Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дидактические единицы: Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Роль и социальный статус




Данная тема имеет большую теоретическую и практическую значимость, так как знание проблем, входящих в нее, позволяет глубже понять взаимосвязь экономической, социальной и политической сфер жизни общества, объяснить некоторые черты каждой из них воздействием особенностей социального расслоения. В практической деятельности знание данных проблем – основа понимания занятости, социального обеспечения, база для объяснения причин и уровня политической активности человека, степени влияния на общественную жизнь тех или иных политических сил.

Общество – это не просто сумма составляющих его индивидов, а сложное образование, представляющее собой целостный, динамично развивающийся организм, состоящий из множества взаимодействующих частей. Такого рода частями общества могут выступать разнообразные группы людей, социальные общности, различающиеся между собой по каким-либо признакам, например по полу, возрасту, этнической принадлежности, роду занятий, образованию, имущественному положению, вероисповеданию, различным интересам. Следовательно, общество неоднородно.

Совокупность относительно устойчивых социальных групп и общностей людей, а также отношения, формирующиеся между различными социальными общностями в процессе социального взаимодействия, образуют некий «каркас» общества, получивший название социальной структуры общества.

Анализируя социальное расслоение, ученые используют сегодня три термина: «социальная дифференциация», «социальная структура» и «социальная стратификация». Социальная дифференциация подразумевает любые социальные различия, в том числе не связанные с социальным неравенством. Например, в рамках этого понятия можно выделить социальные группы по увлечениям людей (филателисты, нумизматы и т.п.). Понятия «социальная структура» и «социальная стратификация» подчеркивают наличие социального неравенства и социальной неоднородности. В период социализма теория социальной структуры представляла собой концепцию, освещавшую социальное неравенство в обществе прежде всего с позиции его разделения на классы. Позднее, из западного обществознания, к нам пришел термин «социальная стратификация» (от лат. stratum – слой, пласт, fаcеzе – делаю, произвожу, т.е. произвожу расслоение общества). Социальная стратификация определяет последовательность, положение социальных слоев и их иерархию. Сегодня термин «социальная структура» используется редко, в основном для анализа социально неравенства, а чаще применяется термин «социальная стратификация».

Таким образом, для понимания стратификации большое значение имеет понятие «социальное неравенство», являющееся неотъемлемым свойством общества. Социальное неравенство следует отличать от различий между людьми. В обыденном сознании, а также в некоторых социальных теориях они отождествляются: утверждается, что раз люди различны, то они и не равны. Но социальное неравенство – более узкое явление и понятие. Это, прежде всего, неравенство в доступности для людей различных социальных благ. Далеко не все различия между людьми приводят к социальному неравенству между ними. Более того с развитием общества часть различий, выступающих в прошлом причиной социального неравенства, сейчас не ведет к социальной иерархии. Например, различия между расами в США в прошлом служили причиной глубокого социального неравенства «белых» и «цветных», а сейчас нет.

Причины возникновения социального неравенства, деления на высшие и низшие, бедные и богатые слои, классы всегда интересовали ученых. В самом общем виде социальное неравенство объясняется разделением труда, разной значимостью отдельных видов труда для общества, следовательно, разным вознаграждением за них. Почему же одни люди попадают в слой богатых, другие в слой бедных? Предлагались различные объяснения этого.

Часто возникновение классов и других неравных социальных групп объяснялось различиями в сознании людей. Иными словами, деспотизм рассматривался как результат глупого доверия честолюбцам. Отсюда вытекал вывод, что причина социального неравенства кроется в недостаточном просвещении.

В биологических концепциях утверждалась идея о природной основе происхождения неравенства, влиянии таких естественных биологических различий, как пол, раса, возраст. З. Фрейд, например, считал причиной врожденного и вечного неравенства людей их принадлежность к двум разным психологическим типам – руководителям и руководимым. Последние, по его мнению, образуют широкое большинство, им необходима власть, которая будет принимать за них решения и которой они могут предложить лишь безоговорочную покорность. Сторонники распределительной теории, например, английские экономисты А. Смит, Д. Рикардо, объясняли различие между буржуа, землевладельцами и рабочими различиями в способе получения ими средств к существованию (прибыль, земельная рента, заработная плата). Некоторые исследователи XIX века (например, Е. Дюринг) видели причины деления общества на высшие и низшие слои в политическом насилии, войнах, покорении одних народов другими (теория насилия). По поводу этой позиции Ф. Энгельс заметил, что насилием невозможно объяснить происхождение классов, как невозможно объяснить грабежом возникновение частной собственности, ибо грабеж может только сменить владельца собственности, но не создать собственность как таковую.

