Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема VIII: Понятие личности.Социализация личности: ее средства, цели, продолжительность




Понятие «личность» - исходный пункт социологического анализа. Слово «личность» знакомо всем, каждому приходилось его использовать, чаще всего в некотором положительном смысле, чтобы подчеркнуть достоинства индивида.

Первоначально слово «личность» означало маску, которую надевал актер, затем - самого актера и его роль.

Социология не обладает монополией на изучение личности. Проблему личности изучает не только социология, но и психология, философия, медицина и другие науки.

Специфика социологической точки зрения на проблему личности состоит в том, что личность в социологическом понимании - это определенные социальные качества индивида, приобретаемые им в обществе.

За рамками данной главы мы оставим проблемы соотношения понятий «человек – индивид - личность», а также соотношение биологического и социального в человеке, которые рассматривались в курсе философии.

Сосредоточим наше внимание на социологическом понимании личности. По образному выражению философа Э. Ильенкова, «личность – это, опрокинутый во внутрь индивида социум».

Большинство людей соглашаются с тем, что человек не рождается личностью, а становится ею в процессе жизни в обществе. Рождение личности не совпадает ни по времени, ни существу с актом рождения человеческого тела.

Процесс становления личности в обществе, т.е. процесс становления социального «Я» индивида, называется социализацией. Вне общества, вне социального общения не может быть и личности.

Под социализацией принято понимать усвоение индивидом накопленного социального опыта, культуры, в результате чего обеспечивается его «пригодность» к жизни в обществе.

Каждый человек проходит свой путь социализации. Есть люди, которые свободно, комфортно чувствуют себя в обществе «как рыба в воде», так как они соответствуют тем требованиям, которые общество предъявляет к индивиду, и поэтому они довольны своим положением в обществе, общество принимает их Про них можно сказать, что они хорошо социализированы. И есть другие люди, жизнь которых в обществе не является безоблачной, им не удается получить признание общества и занять то место в нем, которое они хотели бы занимать.

Социализация - очень важный процесс, без которого индивид не был бы «пригоден» к жизни в обществе. Социализация не только дает людям возможность общаться между собой, найти свое место в обществе, но и также обеспечивает сохранение целостности общества. Хотя члены общества постоянно меняются, так как люди рождаются и умирают, социализация способствует сохранению самого общества в процессе смены поколений, прививая его новым членам общепринятые нормы, правила и образцы поведения.

Особое место в процессе социализации принадлежит культуре. В культуре запечатлен опыт, накопленный предшествующими поколениями людей. Культура играет роль социальной памяти общества: она обеспечивает связь времен, преемственность между поколениями. Мы не знаем, сколько людей прожило свою единственную жизнь на нашей земле, неизвестно, сколько поколений людей сменилось. Но каждое поколение осваивало опыт, накопленный предыдущими поколениями, и приумножало этот опыт, привносило в него что-то свое. Каждый индивид, появившийся на свет, должен усвоить опыт, накопленный людьми, которые жили до него, чтобы быть способным к жизни в обществе. Усвоение этого опыта, т.е. культуры, и происходит в процессе социализации. Этот бесценный опыт, без которого невозможна жизнь индивида в обществе, с одной стороны, и невозможна целостность самого общества - с другой, запечатлен в ценностях, нормах, правилах и образах поведения, в традициях, обычаях, составляющих содержание культуры. Освоение этого опыта индивидом начинается с того, что родители приучают ребенка есть ложкой, пить из чашки, «правильно вести себя», т.е. соблюдать нормы поведения и т.п.

Человек, взрослея, как бы «в свернутом виде» проходит тот путь, который общество прошло за всю культурную эволюцию. Социализация, таким образом, начинается в раннем детстве, но нельзя сказать, что она заканчивается к какому-то возрасту. Она продолжается в течение всей жизни человека, так как изменятся сама жизнь, приумножается опыт людей, могут изменятся нормы, ценности и правила поведения.

