Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Винительный падеж




Именительный падеж.

1. Солнце, речка, стадо, дети,
Зеленеющий простор!..
2. Сияет солнце, воды блещут,
Деревья радостно трепещут.

1. Когда мы просто называем предмет, указывая, кто или что это такое, имя существительное ставится в именительном падеже. 2. Когда имя существительное в предложении бывает подлежащим, оно тоже ставится в именительном падеже. 3. В словарях имена сущеcтвительные также ставятся в именительном падеже.

Упражнение 212. Запишите имена существительные, какие знаете, по следующим группам:

Животные:... Птицы:... Одежда:... Обувь:... Учебные принадлежности:... Деревья:... Города:... Реки:...

Упражнение 213. Спишите статью и подчеркните имена существительные в именительном падеже.

Над рекою и лесом повис белый туман. Зазолотились в лесу стволы и макушки. Взошло над землёю ясное солнце. Первым навстречу солнцу поднялся жаворонок; выше и выше — и полилась на землю его золотая, весёлая песня. „Солнце!"—поют птицы. „Солнце!"—цветы раскрываются.

Упражнение 214. Составьте словарь имён существительных для рассказа на тему „На вокзале". Составьте и напишите рассказ, куда вошли бы эти слова.

Упражнение 215. Спишите рассказ и подчеркните имена существительные в именительном падеже.

Вечером на возу из свежей пшеничной соломы Никита возвращался с молотьбы. Узкая полоса заката догорала над степью. В сумерках на пустынных сжатых полях виднелись борозды пашни. Кое-где у самой земли краснел огонёк костра. Поскрипывала, покачивалась телега. Никита лежал на спие. Усталость сладко гудела во всём теле.

Полюби родную ниву,
Полюби зелёный бор
И на землю, и на небо
Устремляй пытливый взор!

Когда существительное обозначает предмет, на который переходит действие, то это существительное ставится в винительном падеже.

 

Имена существительные в винительном падеже бывают в предложении второстепенными членами. Колхозники взрыхлили землю, посеяли лён, посадили картофель.

Упражнение 216. Прочитайте примеры и выделите имена существительные в винительном падеже по вопросам: кого? что?

Берег завидели плуты косые, озимь, и рощу, и кусты густые.
С горы путешественник увидал широкую долину, бурную реку, аул, сады, виноградники.
Люблю я весну за ясное солнышко, за голубое небо, за зелёную травку на лугах, за вишенки в цветах.

В словах мужского рода у названий одушевлённых предметов винительный падеж сходен с родительным (вижу брата), а у названий неодушевлённых предметов винительный падеж сходен с именительным (вижу самолёт).

Упражнение 217. Спишите и подчеркните существительные, обозначающие предмет, на который переходит действие.

1. Дождь оросил землю. 2. Ласточка лепит гнёздышко. 3. Полки увидели Петра. 4. Буря расщепила дуб. 5. Ветерок рябит воду. 6. Жучка грызёт кость. 7. Наташа читает книгу. 8. Кошка поймала мышь. 9. Пчёлки собирают с цветов мёд. 10. Тёмные тучи обложили небо. 11. Вдали я вижу речку. 12. Старик нахмурил брови.

Упражнение 218. Спишите и подчеркните существительные в винительном падеже.

1. Бабушка надела очки. 2. Ветерок тихо колебал камыши. 3. Солнце пригревает землю. 4. Ребята развели костёр. 5. Девочка отворила мне калитку, 6. Звёзды усеяли чистое небо. 7. Тёмные облака закрыли город. 8. Снопы покрывали широкое поле. 9. Поле труд любит. 10. Вода отражала лучи заката. 11. Солнечные лучи осветили тайгу. 12. Мы осмотрели овины, сарай, мельницу.

Упражнение 219. Придумайте и запишите предложения с существительными в винительном падеже:

зиму, грозу, снег, мороз, брата, сестру, товарища, отца, подругу.

Имена существительные в винительном падеже часто употребляются с предлогами в, за и на, отвечая на вопросы: во что? за что? на что? куда?

Ученик идёт в школу.
Мальчик бежит на каток.
Я положил тетрадь на парту, а сумку — в парту.
Мы Родину любим, и жизнь мы готовы отдать за неё, за море широкое, за небо высокое, за красное знамя свое!

Упражнение 220. Спишите и подчеркните существительные в именительном падеже одной чертой, а в винительном падеже — двумя чертами.

Январь — самый холодный зимний месяц. Лёд сковал пруды и реки, снег занёс поля и леса. Ночи стоят длинные, а дни совсем короткие. Загляни зимним утром во двор. По снегу воробышки прыгают, от холода нахохлились, распушились, на шарики стали похожи. Прыгают, крошки собирают. Тут же важно разгуливают вороны, между ними суетятся галки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 2342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.