В принципе, все теории и обыденные представления о социальном неравенстве можно разделить на две большие группы[11].

Одни утверждают, что бедные, низшие, зависимые сами виноваты в этом: они ленивы, непредприимчивы, предпочитают идти за лидерами, склонны к нерациональному потреблению, принимают свою нужду, соглашаются со своей бедностью. Так еще в XIX в. утверждал Г. Спенсер. Сегодня О.Льюис, профессор Иллинойского университета, утверждает, что существует особая культура бедных, которая передается в семьях новым поколениям в процессе социализации и препятствует позитивному изменению положения детей из этих семей.

Другие говорят, что бедные бедны, так как это кому-то выгодно - высшим и богатым социальным группам. Так, вскрывая причины эксплуатации в капиталистическом обществе, К. Маркс видел причину бедности в присвоении части труда работника владельцем средств производства. В современной науке в этой парадигме работает Э. Райт, профессор Висконсинского университета, который расширяет категорию эксплуатирующих классов, включая в них крупных менеджеров, обладающих организационным капиталом, и экспертов, владеющих культурным капиталом. Д.Чил, профессор Виннипегского университета, подчеркивал, что у активной социальной политики современных государств, при наличии современной системы пенсий и пособий, облегчающей положение слабых социальных групп, есть оборотная, негативная сторона – семьи стали менее сплоченными, перестали поддерживать своих более слабых членов, и это приводит последних к бедности.

Формы и уровень социального неравенства исторически менялись. Несколько упрощая, в целях четкости анализа, реальные различия, можно выделить три основных исторических этапа в изменениях социального неравенства: неравенство в традиционном обществе; неравенство в индустриальном обществе; неравенство в современном постиндустриальном обществе.

Считается, что в первобытном обществе, традиционном, неравенство было очень незначительно. Так, в социальной структуре первобытного общества существенную роль играло деление людей по полу, возрасту, племенной и родовой принадлежности. Здесь социальные объединения были скорее средством коллективного противостояния людей природе. С развитием общественного разделения труда, обмена, формированием частной собственности социальное неравенство приобрело ярко выраженный характер. Основными формами социального неравенства в традиционном обществе были касты и кланы, рабство, и сословия, принадлежность к которым определялась рождением, передавалась по наследству. Переход людей из одного сословия в другие сословия крайне затруднен, а из одной касты в другую касту не возможен вообще, поэтому такое общество называют «закрытым». Между отдельными кастами, сословиями очень глубокие различия в правах. Традиционные общества – это общества глубокого социального неравенства.

Основной формой социального неравенства в индустриальном обществе является деление на классы. Класс (от лат. clasis – разряд) – понятие, которое использовалось с глубокой древности для обозначения больших групп людей с различным имущественным положением и различными интересами. Весьма широко применялось понятие «класс» в XVIII–XIX вв. в работах французских историков О. Тьерри, Ф. Гизо, О. Минье. Классы выделялись, например, по различиям в достатке (богатые и бедные), различному положению в обществе (привилегированные и непривилегированные) или даже по роду занятий (класс военных, класс священнослужителей, классы праздные и трудящиеся).

В интерпретации В.И. Ленина, классы – это большие группы людей, различающиеся по их «месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают»[12].

С позиции сегодняшнего дня недостатком классовой теории марксизма является: недооценка значения умственного труда, непонимание его производительной силы, ставшее особенно опасным в эпоху быстрого научно-технического прогресса; упрощение классовой структуры современного общества интерпретаторами марксизма, абсолютизация роли классовой борьбы в понимании источников развития общества.

