Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема IX: Социальный контроль и девиантное поведение




 

Социальный контроль - это атрибут социализации, т.е. ее неотъемлемое свойство. Это значит, что социальный контроль - это обратная сторона социализации; без социального контроля люди могли бы совершать какие угодно поступки, делать все, что им заблагорассудится, и тогда в обществе был бы хаос. Социализация личности невозможна без социального контроля. Оба понятия - социализация и социальный контроль - отражают две стороны одного целого.

Термин «социальный контроль» был введен в научный оборот французским социологом Г. Тардом, который стал рассматривать этот механизм как фактор социализации личности. Затем представители Чикагской социологической школы (США) стали характеризовать социальный контроль как целенаправленное влияние общества на индивида в целях обеспечения в обществе социального порядка.

Под влиянием работ Чикагской школы идеи социального контроля быстро распространились и в американской, и в европейской социологии.

Однако сам механизм социального контроля объективно существовал всегда (до его открытия социологами); он появился вместе с возникновением общества. Механизм социального контроля пронизывает все общество, является его сущностной характеристикой.

Социализация протекает под бдительным надзором обще­ства. Как общество в целом, так и ближайшее окружение индивида следят за его поведением, выполнением социальных норм, наказывая или вознаграждая людей за плохо или хорошо усвоенные социальные нормы. Это особый механизм социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка.

Социальный контроль поощряет, вознаграждает хорошо социализированных индивидов, открывая им путь в высшие со­циальные слои и к дефицитным социальным благам - деньгам, успеху, власти, престижу, и наказывает, вытесняет в низшие слои общества, лишает этих социальных благ тех, кто плохо социализирован, не отвечает критериям социализации, «заданным» конкретным обществом.

Общество создало целую сеть социальных институтов: государство и его суд, прокуратуру, тюрьмы, полицию, а также церковь, систему образования и выработало соответствующие этим социальным институтам профессии (государственного чиновника, судьи, прокурора, священника, школьного учителя и т.п.), на которые возложены функции социального контроля. Социальный контроль также существует в семье, в «группах рав­ных», компаниях друзей; его осуществляют коллеги, соученики, соседи, прохожие и т.п. Избежать социального контроля, уклониться от него невозможно: он сопровождает нас в течение всей жизни, на всем пути социализации.

Основные функции социального контроля: регуляции поведения индивидов в обществе; поддержания общественного порядка и обеспечения целостности общества; социальной селекции.

Социальный контроль включает в себя два главных элемента: социальные нормы и социальные санкции.

Социальные нормы - это (в самом широком смысле) требования, предъявляемые обществом к индивиду. Нормы предписывают, что человек должен (не должен) делать, говорить и даже думать.

Социальные нормы являются также важнейшими элемен­тами культуры, в них запечатлен накопленный прошлый опыт, который передастся из поколения в поколение. Нормы непосред­ственно связаны с социальными ожиданиями.

Виды социальных норм представлены в табл. 7.1.

Таблица7.1. - Виды социальных норм

Принципы классификации Виды норм
1. Способ воздействия на личность 1.Нормы-запреты (например, не воруй) 2.Норма-идеал или предписание (например, будь честным)
2. Степень обязательности нормы 1. Нормы обязательные и строго обязательные, за ними общество очень следит, за невыполнение - сразу наказывает (например, законы) 2. Нормы желательные (например, правило - ходить в гости с подарком)
3. Масштаб нормы   1. Нормы для всего общества (например, закон) 2. Нормы для отдельных сообществ: возрастных, доходных, профессиональных и т.п. (например, врачебная этика)
4. Способ закрепления нормы   1. Нормы формальные, институциональные, закрепленные в официальных документах, бумагах 2. Нормы неформальные, не институциональные, закрепленные в общественном сознании: обычаи, традиции и т.п.

Именно нормы регулируют социальные взаимодействия, отношения между членами группы, определяют обязанности и права индивидов. Нормы служат образцами, эталонами поведения индивидов в обществе. Люди усваивают нормы в процессе социализации, а за их выполнение отвечает социальный контроль.

Второй важный элемент социального контроля - социальные санкции.

