Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и значение революционного переворота в философии, совершенного марксом и энгельсом. 1 страница




 

В истории общественной мысли было немало скачков, революционных переворотов, выражавших великие достижения искусства, литературы, науки, философии. Появление марксизма знаменовало собой важнейший поворот в истории общественной мысли.

 

Марксизм, говорил Ленин, есть "высшее развитие всей исторической и экономической, и философской науки Европы" **.

 

** В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 25, стр. 49.

 

Философской основой марксизма является диалектический и исторический материализм, впервые указавший пролетариату выход из духовного рабства, в котором прозябали все угнетенные классы, и давший человечеству, в особенности рабочему классу, великие орудия познания и преобразования мира. Если сердцем освобождения человечества, говорил Маркс, является пролетариат, то мозгом этого освобождения является философия пролетариата, его мировоззрение. "Подобно тому как философия находит в пролетариате свое материальнае оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие" *.

 

Домарксистские философские теории, за исключением философии революционных демократов, выражали идеологию эксплуататорских классов, и они не могли быть оружием революционных масс в их борьбе против социального гнета. Марксистская философия является философией революционного пролетариата, острейшим оружием в борьбе за диктатуру пролетариата и построение коммунизма.

 

В центре внимания марксистской философии находится не только объяснение, но и разработка путей и средств революционного преобразования мира.

 

Став на позиции пролетариата, Маркс и Энгельс всесторонне вскрыли коренные пороки предшествующей философии и превратили философию в теоретическую основу революционной борьбы рабочего класса, в теоретическую основу коммунизма, т. е. в корне изменили общественную роль философии.

 

Отмечая одно из коренных отличий философии от всех предшествующих философских учений, Маркс писал: "Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его" **. Никто из представителей домарксистской философии не понимал решающей роли практики в развитии общества, науки, философии. Даже те философы, которые сыграли огромную роль в борьбе против старых общественных отношений и замены их новыми отношениями, не понимали того, что теории зависит от практики, подчиняется практике и обслуживает практику, что теория бессильна без практической деятельности масс.

 

* К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 1, стр. 428.

 

** К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 3, стр,4.

 

Например, французские материалисты XVIII в. на протяжении десятилетий вели острую борьбу против религии и феодализма, но не понимали, что переустройство общества немыслимо без революционной практической борьбы народных масс. Главным орудием преобразования общества они считали просвещение, воспитание людей. Согласно их философии стоит только людям отказаться от ложных воззрений и правильно понять мир, чтобы исправить "ошибку истории" и установить разумные отношения между людьми, соответствующие естественной и неизменной природе человека. Подобного взгляда придерживались Фейербах, а также социалисты-утописты - Сен-Симон, Фурье, Оуэн.

 

Непонимание роли практики в наибольшей мере присуще идеализму, выражающему, как правило, интересы реакционных классов. Придавая главное значение не практической, а духовной деятельности, идеалистическая философия отвлекает трудящихся от познания материальных основ эксплуатации. Гегель, например, говоря о рабстве, утверждал, что в основе его лежит то, что человек еще не осознал своей свободы. Достаточно ему осознать порабощенность своего положения, и он станет свободным.

 

Младогегельянцы много шумели о революционных преобразованиях, но сводили их к бесконечным разговорам. Разоблачая реакционную сущность идеалистических измышлений младогегельянцев, Маркс и Энгельс подчеркивали, что рабочие не могут избавиться от эксплуатации без практической борьбы.

 

Указывая на решающее значение практической деятельности в развитии общества, основоположники диалектического материализма не отрицают, а всемерно подчеркивают громадную роль духовной деятельности. Они развивают стройное учение о связи революционной теории с революционной практикой.

 

"Оружие критики, - писал Маркс, - не может, конечно, заменить критики оружием, материальная сила должна быть опрокинута материальной же силой; но и теория становится материальной силой, как только она овладевает массами" *.

 

Экономически и политически господствующие классы не уходят добровольно с исторической сцены, их господство уничтожается не словесной критикой, а практической революционной борьбой. Идеологическая борьба не может привести к изменению общественного строя, она не выходит за рамки старых общественных отношений, но играет огромную роль в общественной жизни. Революционная теория, овладевшая массами, дает возможность понять закономерности развития общественной жизни и принимать решения в практической борьбе со знанием дела. Она объединяет и организует массы на борьбу против старых общественных отношений за замену их новыми отношениями. Теория становится величайшей материальной силой лишь в связи с практической борьбой масс.

