
2. Какие названия овощей женского рода?
3. Какие названия продуктов питания среднего рода?
4. Какие знаете названия явлений природы мужского, женского и среднего рода?

17. Число имён существительных.

Блеснули долы, холмы, нивы, Вершины рощ и волны рек. Раздался утра шум игривый, И пробудился человек.

 

Имена существительные изменяются по числам. Для обозначения одного предмета имя существительное употребляется в единственном числе: холм, нива, река. Для обозначения нескольких предметов имя существительное употребляется во множественном числе: холмы, нивы, реки.

Упражнение 197. Перепишите стихотворение и подчеркните Существительные единственного числа.

ДЕНЬ ПОСАДКИ ЛЕСА.

Что мы сажаем, Что мы сажаем.
Сажая Сажая
Леса? Леса?
адиомачты— Лист,
Ловить голоса, На который
Стол, за которым Ложится роса,
Ты будешь писать, Воздух для лёгких,
Ручку, и влагу,
Линейку, и тень —
Пенал Вот что сажаем
И тетрадь... В сегодняшний день.

С. Маршак.

Упражнение 198. При списывании поставьте данные существительные во множественном числе.

Сестра, стая, поле, улей, облако, курица, берег, берёза, бровь, ухо, город, край, станция, крыло, река, изба, тополь, карась, страна, земля, пруд, костёр, слеза, пень, сеть, гряда, дом, море, корабль, след, кузнец, кружево, огонь, полк, орудие, стахановец, завод, станок.

Упражнение 199. Спишите статью; слова, заключённые и скобки, поставьте во множественном числе. Подготовьте устный рассказ о том, как изменился за последние годы ваш город (село, деревня).

НАШ ГОРОД.

Наш город растёт с каждым годом. Строят новые (завод) и (фабрика). Строят новые рабочие (посёлок). Построили (школа), (больница), (магазин) и (баня). В городе есть детские (сад), (театр), (музей), (библиотека), (клуб). Красивые (автомобиль) и (автобус) ездят по городу. (Трамвай) один за другим пробегают по улицам. Вдоль тротуаров посажены (дерево). Во многие (дом) проведён газ. Городской Совет постоянно заботится о благоустройстве города.

Упражнение 200. Прочитайте и скажите, в каком числе, поставлены выделенные имена существительные: в единственном или во множественном.

1. Широко лежат поля белые,
Высоко горят звёзды яркие.
2. Как мой садик свеж и зелен!
Распустилась в нём сирень.
3. Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,
И прилегли стада.

Упражнение 201. Данные имена существительные напишите во множественном числе.

Герой, богатырь, солдат, учитель, ученик, пионер, товарищ, приятель, рыбак, сторож, командир.
Рука, плечо, нога.
Дерево, сосна, ель, волна, парус, окно, дверь.
Овраг, холм, гора.

Упражнение 202. Спишите и подчеркните имена существительные множественного числа.

Земля золотая, долины и горы,
Заводы и сёла, поля и луга,
Леса и пустыни, степные просторы...
Ты мне, отчизна, мила, дорога!

Упражнение 203. Спишите; существительные, данные в скобках, поставьте во множественном числе.

1. Мои (брат) — шахтёры. 2. Опадают с деревьев (лист). 3. Спелые (колос) наклонились к земле. 4. На пасеке стоят (улей). 5. Какие красивые у малиновки (перо). 6. В кустах сирени щёлкали (соловей). 7. Орёл расправил могучие (крыло) и полетел к аулу.

Упражнение 204. Прочитайте стихотворение и выучите его наизусть. Выпишите из стихотворения существительные множественного числа.

ЧЕРЁМУХА.

Черёмуха душистая с весною расцвела И ветви золотистые что кудри завила. И кисточки атласные под жемчугом росы Горят, как серьги ясные у девицы-красы. А рядом у проталинки, в траве между корней, Блестит, струится маленький серебряный ручей. С. Есенин.

Упражнение 205. Прочитайте стихотворение и выпишите из него все существительные единственного числа.

Всё было мной любимо здесь: Зелёный садик возле хаты, Осины запах горьковатый, Неман мой прекрасный, чистый, В небе месяц серебристый, Туч весенних лёгкий бег, Счастливый детский крик и смех, И капли утренней росы, И первый робкий звон косы, И слово каждое живое, Мне с детства близкое, родное. Янка Купала.

18. Изменение существительных
по вопросам.

У меня есть брат (есть кто?).
Летом я гостил у брата (гостил у кого?).
На следующий год я опять поеду к брату (поеду к кому?).

Существительное в предложении по смыслу связано с другими словами.

Упражнение 206. Проследите, с какими словами связано по смыслу слово скворец и на какие оно отвечает вопросы; кто? кого? кому? кем? о ком?

СКВОРЕЦ.

Однажды весною прилетел к нам скворец (прилетел кто?).
Мы ждали скворца и устроили скворцу красивый домик из досок.

Мы любили скворца, слушали его пение и любовались скворцом. Когда осенью он улетел, мы все жалели о скворце. Скворцы прилетают к нам каждую весну. Мы ждём скворцов, радуемся им и устраиваем скворцам скворечники. Скворцов все любят, Вместе со скворцами прилетают и другие птицы, но мы больше помним о скворцах.

Упражнение 207. Проследите, с какими словами в предложениях связано по смыслу слово книжка и на какие оно отвечает вопросы: что? чего? чему? чем? с чем? о ч ё м?

КНИЖКА.

Когда мне было четыре года, мне очень нравилась у сестры книжка с картинками. Я горевал, что у меня не было такой книжки, и всё просил сестру подарить мне её. Сестра отдала мне книжку. Я очень обрадовался книжке, повсюду носил её с собой, гордился своей книжкой перед товарищами и даже спать ложился с книжкой. Книжка скоро истрепалась, а потом и совсем куда-то затерялась. Сначала я сильно жалел, а потом забыл о книжке.

Выпишите из текста ответы на указанные выше вопросы.
Всё ли слово изменяется при постановке к нему разных вопросов или только часть его?
Как называется эта изменяемая часть слова?
Как называется та часть слова, которая стоит перед окончанием?

 

При связи по смыслу с другими словами в предложении существительное отвечает на различные вопросы: кто? кого? кому? кем? о ком? или что? чего? чему? чем? о чём? При этом оно изменяет свои окончания.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 877; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.