Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Детерминированный факторный анализ




Задачи

.

Сумма удельных весов всех элементов составляет 100%.

Используя данные предыдущего примера, получим:

Общая сумма удельных весов составит: 85+15=100%.

5. Относительный показатель координации (ОПК) отражает соотношение отдельных частей целого между собой.

ОПК показывает, сколько единиц одной структурной части приходится на 1 единицу другой (базисной) части. В качестве базы сравнения (знаменателя) выбирают часть, имеющую наибольший удельный вес или являющуюся приоритетной.

Например, численность рабочих на предприятии – 120 чел., численность административного персонала – 30 чел.

6. Относительный показатель сравнения (ОПС) сопоставляет одноименные показатели, принадлежащие разным объектам, но относящиеся к одному и тому же периоду.

Например, выручка от реализации исследуемой организации за 2010 год составила 350 млн р., а выручка конкурирующей организации в этом же году – 400 млн р.

7. Относительный показатель интенсивности характеризует степень распространенности изучаемого явления (процесса) в среде, где это явление (процесс) имеет место. Этот показатель отличие от рассмотренных выше, как правило, является именованной величиной, отражающей результат сопоставления разноименных показателей.

Например: численность рабочих в отчетном году составила 150 чел., а стоимость продукции, изготовленной всеми рабочими за год – 420 000 тыс. р. Относительный показатель интенсивности – продукция в расчете на одного рабочего.

В практике экономического анализа наряду с абсолютными и относительными показателями очень часто применяются средние величины. Они используются для обобщенной количественной характеристики совокупности однородных явлений по какому-либо признаку в конкретных условиях места и времени.

Например, средняя зарплата рабочих используется для обобщающей характеристики уровня оплаты труда изучаемой совокупности рабочих. В средней величине отражаются общие, характерные, типичные черты изучаемых явлений по соответствующему признаку. Она показывает общую меру этого признака в изучаемой совокупности, т.е. одним числом характеризует всю совокупность объектов. С помощью средних величин можно сравнивать разные совокупности объектов, например, районы по уровню урожайности культур, предприятия по уровню оплаты труда и т.п.

Средние величины бывают: среднеарифметические (простые и взвешенные), среднегармонические, среднегеометрические, среднехронологические, среднеквадратические и т.д. В анализе необходимо раскрывать содержание средних величин, дополняя их среднегрупповыми или индивидуальными показателями.

Группировка – это деление массы изучаемой совокупности объектов на количественно однородные группы по соответствующим признакам. Провести группировку – это значит: а) выделить отдельные значения признаков группировки (определить границы групп); б) распределить единицы совокупности по этим группам; в) подсчитать итоги.

Они применяются для выявления взаимосвязи между отдельными экономическими явлениями с целью изучения структуры, состава и динамики развития, определения средних величин и их содержания. В зависимости от задач исследования используются типологические, структурные и аналитические группировки.

Типологические группировки производятся в целях выделения и характеристики типов и видов экономических процессов и явлений. Каждая группа в ней качественно отличается от других. Например, распределение предприятий и организаций по формам собственности (государственная, муниципальная, частная и т.п.).

Структурные группировки позволяют группировать качественно однородные экономические явления по признаку сходства их экономической природы и анализировать на их основе состав и структуру основных средств предприятия, выпускаемой продукции и т. д. Например, с помощью группировок и сравнения изучают эффективность различных технологий производства.

Для выявления взаимосвязи, взаимозависимости отдельные показателей, экономических явлений используются аналитические группировки, например, группировка факторов увеличения выпуска продукции, связанных с живым трудом, со средствами

труда и с предметами труда. Или группировка факторов роста производительности труда, связанных с повышением технического уровня производства, совершенствованием организации производства, труда и управления, изменением объема и структуры продукции, отраслевых факторов и др.

Алгоритм построения группировки:

1. Определить группировочный признак, т.е. признак, по которому осуществляется разбиение единиц совокупности на группы. Выбор такого признака должен быть теоретически обоснован и логически вытекать из целей исследования.

2. Установить количество групп. При атрибутивном группировочном признаке число групп, их наименование определяются самим признаком (например, структура затрат на производство продукции исходя из калькуляционных статей). При дискретном группировочном признаке число групп определить несложно (например, группировка рабочих по тарифным разрядам). Если объем совокупности составляет от 10 до 1000 ед., то для определения количества групп можно воспользоваться формулой Стреджесса:

где N – число единиц совокупности;

n – число групп.

Число групп также можно определить исходя из показателя средней арифметической и среднего квадратического отклонения.

3. Рассчитать величину интервала. Интервал – это значения варьирующего признака, лежащие в определенных границах. Каждый интервал имеет нижнюю, верхнюю границы и свою величину. Интервалы могут быть дискретными, когда числа принимают значения в строго определенном масштабе и границы его интервала входят в его состав и непрерывными, где числа принимают любые значения в интервале. По объему единиц совокупности интервалы могут быть равными, неравными и специализированными. Равный интервал определяется по формуле:

где Хmax и Xmin – максимальное и минимальное значения признаков в совокупности;

R – размах вариации;

n – количество групп.