Социальные санкции - это способы поощрения нормативно правильного поведения и наказания за нормативно неправильное, система как наказаний, так и вознаграждений за плохо или хоро­шо усвоенные социальные нормы, а также за их нарушение или выполнение. Именно благодаря санкциям люди стремятся следовать социальным нормам в своем поведении; санкции ответственны за выполнение норм.

Виды социальных санкций представлены в таблице 7.2.

Таблица 7.2. - Виды социальных санкций

Санкции Формальные, применяемые социальными институтами, организациями и учреждениями или должностными лицами, их представляющими, на официальном уровне Неформальные, применяемые на официальном уровне, нередко в малых группах людей
негативные (наказание) Выговор Увольнение с работы Понижение в должности Штраф Лишение водительских или родительских прав Конфискация имущества Лишение премии Судебный приговор Тюремное заключение Арест Отлучение от церкви Исключение из вуза Плохая оценка на экзамене Удаление студента с лекции Неодобрение Осуждение Слухи Сплетни Бойкот Обструкция Насмешки, издевки Пренебрежение Игнорирование Клевета Жалоба Позор Неуважение Не подать руки Не пригласить в гости
позитивные (вознаграждение, поощрение) Награда Премия Получение диплома Ученая степень Почетное звание Повышение в должности Избрание в парламент Звание чемпиона Почетная грамота Благодарность (официальная) Похвала Поддержка Одобрение Доброжелательность Аплодисменты Слава Почет Приглашение в гости Доверие

Нормы сами по себе ничего не контролируют. Поведение одних людей контролируют другие люди, на основе норм применяя социальные санкции. Вы сами применяете санкции (чаще неформальные) по отношению к другим людям. Социальные санкции выполняют ключевую роль в системе социального контроля.

Таким образом, нормы и санкции образуют единое целое. Если санкция не применяется, то норма перестает действовать как норма; она превращается в лозунг, призыв, декларацию. Всем известно, что уплата налогов является нормой в любом государстве. Есть страны, где большинство людей регулярно и в полном размере платят налоги, так как за нарушение этой нормы неот­вратимо следуют негативные санкции - как формальные (судебный приговор, штраф, тюремное заключение), так и неформальные (позор, неуважение, неодобрение со стороны коллег, соседей и т.д.). Иная картина в нашей стране. Широко известно, что мно­гие обеспеченные люди уклоняются от уплаты налогов, укрывают доходы, т.е. нарушают норму. Почему? Формальные санкции далеко не всегда применяются к нарушителям, а неформальные вообще «не работают»: коллеги и соседи продолжают здороваться с неплательщиками налогов, приглашают их в гости и т.д. Вот поэтому-то социальная норма уплаты налогов превращается в нашей стране в лозунг, призыв, а не действует с неотвратимостью как норма.

Разновидностью социального контроля является самоконтроль. Его еще называют внутренним контролем: индивид самостоятельно регулирует и оценивает свое поведение в соответствии с социальными нормами. Проявление такого внутреннего самоконтроля - совесть человека, его «внутренний судья». Самоконтроль является результатом социализации личности и свиде­тельствует о глубоком усвоении социальных норм.

Самоконтроль требует сознания и воли. Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше обществу приходится прибегать к внешнему контролю, связанному в первую очередь с применением формальных негативных санкций. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаще приходится вступать в силу институтам социального контроля - государству, судам, прокуратуре и т.п. Демократическое общество, в большей степени, основывается на самоконтроле граждан, а тоталитарный политический режим в большей степени опирается на жесткий внешний формальный контроль, который может превратиться в диктатуру.

Несмотря на повсеместное присутствие социального контроля в обществе, в нем всегда есть девиации, т.е. отклонения от общепринятого поведения. Личность далеко не всегда адаптирована к обществу, и ее поведение часто не соответствует ни социальным нормам, ни правилам поведения, принятым в обществе. Социология девиантного («отклоняющегося») поведения - одна из частных социологических теорий. Она изучает девиации как социально обусловленные явления, выявляет степень их распро­странения. Это «сквозная» социологическая теория, поскольку она анализирует одно явление - девиантное поведение - в разных сферах жизни.