Несмотря на длительную историю использования в гуманитарном знании понятия «класс», оно до сих пор не обладает строго очерченным объемом, нередко переплетается с трактовками социального слоя, политической группы и т.д. Известный социолог ХХ в. П. Сорокин определял класс как «солидарную совокупность лиц, связанных между собою связями» трех типов: профессиональной, имущественной и правовой (выраженной в определенном объеме прав). Члены одного и того же класса принадлежат к одной или к близким профессиям, имеют одинаковое или сходное имущественное положение и обладают одинаковым объемом прав. Так, «класс пролетариев составляется из наемных фабрично-заводских рабочих, живущих продажей своего труда; по имущественному положению не относятся к группе бедных; по объему прав – к группе обделенных, неполноправных лиц»[13].

Понятие «класс» используется и в современных социальных теориях, так как классы есть реальные, противостоящие друг другу силы в системе развитого производства материальных благ, где присвоение чужого труда неочевидно. Ключевым для понимания классов остается понятие «собственность», при этом для современных исследователей характерно стремление подходить к ней более дифференцированно, а также выделять различия социальных слоев внутри групп, не имеющих собственности. Если в XVII–XIX вв. обычно выделяли два класса, то в XХ в. выделяют не менее трех, четырех, иногда даже шести. Так, М. Вебер среди собственников выделял два субкласса: «класс собственников, получающих ренту», и «коммерческий» класс. Он также ввел понятие «средний класс» для обозначения слоя, расположенного между собственниками и теми, кто не имеет ничего (ни собственности, ни профессии, ни квалификации), т.е. пролетариатом. Важным для понимания современных процессов социального расслоения является понятие «власть». Так, в концепции Р. Дарендорфа классы определяются как группы с различными интересами, формирующимися в зависимости от участия в государственной или производственной власти или отстраненности от нее.

Различия между классами не ограничиваются различиями по основным признакам, они касаются и различий в психологии, способе проведения досуга и т.д.

Усложнение социального расслоения современного общества, размывание четкой классовой полярности способствовало тому, что для анализа социального расслоения сейчас все чаще используется термин «слой-страта».

2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ Р О НЕРАВЕНСТВЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.

 

Основной формой социального неравенства в постиндустриальном обществе считается деление на страты. Социальная стратификация включает в себя все множество страт и отношений между ними, причем особое внимание уделяется анализу отношений неравенства между различными слоями.

Слои - страты выделяются обычно на основании признаков, по которым в данном обществе наблюдается неравенство. Чаще всего в современном обществе страты выделяются по доходу, профессии, образованию, квалификации, полу, образу жизни, отношению к власти. Обобщенные критерии стратификации – социальный статус и престиж. Социальный статус определяет реальные права и возможности личности и слоя, а престиж – степень уважения в обществе к этому положению. Страты располагают иерархически один над другим, обычно по 6–9 уровням социально-статусной лестницы.

Рассмотренный круг понятий используется для анализа социального расслоения общества в статике. Характеристикой динамичного аспекта расслоения является социальная мобильность. Термин был введен в западное обществознание П. Сорокиным и широко используется в современной научной литераторе. Мобильность в переводе с латыни означает подвижность, способность к быстрому перемещению, действию. Социальная мобильность характеризует изменение положения индивида или целой социальной группы в системе социального расслоения. Быстрый прогресс, демократизация общества сопровождаются высокой мобильностью, массовым передвижением людей по социальной лестнице. Стагнация, низкий темп развития, тоталитаризм ведут, напротив, к снижению мобильности. Выделяют несколько видов мобильности (см. табл. 5.1).