 

Маркс и Энгельс создали философию, которая "ни перед чем не преклоняется и по самому существу своему критична и революционна" **. Ее революционно-критический дух вытекает из природы пролетариата - самого революционного класса, мировоззрением которого она является.

 

Непреодолимая сила марксистской теории состоит в том, что она соединяет в себе строгую и высшую научность с революционностью. Она "прямо ставит своей задачей вскрыть все формы антагонизма и эксплуатации в современном (буржуазном. - К. К.) обществе, проследить их эволюцию, доказать их преходящий характер, неизбежность превращения их в другую форму и послужить таким образом пролетариату для того, чтобы он как можно скорее и как можно легче покончил со всякой эксплуатацией" ***.

 

Свою философию Маркс и Энгельс ставили на службу пролетариату, его борьбе за коммунизм. Они называли себя практическими материалистами, т. е. коммунистами, для которых "все дело заключается в том, чтобы революционизировать существующий мир, чтобы практически выступить против существующего положения вещей и изменить его" ****.

 

* К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 1, стр. 422.

 

** К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, стр. 22.

 

*** В.5 0И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 1, стр. 340 - 341.

 

**** К. М ар к с и Ф. Энгельс. Соч., т. 3, стр. 42.

 

Таким образом, коренное, качественное отличие марксистской философии от прежних философских учений состоит в том, что "на теснейшим образом связана с освободительным революционным движением пролетариата и всех трудящихся, является их научным оружием в борьбе за коммунизм. Марксистская философия выражает интересы не всего общества, а интересы рабочего класса, трудящихся масс. В этом состоит партийность, классовость философии марксизма.

 

В противоположность идеологам эксплуататорских классов основоположники марксизма не скрывают, а открыто провозглашают партийность своей философии. Они разоблачают несостоятельность, лживость теорий о надклассовости философии в. антагонистическом обществе и показывают, что философия, как и другие формы общественного сознания, определяется материальными условиями жизни общества, общественным бытием. В классовом обществе нет и не может быть единого мировоззрения, единой философии.

 

Партийность марксистской философии не противоречит объективности, научности; партийность же буржуазной философии не всегда находится в единстве с, научностью, объективностью.

 

В угоду своим классовым интересам идеологи буржуазии нередко извращают факты, фальсифицируют науку, препятствуют объективному освещению явлений природы и общества.

 

Классовые интересы пролетариата не противоречат, а совпадают с объективным ходом исторического развития. Пролетариат заинтересован не в извращении, а в научном, правильном познании объективной действительности, Вот почему партийность марксистской философии, выражающей коренные интересы пролетариата, основывается на объективном изучении природы и общества.

 

Только в диалектическом материализме партийность совпадает с действительной объективностью, а высшая и строгая научность сочетается с последовательной и непримиримой пролетарской революционностью.

 

Великий научный подвиг Маркса и Энгельса состоял также в том, что они создали высшую форму материализма - диалектический материализм и высшую форму диалектики - материалистическую диалектику. В их философии неразрывно связаны материализм и диалектика. Материализм домарксовского времени сыграл огромнейшую роль в развитии науки, в борьбе с религией и идеализмом, но в древнее время он был наивно-диалектическим, стихийным, а в новое - преимущественно метафизическим, механистическим. Он не мог полностью преодолевать идеализм и вскрыть причины развития природы и общества, диалектику процесса познания и пути преобразования мира. Идеализм использовал слабости стихийного и метафизического материализма и вел решительную борьбу против него. Классики немецкого идеализма, особенно Гегель, всемерно подчеркивали действенную сторону сознания, метафизической концепции противопоставляли диалектическую концепцию развития. Но с позиции идеализма невозможно было создать научную диалектику.

 

Маркс и Энгельс критически переработали лучшие достижения предшествующей философии, создали диалектико-материалистическую философию. Они, как говорил В. И. Ленин, материализм обогатили диалектикой, а диалектику поставили на реальную почву, превратили в науку. Тем самым и материализм и диалектика были подняты на новую, высшую ступень.