Такое поведение принято называть отклоняющимся, или девиантным (от лат. deviatio - отклонение). Девиации - активный или пассивный отказ от социальных норм. В западной социологии их часто определяют как поведение, не соответствующее социальным ожиданиям.

В структуре девиации можно выделить три компонента: а) личность (группу), совершающую проступок; б) нарушаемую социальную норму; в) социальную группу, реагирующую на девиантное поведение. Содержание девиации относительно: меняется представление о принятых нормах - меняется и представление об отклонении от них. В разных культурах одно и то же явление может считаться нормой или отклонением. С развитием общества то, что раньше было девиацией, может стать нормой, и наоборот. Так, в СССР предпринимательская деятельность рассматривалась как девиация, сейчас - как норма. Более того в одно и то же время, в одном обществе в зависимости от обстоятельств, при которых совершено действие, оно может быть оценено как девиантное или как нормальное. Например, убийство, казалось бы, - однозначно девиантный поступок, но убийство врага на войне или убийство нападающего на жертву преступника уже не оцениваются как девиантные. В обществе со сложной структурой существует множество различных субкультур, и иногда то, что в одной субкультуре норма, в другой - признается девиацией.

Социальные отклонения принято классифицировать самы­ми разными способами (табл. 8.1).

Таблица 8.1. - Классификации социальных отклонений

Принцип выделения вида девиантного поведения Вид девиантного поведения
По направлению отклонения от нормы 1.Позитивные девиации, которые выше нормы, лучше нормы, они служат развитию общества (например, открытия гениев, создающих новые ценности и нормы) 2. Негативные девиации, которые хуже нормы, ниже нормы, разрушающие, дестабилизирующие общество (например, преступность)
Но отношению общества к отклонениям 1. Социально одобряемые девиации (например, героизм) 2. Социально осуждаемые девиации (например, наркомания) Новаторство, творчество нередко первоначально встречаются обществом в «штыки», осуждаются, но постепенно принимаются социумом
По типу норм, от которых отклоняется поведение 1.Психические отклонения - отклонения от норм психического здоровья. 2.Социально-культурные отклонения - эго отклонения от социальных норм. Иногда первые и вторые совпадают (но далеко не всегда!)
По степени отклонения 1. Девиация - любые отклонения от нормы 2 Делинквенция - часть девиации, абсолютные нарушения, отклоне­ния от строго обязательных норм, законов, влекущие за собой наказание (например, тюремное заключение, принудительное лечение)
По очередности возникновения отклонений (данная классификация подчеркивает, что девиация – эго процесс) 1.Первичные - незначительные отклонения на фоне поведения в основном соответствующего нормам. 2. Вторичные - повторные проступки, существенные отклонения, которые социум определяет как девиантные, часто возникающие из-за «ярлыка», который общество «наклеивает» на человека, совершившего незначительный проступок
По массовости отклонения 1. Индивидуальные - мало распространены 2. Массовые - присущие многим, распространенные
По отношению к жизненным целям и средствам их достижения (классификация Мертона) 1. Реформизм или инновация (преступность) – это такое поведение, когда людьми преследуются цели, одобряемые, разделяемые большинством в обществе (например, материальная обеспеченность), но используются средства достижения целей, не одобряемые обществом (например, разбогатеть не трудом, а воровством). 2. Ретретизм (уход): бродяжничество, алкоголизм, наркомания, самоубийство - отбрасываются общепринятые цели жизни и отбрасываются общепринятые средства их достижения. 3.Мятеж, бунтарство - отбрасываются общепринятые цели жизни, но предлагаются новые, которые навязываются всему обществу. Например, хиппи в 70-е г. отбросили все привычные цели буржуазного общества – деньги, успех, а вместо них предложили близость к природе, любовь простоту и отбрасываются общепринятые средства достижения жизненных целей, но предлагаются новые, которые навязываются обществу

Причины девиантного поведения. Теории, объясняющие девиантное поведение, можно разде­лить на три большие группы:

1) объяснение с помощью биологических факторов. Пионе­ром данного подхода можно считать известного итальянского судебного психиатра, врача, криминалиста Ч. Ломброзо, который еще в конце XIX в. утверждал, что существует зависимость между криминальным поведением и определенными физическими чертами человека. В середине XX в. У. Шелдон сделал вывод о том, что наиболее предрасположены к девиантному поведению люди со стройным и сильным телом, склонные к активному поведению (мезаморфы). В 60-70-е годы шотландцем Прайсом была сделана попытка доказать большую склонность к девиантному поведению людей, обладающих дополнительной хромосомой типа «игрек». Но биологические типы людей постоянны, а уровень девиаций сильно колеблется в различных странах и в разные периоды;

2) объяснение с помощью психологических факторов. Ос­новоположником данного подхода является известный австрий­ский психиатр 3. Фрейд, утверждавший, что отклонение в поведении - результат конфликта между сознанием и подсознанием, между физиологическими потребностями индивида и социокультурными нормами среды. Но если это противоречие универсаль­но, почему же не все люди девианты?

3) объяснения с помощью социальных концепций. Они связывают девиации с какими-либо особенностями развития общества, социокультурными явлениями и процессами. Классиком этого подхода является французский социолог Э.Дюрктейм, который рассматривал девиацию в связи с анализом социальной солидарности, в теории аномии. Термин «аномия» в переводе с греческого означает «безнормность». Это такое состояние общества, когда социальные нормы теряют свою значимость для значительной доли населения, когда исчезает четкая, непротиворечивая система регуляции поведения человека. Э. Дюркгейм считал, что аномия возникает в периоды резких социальных переломов, когда прежние ценности устаревают, а новые не успевают сформироваться, утвердиться, стать массовыми. Меняются сами нормы, меняется реакция индивидов на них. Люди «теряют почву под ногами». Возникает социальная дезорганизация, ведущая к возникновению самых разных девиаций: от преступности до склонности к самоубийствам. Еще один важный вывод Э. Дюркгейма заключался в том, что хотя девиация - социальная патология, но общество совсем без девиаций невозможно, аномия лишь увеличивает количество девиантных поступков.

Современный американский социолог Р. Мертон связал аномию с социальным неравенством, подчеркивая, что она возникает из-за разницы в доступе социальных слоев к одобряемым обществом законным средствам достижения жизненного успеха. Неравенство проявляется в разной степени удовлетворения не только основных жизненных потребностей, но и социальных - в престиже, уважении. Р. Мертон подчеркивает, что аномия возникает из-за различий в степени ассимиляции социальных целей и норм различными социальными слоями общества. Дисгармоничность целей культуры и законных средств достижения жизненного успеха при аномии, по Р. Мертону - это фактор социальной напряженности.

В генезисе девиантного поведения свою роль играет чувство депривации - переживание глубины разрыва в возможностях удовлетворения материальных потребностей разными социаль­ными группами. Термин «депривация» введен в социологию С.А. Стауффером и означает чувство недовольства социальной группы своим настоящим, стремление достичь уровня другой социальной группы, более развитой и благополучной в социальном отношении. Когда все одинаково бедны, уровень девиаций ниже, чем тогда, когда на фоне нужды одних другие купаются в роскоши, т.е. когда в обществе очень высок так называемый децильный коэффициент (соотношение совокупного дохода 10% самых бо­гатых слоев общества и совокупного дохода 10% самых бедных). Так, в современной России этот коэффициент очень велик, что создает питательную почву для девиаций.

Важную особенность перехода от первичных к вторичным девиациям раскрывает теория стигматизации (Г. Беккер, Ф. Танненбаум и др.). Утверждается, что стремление общества «клеймить» девиантов, когда более сильная социальная группа «наклеивает» на слабую группу ярлыки преступников и пр., также способствует девиации. Ярлык меняет «Я-концепцию» личности, заставляет человека чувствовать себя изгоем, становится «отпетым» и готовым совершать повторные проступки.