Таблица 5.1 – Виды социальной мобильности

  Социальная мобильность
Принцип деления По направлению перемещения По субъекту перемещения По периоду перемещения По добровольности перемещения
разновидности Вертикальная Индивидуальная Межпоколенная Добровольная
разновидности горизонтальная Групповая Внутрипоколенная Принудительная

 

Вертикальная мобильность – это мобильность с изменением статуса, с переходом из одной социальной группы в другую (например, вследствие успешной карьеры, преуспевания в бизнесе, получения наследства, удачной женитьбы и т.д.). Она делится на восходящую и нисходящую. Первая означает продвижение вверх по социальной лестнице, вторая – вниз. Всегда считалось, что вертикальная восходящая мобильность добровольна, а нисходящая – принудительна. Сегодня появилось новое явление «дауншифтинг» - это добровольная нисходящая мобильность, когда человек сам отказывается от карьеры, высокого статуса, заработка ради духовных ценностей, большей свободы, здоровья и т.п. Средства для вертикальной мобильности называют социальными лифтами. Например, самый массовый социальный лифт, обеспечивающий вертикальную восходящую мобильность в современном обществе – образование. Связи и браки также могут играть роль социальных лифтов. Шаг мобильности – это количество статусных позиций, уровней статуса, на которые поднимаются или опускается индивид или социальная группа.

Горизонтальная мобильность – это изменение социального положения без изменения статуса. Например, смена работы без повышения или понижения в должности, переезд из одного среднего городка в другой. Легкость перемещений является также важной характеристикой демократизма и развитости общества.

Индивидуальная мобильность – социальные перемещения отдельных людей от статуса к статусу. Отмечено, что там, где врожденный, приписанный статус препятствует индивидуальной мобильности из-за дискриминации каких-либо социальных слоев, появляется стремление этих слоев к групповой мобильности, к борьбе за свои гражданские права, в обществе складывается ситуация, создающая условия для повышения или понижения статуса целых социальных групп, классов. Тогда возникает групповая мобильность. Например, Октябрьская революция 1917 г. для рабочих стала причиной групповой восходящей мобильности («кто был ничем, тот станет всем»), а для аристократии и буржуазии – временем потери своего положения, т.е. нисходящей мобильности. Межпоколенная мобильность – это перемещение, изменение статусов от деда к отцу, к сыну. Внутрипоколенная – это изменение социального положения личности в течение ее жизни. Добровольная мобильность – перемещение по желанию самих людей. Принудительная - вынужденно.

Перемены, происшедшие в постсоветской России 1990-х годов, стали также фактором массовой мобильности наших соотечественников.

Результатом мобильности может стать и состояние маргинальности. Маргинальность (от лат. margo – край, окраина, обочина) означает возникновение переходных состояний в результате социальных перемещений из одного социального слоя в другой. Маргинальность означает утрату связей, идентификации с одной социальной группой без включения в другую. Изучение этой проблемы начиналось американским социологом Р.Парком на примере эмигрантов, которые только в третьем поколении осваиваются в новой стране. Маргиналами являются, также, например, крестьяне, недавно переехавшие в город, элита в первом поколении (новые русские). В узком смысле слова маргиналами называют бездомных, безработных, нищих, т.е. тех, кто в прямом смысле отброшен на «обочину жизни», преступников, т.к. они живут на неодобряемые обществом доходы. Маргинальность – это состояние социальной неопределенности, состояние перехода между 2-х социальных слоев, 2 культур. Маргиналы массово порождаются временем крутых социальных изменений: войн, революций, коренных реформ, урбанизации, конверсии и т.д. Массовая маргинальность опасна для общества, так как ведет к социальной и политической нестабильности.

 

3. ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

 

Важнейшей тенденцией в развитых странах в расслоении по доходам является формирование массового среднего класса. О среднем классе как опоре социальной стабильности писал еще в 4 веке д.н. эры Аристотель. Средний класс – это люди с промежуточным положением между богатыми и бедными, имеющие достаточно высокий доход для покупки качественного жилья, вложения средств в образование и отдых, обладающие известной свободой определения своей деятельности. Это слой образованных и квалифицированных людей. Средний класс включает в себя разных по отношению к собственности и профессии людей. В него входят как мелкие и средние предприниматели, так и лица наемного труда, получающие хорошую зарплату, такие как менеджеры, адвокаты, врачи, инженеры, техники, квалифицированные рабочие и т.п. Средний класс рассматривается как залог стабильности общества и основа демократии. В каждой стране уровень доходов, обеспечивающих попадание в средний класс, различен.