 

Маркс и Энгельс создали последовательно материалистическую теорию о природе и обществе. Домарксовский материализм был непоследовательным. В суждениях об обществе он смыкался с идеализмом. Маркс и Энгельс материалистически объяснили не только явления природы, но и общества и тем самым изгнали идеализм из последнего его убежища - социологии. Создание исторического материализма было величайшим выражением революционного переворота в философии, совершенного Марксом и Энгельсом. "Хаос и произвол, царившие до сих пор во взглядах на историю и на политику, сменились поразительно цельной и стройной научной теорией, показывающей, как из одного уклада общественной жизни развивается, вследствие роста производительных сил, другой, более высокий, - из крепостничества, например, вырастает капитализм" *, а в наше время на смену капитализму пришел социализм уже в ряде стран.

 

* В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 23, стр. 44.

 

Вскрывая взаимоотношения между экономическими, политическими и идеологическими отношениями, Маркс и Энгельс установили первичность общественного бытия, материальных условий жизни общества и вторичность общественного сознания.

 

Маркс и Энгельс отвергли идеалистические теории, сводившие историю к деятельности королей, полководцев, отдельных избранных лиц, и научно доказали, что деятельность трудящихся масс является решающей силой в создании материальных и духовных ценностей, в революционных преобразованиях общественной жизни.

 

Они также вскрыли, что переход от одной общественно-экономической формации к другой совершается не автоматически, а в процессе острой борьбы между классами. Открыв законы классовой борьбы и социальных революций, Маркс и Энгельс тем самым дали научную основу для сознательной деятельности рабочего класса и его авангарда - коммунистических партий.

 

Создав диалектический и исторический материализм, Маркс и Энгельс коренным образом изменили характер философии, ее предмет и отношение к другим наукам. До возникновения марксизма философия либо сливалась с конкретными знаниями о природе и обществе, либо в известной мере отрывалась от коренных наук.

 

В отличие от предшествующей философии марксистская философия не сливается с конкретными науками и не отрывается от них.

 

Марксистская философия не претендует на решение всех вопросов, на роль законченной, превращенной в катехизис системы.

 

Она заменяет закостенелые философские системы действительным положительным познанием природы и общества. Предметом марксисткой философии является изучение наиболее общих законов развития природы, общества и мышления. Диалектический и исторический материализм, упраздняя философию в старом смысле слова, представляет собой, по словам Энгельса, "просто мировоззрение, которое должно найти себе подтверждение и проявить себя не в некоей особой науке наук, а в реальных науках" *.

 

* К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 142.

 

Марксистская философия обобщает не только практику общественного развития, но и достижения конкретных наук о природе и обществе. Примером глубокого диалектико-материалистического обобщения достижений конкретных наук могут служить работы.

 

"Капитал" Маркса, "Анти-Дюринг" и "Диалектика природы" Энгельса, "Материализм и эмпириокритицизм" Ленина.

 

Марксистская философия имеет огромное мировоззренческое и методологическое значение для конкретных наук. Зная наиболее общие законы развития объективной действительности, можно более успешно изучать частные законы.

 

"...Без солидного философского обоснования, - писал Ленин, никакие естественные науки, никакой материализм не может выдержать борьбы против натиска буржуазных идей и восстановления буржуазного миросозерцания. Чтобы выдержать эту борьбу и провести ее до конца с полным успехом, естественник должен быть современным материалистом, сознательным сторонником того материализма, который представлен Марксом, то есть должен быть диалектическим материалистом" **. Эти ленинские слова в равной мере относятся и к общественным наукам. Без диалектико-материалистического подхода к явлениям общества невозможно было бы создание политической экономии как науки, превращения социализма из утопии в науку. Без диалектического и исторического материализма нельзя понять развития искусства, литературы и других сторон общественной жизни. Диалектическое единство между марксистской философией и конкретными науками - залог успешного продвижения вперед в изучении и преобразовании природы и общества.

 

** В. И. Ленин. Полн. собр. соя., т. 45, стр. 29 - 30.

 

Философия марксизма-ленинизма имеет творческий характер.