Сегодня социологи обращают внимание еще на одну социальную причину развития девиантного поведения. На смену старой иерархии стран и социальных слоев приходит новая. Для нее характерно не столько эксплуатация отсталых, сколько пренебрежение к ним, что создает систему «включений - исключений». Часть населения мира и отдельные страны будут включены в со­временность, а часть нет. Отставание становится необратимым. Наш соотечественник академик Н. Моисеев описал это явление (не употребляя термина) в книге «Расставание с простотой». Со­циология подробно рассматривает все криминально - девиантные последствия этого процесса. «Исключенность» из социального прогресса становится мощной социальной базой негативных девиаций, потому что воровать, грабить и «колоться» значительно легче, чем работать и творить.

Общие причины девиаций (биологические, психологиче­ские, социальные) по-разному «комбинируются» и принимают многообразные формы, порождая ту или иную разновидность девиаций, то или иное конкретное девиантное поведение.

Девиации взаимосвязаны, существует эффект индукции различных форм социальной патологии. Одно негативное явление порождает, усиливает другое (например, наркомания может приводить к росту преступности).

Девиации зависят от состояния социальной среды, причем разные виды девиаций по-разному реагируют на изменения среды. Так, уровень самоубийств во время войны падает, при кризисе общества растет экономическая преступность.

Для каждой конкретной личности, кроме названных выше общих причин, причиной девиации является и несоответствие объективных свойств индивида, его задатков, способностей, качеств требованиям статусной позиции, которую он реально зани­мает. Причем занимаемая позиция может быть как ниже (поэт, работающий истопником), так и выше (руководитель, не соответствующий должности) объективных возможностей личности. Такой разрыв часто подталкивает человека к совершению девиантных поступков.

Объективность, неизбежность существования девиаций не исключает стремления общества бороться с ними. Это стремление естественно, является самозащитой общества. Для эффективности такой борьбы необходимо хорошо знать суть конкретных девиаций и механизмы их возникновения, иначе меры борьбы выбираются под влиянием эмоций, догм и иллюзий и приносят не просто мало пользы, а зло.

Исторически первой реакцией общества было стремление уничтожить все девиации вместе с их носителями. Казалось, чем жестче наказание (пытки, четвертование, костры, смерть за любо преступление), тем скорее это произойдет. Однако, из истории известно, что больше всего краж совершалось именно в толпе, наблюдавшей за наказанием воров. Понимание необходимость профилактики преступлений появилось только XVII в., но и сегодня это скорее объявленный приоритет, чем реальность. Известный немецкий социолог Н. Луман считает, что следует отказаться от надежд, связанных с жестким социальным контролем как средством борьбы с девиациями. Ни полицейскими мерами, ни тюремным заключением не удалось добиться полной победы над девиантным поведением. Современная Россия находится на первом месте в мире по количеству заключенных - 700 чел. на 100 тыс. населения (в США - 600 чел., в Скандинавии - 40 чел.) и одновременно на первом месте в мире по количеству работников пра­воохранительных органов - 1 200 чел. на 100 тыс. населения (В Германии 400 чел.), а уровень преступности не снижается. Сегодня кризис традиционной системы наказания признан во всем мире. Идет поиск альтернатив репрессивным мерам. В ряде стран (Скандинавия, Япония) редко применяется изоляция, чаще - условные приговоры, штрафы.

Общество нуждается в новой концепции и практике социального контроля. Предлагаются различные варианты стратегий. Это и расширение социальной нормы, отказ рассматривать в качестве девиантных такие формы поведения, как алкоголизм, бродяжничество; развитие служб социальной помощи; реадаптация лиц, оказавшихся вне социальных структур; либерализация режима содержания в тюрьмах и колониях, сокращение доли тюремного наказания; замена стратегии войны с девиантным поведением на стратегию сдерживания. Для России с ее высоким уровнем преступности, массовой алкоголизацией и наркотизацией населения разработка новой концепции социального контроля и борьбы с девиациями особенно актуальна.

Контрольные и проблемные вопросы

1. Почему социальный контроль является атрибутом социа­лизации?

2. Назовите основные функции социального контроля.

3. Что такое социальные нормы? Какие существую! типы норм?

4. Почему нормы перестают действовать, если они не со­провождаются применением социальных санкций?

5. Где, по вашему мнению, социальный контроль более жесткий: в большом или малом городе или в сельской местности? Обоснуйте ваше мнение.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1071; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.