Социализация личности охватывает, таким образом, основные этапы жизненного цикла человека: детство, юность, зрелость, старость. На каждом этапе жизни социализация имеет свои особенности: она осуществляется более интенсивно в молодом возрасте, а в преклонном ее интенсивность снижается. Но и в пожилом возрасте человека могут застигнуть социальные перемены, связанные с радикальным изменением ценностей и норм, что сказывается на социализации личности. Именно это произошло в нашей стране в результате проводимых реформ, и вы знаете, что труднее всего приходится людям старшего возраста.

Однако человек в процессе социализации не может освоить весь социальный опыт общества, а осваивает только его часть. Поэтому можно согласиться с таким определением личности: личность - это мера присвоения индивидом социального опыта. Понятие «мера» в данном случае указывает на определенный уровень личности. Каждый человек (не новорожденный) является личностью, но уровень развития личности у всех различен.

В процессе социализации, благодаря усвоению культуры, формируется ценностное ядро личности. Ценностей нет ни у животных, ни у младенцев, они не передаются по наследству. Ценности - это обобщенныепредставления людей о целях и нормах своего поведения, воплощающие смысл культуры. Именно из системы ценностей, сформировавшихся в процессе социализации, вытекают взгляды человека на жизнь, его отношение к окружающему миру и происходящим событиям, оценки поведения других людей, и, самое главное, ценности определяют мотивацию поведения человека, все его поступки. Система ценностей действительно образует ядро личности. Ничто так не объединяет людей, и ничто так не разъединяет их, как система ценностей.

Процесс социализации личности может осуществляться как стихийно, в результате случайного усвоения человеком тех или иных элементов культуры, так и сознательно, посредством целенаправленного изучения, усвоения знаний.

Английский социолог Энтонни Гидденс выделяет следующие средства социализации:

1. Семья. При любом типе культуры именно в семье родители передают ребенку опыт, культуру, усвоенные ими в процессе собственной социализации.

2. «Группы равных». Любой индивид нуждается в группе людей, среди которых он чувствует себя «равным среди равных». Это, как правило, ровесники, друзья одного возраста, в среде которых индивид усваивает нормы, правила и образцы поведения. Ровесники выступают посредниками в процессе перехода от детства к зрелости.

3. Школа, система образования. Они направляют социализацию в соответствии с целями общества, а не только прививают новые знания.

4. Труд. Это важнейшее средство социализации, в процессе которого индивид начинает соответствовать требованиям общества.

5. Церковь. В прошлом она определяла и направляла социализацию, способствовала формированию ценностного ядра личности. Сегодня ее роль в процессе социализации несколько изменилась, но во многих странах она по-прежнему остается значимой.

6. Средства массовой информации. В современном обществе их значение трудно переоценить. Они «задают» образцы и стиль поведения, особенно для молодежи, влияют на формирование ценностного ядра личности.

К числу важных средств социализации можно отнести и моду.Она тоже «задает» стереотипы и образцы поведения, которым вынуждены (в разной степени) следовать члены общества.

От социализации следует отличать:

адаптацию - ограниченный во времени процесс приспособления к новым условиям;

воспитание - это целенаправленное воздействие на духовную сферу и поведение индивидов;

обучение, образование - приобретение новых знаний и навыков;

взросление – социопсихологическое развитие человека в узком возрастном диапазоне (примерно от 10 до 20 лет).

Социализация не сводится ни к одному из перечисленных выше процессов, и вместе с тем они включаются в процесс социализации в качестве элементов.

В некоторых случаях возможен процесс ресоциализации, который характеризуется тем, что индивид утрачивает некоторые ценности, усвоенные им нормы перестают быть регуляторами его поведения. К обстоятельствам, вызывающим ресоциализацию, может быть отнесено заключение человека в тюрьму, в психиатрическую больницу и т.п.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 650; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.