 

Основные, исходные принципы своей философии Маркс и Энгельс сформулировали в 40-е годы, но затем, в последующий период своей деятельности, они более чем на протяжении сорока лет всесторонне разрабатывали проблемы диалектического и исторического материализма, естествознания, истории философии, этики, эстетики, атеизма, обобщая новый опыт революционной борьбы пролетариата, достижения естественных и общественных наук. Кроме того, отдельные положения марксистской философии были дальше развитыми марксистами, как Ф. Меринг, П. Лафарг, А. Лабриола, Г. В. Плеханов и другими. В разработке марксистской философии особенно велика роль В. И. Ленина. Он поднял на высшую ступень марксистскую философию. Наконец, марксистско-ленинская философия получила свое дальнейшее развитие в решениях коммунистических и рабочих партий, в трудах ряда советских и зарубежных философов-марксистов. Обстоятельный анализ возникновения и развития марксистской философии с 40-х годов XIX в. до наших дней впервые дан в четырех томах коллективного труда советских философов - в "Истории философии" (тт. III, IV, V, VI).

 

ГЛАВА IV. МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКОЕ УЧЕНИЕ О МАТЕРИИ.

 

Понятие материи является фундаментальным понятием для материалистической философии. Сущность материалистического мировоззрения заключается в том, что природа и общество рассматриваются такими, какие они есть, без каких-либо добавлений вроде признания существования тех или иных сверхъестественных, духовных сущностей, сил, управляющих миром.

 

"Уверенность, - отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс, - что кроме материального мира не существует еще особого духовного мира, есть результат длительного и трудного исследования реального мира, у compris (включая сюда. - В. Г.) также и исследование продуктов и процессов человеческого мозга" *.

 

До появления человека и возникновения сознания уже существовали атомы и элементарные частицы (протоны, нейтроны, электроны и др.), различные поля (электромагнитные, гравитационные и др.), а также многие неизвестные и сегодня виды веществ и полей, комбинации которых создают неисчерпаемое многообразие природы, динамической Вселенной, ее микро-, макро- и мегамиров.

 

Независимое от познающего субъекта существующее многообразие объектов называется объективной реальностью, или материальным миром, который воздействует на органы чувств человека и вызывает соответствующие ощущения. Иначе говоря, объективная реальность дана нам в ощущениях, существуя независимо от них.

 

Имея предметную природу, она не тождественна ощущениям.

 

Рассматривая данный вопрос, В. И. Ленин спрашивал: дана ли человеку объективная реальность? И продолжал: "Если дана, то нужно философское понятие для этой объективной реальности, и это понятие давно, очень давно выработано, это понятие и есть материя" **.

 

* К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 631.

 

** В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. l8, стр. 131,

 

Люди в своей разнообразной деятельности непосредственно сталкиваются с двумя непреложными фактами: во-первых, с тем, что они существуют в определенной среде, в определенных условиях (в природе и в обществе}, и, во-вторых, с тем, что они мыслят, обладают духовным миром. Отсюда и возникает основной для любого философского учения вопрос (основной вопрос философии) об отношении мышления к бытию, духа к природе. Материалистическая философия обозначает среду, условия, в которых существуют люди, понятием материи, а их духовный мир - понятием сознания и утверждает,что материя первична, а сознание вторично.

 

Классики марксизма-ленинизма, обосновывая материалистическое решение основного вопроса философии, делали упор на тот установленный наукой и общественно-исторической практикой факт, что природа существовала до человека, что человек, будучи сам частью природы, мыслит при помощи мозга и что сознание представляет собой свойство человеческого мозга отражать независимо от него существующий мир, природу. Независимость существования внешнего мира от сознания не означает, что сознание может существовать без того вида материи, свойством которого оно является, т. е. мозга. Материя, т. е. объективная реальность, существует независимо от сознания, а сознание - продукт особым образом организованной материи.

 

Соотношение объективной реальности и сознания нашло свое наиболее полное отражение в ленинском определении понятия материи.

 

"Материя, - писал В. И. Ленин, - есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них" *.

 

* В. И. Ленин. Полн. Собр., соч., т. 18, стр, 131.