Балансовый способ – это специальный прием сопоставления взаимосвязанных показателей хозяйственной деятельности с целью выяснения и измерения их взаимного влияния, а также подсчета резервов повышения эффективности производства. Он служит для отражения соотношений, пропорций двух групп взаимосвязанных и уравновешенных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественными.

Данный способ состоит в сравнении, соизмерении двух комплексов показателей, стремящихся к определенному равновесию. Он позволяет выявить в результате новый аналитический (балансирующий) показатель.

Балансовый метод используется при анализе обеспеченности предприятия различными видами ресурсов и полноты их использования (баланс рабочего времени, платежный баланс) и т.д.

Например, при анализе обеспеченности предприятия сырьем сравнивают потребность в сырье, источники покрытия потребности и определяют балансирующий показатель – дефицит или избыток сырья.

Баланс товарно-сырьевой:

Тн.г. + Тп. = Тр. + Твыб. + Тк.г.,

где Тн.г. – остаток товаров на начало года;

Тп. – товары, поступившие в течение года;

Тр. – товары, реализованные в течение года;

Твыб. – прочее выбытие товаров в течение года;

Тк.г. – остаток товаров на конец года.

Каждую составляющую данного баланса можно выразить через алгебраическую сумму других. При анализе необходимо учитывать экономический смысл показателей. Так, прочее выбытие товаров отрицательно влияет на объем реализации.

Графики представляют собой масштабное изображение показателей, чисел с помощью геометрических знаков (линий, прямоугольников, кругов) или условно-художественных фигур. Они имеют большое иллюстративное значение, благодаря им изучаемый материал становится более доходчивым и понятным.

В отличие от табличного материала график дает обобщающий рисунок положения или развития изучаемого явления, позволяет зрительно заметить те закономерности, которые содержит числовая информация. На графике более выразительно проявляются тенденции и связи изучаемых показателей.

Рис. 1. Динамика товарной и реализованной продукции

Диаграммы – наиболее распространенный способ графических изображений, которые используются в экономическом анализе. Виды и способы их построения разнообразны.

По своей форме они бывают столбиковые, полосовые, круговые, квадратные, линейные, фигурные.

По содержанию различают диаграммы сравнения, структурные, динамические, графики связи (линейный график), контроля.

Рис. 2. Структура себестоимости продукции по элементам затрат

Аналитическая таблица – это наиболее рациональная и удобная для восприятия форма представления аналитической информации об изучаемых явлениях при помощи цифр, расположенных в определенном порядке.

Показатели в ней располагаются в более логичной и последовательной форме, занимают меньше места по сравнению с текстовым изложением, и познавательный эффект достигается значительно быстрее. Табличный материал дает возможность охватить аналитические данные в целом как единую систему. С помощью таблиц значительно легче прослеживаются связи между изучаемыми показателями.

Внешне аналитическая таблица состоит из общего заголовка, системы горизонтальных строк и вертикальных граф (столбцов, колонок).

Основные элементы аналитической таблицы:

- заголовок таблицы – кратко выражает содержание таблицы, объект и период исследования, должен быть точным, кратким и выразительным;

- подлежащее – показывает, о чем идет речь, содержит перечень показателей, характеризующих явление;

- сказуемое – указывает, какими признаками характеризуется подлежащее, содержит значения показателей;

- внутренние заголовки – отражают содержание отдельных строк (боковые) и граф (верхние);

- итоговая строка и итоговая графа – отражают общие итоги соответственно по строке и столбцу (колонке);

- примечание может помещаться под таблицей и состоять из источника данных, пояснения приемов расчета показателей, разъяснения отдельных терминов, единиц измерения, сокращений, состава показателей.

Графы, содержащие подлежащее, нумеруются заглавными буквами алфавита, а графы, содержащие сказуемое, – арабскими цифрами. Все слова в заголовках подлежащего и сказуемого должны писаться полностью. В необходимых случаях в заголовках граф нужно указывать единицу измерения показателя. Если все элементы таблицы выражены в одинаковых единицах измерения, то эту единицу можно вынести в заголовок таблицы, поставив ее в скобки.

Для удобства пользования таблицами с абсолютными и относительными показателями следует сначала приводить абсолютные, а затем относительные данные. При отражении динамики показателей данные нужно располагать в хронологическом порядке.

Задача 1. По трем структурным подразделениям определите показатели выполнения плана по выпуску продукции за квартал, дайте сравнительную оценку работы подразделений.

Подразделение Плановое задание Фактическое выполнение
сумма, тыс.р. уд. вес, % сумма, тыс.р. уд. вес, %
№1        
№2        
№3        
Итого        

 

 

Задача 2. Сравните величину и состав себестоимости выпуска продукции, сделайте вывод.

Вид затрат Сумма затрат, тыс.р. Уд. вес каждого вида, % Абсол. изменение Темп роста, %
базисный период отчетный период базисный период отчетный период
Материальные затраты            
Оплата труда            
Отчисления от оплаты труда            
Амортизация            
Прочие затраты            
ИТОГО            

Задача 3. По данным, представленным в таблице, определите абсолютные и относительные показатели динамики численности персонала, производительности труда и объема выпуска продукции, сделайте вывод.