Направленность изменений в расслоении, характеризующем занятость и квалификацию труда, во многом определяется научно-техническим прогрессом. Эту тенденцию образно обычно формулируют так: сокращение синих воротничков и рост белых воротничков, т.е. сокращение работников, занятых в промышленности и сельском хозяйстве и рост работников, занятых в сфере обслуживания. Другая тенденция воплотилась в термине «революция менеджеров». Если в прошлом владелец одновременно сам управлял, распоряжался своей собственностью, то во второй половине XX в. произошло разделение этих функций, и сформировался многочисленный слой управленцев-менеджеров. Наконец, подтверждается и прогноз М. Вебера, сделанный в начале XX в., о грядущей диктатуре бюрократии. Рост чиновничества – это беда не только России.

Ведущей тенденцией развитых стран в расслоении общества по признаку пола стало преодоление неравенства женщин, расширение возможностей определять личную судьбу в соответствии со своими желаниями и возможностями, а не по сложившимся в традиционном обществе стереотипам трех «К»: Kinder, Kuche, Kirhe (дети, кухня, церковь). Сегодня важную роль в жизни женщин начинает играть четвертое «К» – карьера.

Каковы тенденции изменений в структуре современного российского общества? Социальное расслоение современной России определяется следующими главными особенностями. Первая – это динамизм: множество людей поменяли свое социальное положение. Вторая - переход от одномерной к многомерной модели социального расслоения. В прошлом положение социальной группы определялось положением системе общественного производства, а сейчас на это положение влияет множество факторов. Третья – это незаконченность процессов стратификации общества – «коктейль» переходных состояний, где сосуществует слои, унаследованные от социализма, и новые, возникшие в ходе реформы.

Важнейшую роль в изменениях социального расслоения в России играют изменения в собственности. Единая в прошлом государственная собственность сменилась многообразием ее форм. Сформировалась частная собственность крупная, средняя и мелкая. В результате, в российском обществе формируются новые социальные слои, связанные с рыночной экономикой. Это предприниматели и слой очень богатых людей (долларовых миллиардеров и миллионеров). Недостаточно развитым в нашем обществе остается средний класс. Оценки размера этого класса в России у разных исследователей несколько различаются в зависимости от выбранных критериев отнесения к этому слою. Это те, кто имеет образование не ниже среднего специального, доходы на уровне от средней зарплаты по стране до 70 тыс. руб. на одного человека в семье в месяц и соответствующую самооценку.

По-прежнему велика доля бедных и малообеспеченных слоев – около половины населения. К бедным относят тех, у кого на одного человека в семье в месяц прожиточный минимум и меньше. К малообеспеченным – тех, кто располагается между бедными и средним классом по уровню доходов. Если на Западе бедность обычно – результат низкого образования, отсутствия работы, то у нас картина более сложная. Бедность во многом обусловлена низкими доходами работающего населения, особенно в сельском хозяйстве и малых городах. Парадокс, но значительная часть наших бедных работает. В слой бедных и малообеспеченных россиян попадают также из-за большой семейной нагрузки: многодетности, наличия иждивенцев, неполной семьи. Четверть российских детей проживает в семьях с доходом ниже величины прожиточного минимума. Существенным фактором попадания в группу бедных стал возраст: доля людей старше 45 лет среди бедных существенно выше, чем в структуре населения в целом.

Особенности российского общества – очень глубокий разрыв в доходах между бедными и богатыми слоями населения. В статистике и социологии для измерения этого разрыва используется децильный коэффициент. Это соотношение совокупного дохода 10% самых богатых слоев населения и совокупного дохода 10% самых бедных слоев населения. Обычно говорится, что в западной Европе децильный коэффициент в среднем 6, а в России, по официальным данным, около 16! Есть еще ряд цифр, показывающих глубину социального неравенства – это доля национального богатства, принадлежащее 1% самых богатых людей страны. В США 1% населения принадлежит 37% национального богатства, в Японии – 17%, в России – 71%![14]

Подводя итог сказанному, нужно отметить, что в России сложилась система социального расслоения, порождающая глубокое социальное неравенство, а значит, и социальную напряженность, конфликты, высокий уровень преступности, что очень усложняет процесс демократических преобразований в стране и развитие экономики.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 987; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.