 

Ленинское определение материи является результатом обобщения достижений науки и человеческой практики, всей истории борьбы материализма с идеализмом, агностицизмом и метафизикой. Это определение материи ориентирует на конкретное исследование свойств материи и сознания в ходе их исторического развития, В нем особое значение приобретают термины "вне" и "независимо".

 

Термин "вне" соотносится Лениным с сознанием, т. е. речь идет о существовании вне сознания внешнего мира, о том, что предметы, составляющие этот мир, существовали до возникновения сознания как свойства особым образом организованной материи. Термин "независимо" также соотносится с сознанием и означает, что предметы имеют самостоятельное существование, они не нуждаются в сознании.

 

Из сказанного следует, что материальным мы называем все то, что существует вне и независимо от нашего сознания, а идеальным, духовным - все то, что является отражением в мозгу людей объективной реальности, т. е. материи. Материальное - это оригинал, идеальное - это кошм.

 

Нужно иметь в виду, что материальными являются не только объекты, существующие в природе независимо от деятельности людей (Солнце, Земля, другие люди и т. д.), но и объекты, созданные трудовой деятельностью людей (машины, здания, дороги и т. п.), потому что и они существуют вне сознания людей.

 

В противоположность материальному, существующему вне сознания, идеальное существует только в сознании, является характеристикой его сущности и форм проявления.

 

История философии дает богатый материал, свидетельствующий о борьбе материалистических и идеалистических взглядов на мир, метафизического и диалектического подходов к его явлениям. Эта борьба была связана прежде всего с различным пониманием того, что такое материн.

 

В домарксовской материалистической философии высказано было немало положений о материи, не потерявших своего значения до сегодняшнего дня (о несотворимости и неуничтожимости движущейся материи, независимости ее от сознания и др.), но в то же время в целом эти представления носили ограниченный, метафизический характер.

 

Например, атомистические представления Демокрита господствовали в умах философов-материалистов и крупнейших естествоиспытателей до конца XIX в. Они считали атомы неделимыми, бесструктурными, неизменными частицами, последними "кирпичиками", из которых построены все материальные объекты. В созданной И. Ньютоном механике масса рассматривалась как мера количества материи. Впоследствии ее стали отождествлять с материей.

 

Домарксовским материалистам не вполне ясна была и связь понятия материи с материалистическим решением основного вопроса философии. Категория материи зачастую соотносилась не с категорией сознания, а с категорией формы, свойства, движения.

 

К. Маркс и Ф. Энгельс дали все необходимое для определения категории материи, выделив вопрос об отношении сознания к материи как основной, главный вопрос всякой философии, и диалектикоматериалистически решив его. Опираясь на труды основоположников марксизма, обобщив достижения современной ему науки, В. И. Ленин развил диалектико-материалистическое учение о материи, дав классическое определение этой фундаментальной философской категории.

 

Известно,что конец XIX - начало ХХ в. ознаменовались выдающимися открытиями в физике, вызвавшими в ней целую революцию.

 

Были открыты явления естественной радиоактивности, рентгеновы лучи, доказано реальное существование электрона, создана специальная теория относительности. Все это свидетельствовало об изменчивости атомов и их способности самопроизвольно распадаться с выделением теплоты, излучением электронов, альфа-частиц и электромагнитных волн, а также о том, что масса электронов изменяется в зависимости от скорости их движения.

 

Поскольку в науке того времени представление о материальности объектов связывалось с неделимостью атомов и неизменностью их массы, то возникли сомнения в материальности атомов и электронов.

 

Некоторые ученые стали утверждать, что наши научные понятия не отображают материальные объекты природы, а являются лишь "удобными соглашениями" людей относительно того, как понимать ту или иную вещь. Известный французский математик А. Пуанкаре, которого В. И. Ленин справедливо критиковал за идеалистические высказывания, писал: "Прежде мы называли материей всю массу.

 

Это было самое осязательное и вместе с тем надежное. А теперь вдруг оказывается, что этой массы нет вовсе". Отсюда он делал вывод: материи "больше нет" *, существует лишь мысль. "Bce, что не мысль, есть чистое ничто" **.

 

Используя подобные высказывания видных ученых, представители различных идеалистических направлений, фальсифицируя содержание новых открытий в физике и спекулируя на трудностях, возникших вследствие разрушения старых физических представлений, утверждали, что - "материя исчезла", а вместе с ней должен исчезнуть и материализм.