Показатель Базисный период Отчетный период Абсол. прирост Темп прироста, %
Объем выпущенной продукции, тыс. р. 60 628 63 600    
Численность персонала, чел.        
Производительность труда, тыс. р.        

 

Задача 4. Определите показатели состава реализованной продукции, показатели динамики по каждому наименованию продукции, сделайте вывод.

Вид продукции Объем продукции, тыс. р. Уд. вес каждого вида, % Абсол. изме-нение Темп роста, %
базисный период отчетный период базисный период отчетный период
А            
Б            
В            
Г            
Д            
ИТОГО            

 

 

Задача 5. По имеющимся данным проанализируйте динамику и структуру материальных ресурсов предприятия, сделайте вывод.

Материал Прошлый год Отчетный год Изменение Темп роста, %
тыс. р. уд.вес, % тыс. р. уд.вес, % тыс. р. п.п.
Черные металлы              
Сталь листовая              
Трубы              
Литье              
Пиломатериалы              
Всего              

 

 

Задача 6. Используя имеющиеся данные, оцените эффективность использования материальных ресурсов, сделайте вывод.

Показатель Базисный период Отчетный период Абсол. изменение Темп роста, %
Объем выпущенной продукции, тыс. р.        
Материальные затраты, тыс. р.        
Полная себестоимость товарной продукции, тыс. р.        
Материалоотдача, р.        
Материалоемкость, к.        

 

 

Задача 7. По данным таблицы определите показатели выполнения плана, сделайте вывод, за счет каких факторов был выполнен план.

Вид продукции Товарная продукция, тыс. р. Индекс цен Выполнение плана в ценах
по плану по факту текущ. сопостав.
А     1,1    
Б     1,15    
В     1,2    
Г     1,1    
Итого          

 

 

Задача 8. По имеющимся данным определите показатели выполнения плана, динамики, сделайте вывод об эффективности использования основных производственных фондов (ОПФ).

Показатель Прошлый год Отчетный год Абсолютное отклонение Процент выполнения плана
план факт от прошлого года от плана
Объем выпущенной продукции, тыс. р.            
Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. р.            
Фондоотдача, р.            
Фондоемкость, р.            

Задача 9. Сравните динамику показателей, сделайте выводы об эффективности использования трудовых ресурсов предприятия.

Показатель Базисный период Отчетный период Абсол. изменение Темп роста, %
Выпуск продукции, тыс. р. 26 800 29 150    
Численность работников, чел.        
Производительность труда одного работника, тыс. р.        
Годовой фонд заработной платы, тыс. р. 20 880 24 610    
Среднегодовая заработная плата одного работника, тыс. р.        

Задача 10. По имеющимся данным рассчитайте показатели динамики, сделайте вывод об эффективности работы торгового предприятия.

Показатель Базисный период Отчетный период Абсол. изменение Темп роста, %
Товарооборот, тыс. р. 12 100 18 500    
Численность работников, чел.        
Товарооборот в расчете на одного работника, тыс. р.        
Торговая площадь, кв.м.        
Торговая нагрузка на 1 м2 торговой площади, тыс. р.        

 

Задача 11. Сравните динамические ряды товарной и реализованной продукции. Отразите динамику показателей на графике, сделайте вывод о величине запасов готовой продукции.

Год Товарная продукция, тыс. т Темп роста, % Реализованная продукция, тыс. т Темп роста, %
базисные цепные базисные цепные
  11,5     7,4    
  11,3     8,8    
  9,9     7,0    
  10,4     9,1    
  12,0     9,2    

 

Задача 12. По имеющимся данным оцените изменение величины и структуры основных средств предприятия, сделайте вывод.

Вид основных средств Отчетный год, тыс. р. Структура, %
на начало поступило выбыло на конец на начало на конец изменение
Земельные участки   - -        
Здания     -        
Сооружения -   -        
Машины и оборудование              
Транспортные средства              
Инвентарь              
Прочие     -        
Итого              

Задача 13. Используя балансовый метод, проанализируйте зависимость выполнения плана розничного товарооборота от выполнения плана поступления товаров, их остатков и прочего выбытия, сделайте вывод.

Показатель Отчетный год Абсол. отклонение
план факт
Остаток товаров на начало года, тыс. р.      
Поступление товаров, тыс. р.      
Прочее выбытие товаров, тыс. р. -    
Остаток товаров на конец года, тыс. р.      
Реализация товаров, тыс. р.      

 

Задача 14. По имеющимся данным о деятельности двух предприятий общественного питания, проведите сравнительную оценку их работы за отчетный год, сделайте вывод.

Виды продукции Предприятие №1 Предприятие №2
объем, тыс. р. структура, % объем, тыс. р. структура, %
Обеденная продукция, всего        
В том числе:        
- первые блюда        
- вторые блюда        
- третьи блюда        
Полуфабрикаты        
Кулинарные изделия        
Кондитерские изделия        
Мучнистые изделия        
Покупные товары        
Объем продукции, всего        



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.