 

Особое место среди тех, кто нападал на материализм, принадлежит австрийскому физику Э. Маху, который утверждал, что он преодолел ограниченность и материализма и идеализма, создав особую "философию современного естествознания". Ленин в своей работе "Материализм и эмпириокритицизм" показал несостоятельность попыток Маха и его последователей подняться над материализмом и идеализмом и доказал, что их философия является субъективным идеализмом.

 

Глубоко проанализировав философское содержание новых открытий в физике, Ленин показал антинаучность утверждений махистов, "физических" идеалистов об "исчезновении материи", о том, что якобы новая физика отбросила "устаревшее" понятие материи, что в мире нет ничего, кроме чувственных переживаний субъекта, что мир состоит из ""чувственных элементов", что он есть "комплекс ощущений".

 

Радиоактивный распад атомов свидетельствовал о превращении одних химических элементов в другие, массы покоя в массу излучения; исследование движения электронов со скоростями, близкими к скорости света в вакууме, привело к установлению закона изменения массы в зависимости от скорости движения объекта. Как и другие открытия в физике, все это подтверждало истинность и глубину отправных положений диалектического материализма, а "физические" идеалисты, махисты и др., вопреки научным фактам пытались трактовать их как "опровержение" материализма.

 

Ленин указывал, что утверждение махистов о том, что понятие материи "устарело", есть "...младенческий лепет, есть бессмысленное повторение доводов модной реакционной философии. Могла ли устареть, - спрашивает В. И. Ленин, - за две тысячи лет развития философии борьба идеализма и материализма?... Борьба религии и науки? Отрицания объективной истины и признания ее? Борьба сторонников сверхчувственного знания с противниками ero?" ***. И утверждает: конечно, нет.

 

* А. Пуанкаре. Новая механика. СПб., 1911, стр. 41 - 42.

 

** А. Пуанкаре. Ценность науки. М., 1906, стр. 193.

 

*** В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 131.

 

Наиболее широко распространенным приемом, с помощью которого пытаются доказать "исчезновение" материи, является смешение понятия материи с понятиями о ее строении, с отдельными ее видами, свойствами.

 

Махисты, позитивисты и другие представители идеализма в конце XIX и в начале ХХ в., например, отождествляли понятие материи с понятием массы, неверно трактуя научные открытия, связанные с изменчивостью массы, пытались доказать, что "материя исчезла".

 

Ленин показал несостоятельность подобных утверждений. "Материя исчезает", - писал Ленин, - это значит исчезает тот предел, до которого мы знали материю до сих пор, наше знание идет глубже; исчезают такие свойства, которые казались раньше абсолютными, неизменными, первоначальными (непроницаемость, инерция; масса и т. п.) и которые теперь обнаруживаются, как относительные, присущие только некоторым состояниям материи" *, что "совершенно непозволительно смешивать, как это делают махисты, учение о том или ином строении материи с гносеологической категорией, - смешивать вопрос о новых свойствах новых видов материи (например, электронов) с старым вопросом теории познания, вопросом об источниках нашего знания, о существовании объективной истины и т. п." **.

 

Попытки "опровержения" диалектического материализма со стороны его противников имеют место и в наше время. Особенно оживились эти попытки в связи с успехами атомной энергетики, базирующейся на установленной специальной теорией относительности взаимозависимости между массой и энергией (E=mc**), которая у многих физиков и философов капиталистических стран получила название закона эквивалентности массы и энергии, закона превращения массы в энергию или даже материи в энергию. Так, например, известный английской философ Бертран Рассел писал: "Масса есть только форма энергии, и нет основания думать, что материя не может раствориться в других формах энергии. Не материя, а энергия является основоположной в физике" ***.

 

Расселу вторит один из теоретиков современного католицизма Ф. Лароен: "Атомная энергия разоблачила пустоту материализма, и бедняги-коммунисты, верившие в материальность мира, утратили твердую почву под ногами. Если бог захочет, он сможет превратить любое количество вещества на Земле в пылающую энергию, ибо все ядра атомов представляют собой твердую энергию, и поэтому материя может превращаться в огонь" ****.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1072; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.09 сек.