Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исторические условия возникновения марксистской философии




 

Марксистская философия, как и другие составные части марксизма - политическая экономия и научный коммунизм, возникла в 40-е годы XIX в., т. е. в период, когда капитализм стал господствующей экономической системой в основных западноевропейских странах и пролетариат, порожденный развитием капиталистического способа производства, выступил на историческую арену как самостоятельная политическая сила. Марксистская философия не могла возникнуть в предшествующие общественные эпохи, ибо она является мировоззрением пролетариата. До тех пор, пока пролетариат не сформировался как класс, не могло быть и его философского, научного мировоззрения. Возникновение марксистской философии, как и марксизма в целом, было подготовлено, прежде всего, развитием капитализма и его противоречий, ростом и обострением борьбы между трудом и капиталом, между пролетариатом и буржуазией.

 

По мере развития капиталистического способа производства капиталистические производственные отношения из фактора, способствующего развитию производительных сил, с течением времени превратились в тормоз их развития. Уже на заре промышленного капитализма резко обнаружились его глубокие, непримиримые противоречия. Замена примитивных средств производства крупной машинной промышленностью, небольших ремесленных мастерских и мануфактур заводами и фабриками, на которых работают огромные армии рабочих, придают производительным силам и процессу производства общественный характер, но продукты этого общественного производства идут не в распоряжение производителей рабочих, а в распоряжение собственников средств производства капиталистов. Общественному характеру производства противостоит частное капиталистическое присвоение. Противоречие между общественным характером производства и частной формой присвоения основное противоречие капитализма. Выражением этого противоречия являются непримиримая борьба между пролетариатом и буржуазией, периодические экономические кризисы, недогрузка производства, постоянная армия безработных, обнищание рабочих наряду с колоссальным ростом богатства капиталистов. Производительные силы, развившиеся при капитализме, требуют фактического признания их общественной природы, но господствующий класс - буржуазия - сопротивляется этому и борется за сохранение старого порядка. Однако капитализм сам создал силу, способную разрешить это противоречие. Такой силой является последовательно революционный класс - пролетариат. Возникнув вместе с капитализмом, пролетариат развивался по мере того, как капитализм достиг своей зрелости. В ходе борьбы против капиталистической эксплуатации развивались его самосознание и организованность.

 

В своем развитии борьба рабочего класса прошла ряд этапов. На первых порах рабочее движение носило стихийный, малоорганизованный характер. Основной формой борьбы рабочего класса были стихийные бунты. Рабочие еще не понимали основных причин своего тяжелого положения. Они нередко усматривали их не в буржуазной системе производства, а в характере того или другого предпринимателя. С появлением машин непосредственным объектом ненависти рабочих стала машина, так как введение машин разоряло ремесленников и превращало их в пролетариев, увеличивало интенсивность труда и снижало заработную плату рабочих, обогащало буржуазию и ускоряло рост нищеты народных масс.

 

Рабочие и ремесленники разрушали машины. Уже в 1769 г. английское правительство вынуждено было издать закон, по которому разрушение машин каралось смертной казнью.

 

"Требуется, - писал Маркс, - известное время и опыт для того, чтобы рабочий научился отличать машину от ее капиталистического применения и вместе с тем переносить свои атаки с материальных средств производства на общественную форму их эксплуатации" *.

 

С конца XVIII в. рабочий класс Англии и Франции начинает уже широко применять такие средства борьбы, как стачка. Сперва при помощи стачек рабочие боролись против введения машин, но вскоре стачка вылилась в форму отстаивания повседневных интересов рабочего класса и стала затем могучим оружием политической борьбы. Стачки носили массовый характер, они сопровождались многотысячными демонстрациями, которые нередко разгонялись при помощи войск. Несмотря на правительственные запрещения, в конце XVIII в. появляются первые профессиональные союзы рабочих.

 

Борьба рабочего класса заставляла буржуазные правительства и парламенты издавать законы, ограничивавшие время рабочего дня, определявшие условия труда на капиталистических предприятиях. Английский парламент, например, за 1802 - 1833 гг. издал пять законов о труде. Правда, в силу слабой организованности рабочих, эти законы почти не выполнялись.

 

В 30 - 40-е годы XIX в. происходят серьезные изменения в рабочем движении. С развитием промышленного капитализма возникают новые города и промышленные центры, резко возрастает удельный вес городского населения за счет сельского. На крупных предприятиях концентрируются большие армии рабочих. В это время резко обострилось противоречие между трудом и капиталом, что повлекло за собой первые самостоятельные выступления рабочего класса. Долгое время борьба рабочих сливалась с общедемократическим движением, составляя в нем левое крыло. Оно еще не выходило за буржуазные рамки. Во второй же четверти XIX в. рабочее движение становится самостоятельным движением и приобретает первостепенное значение в общественной жизни. Выдающимися выступлениями рабочего класса этого периода были восстания лионских ткачей (1831 г., 1834 г.), чартистское движение (30 - 40-е гг.), восстание силезских ткачей (1844 г.). В этих восстаниях ярко проявилось самосознание пролетариата, выступившего против капитализма.

 

Рабочее движение 30 - 40-х гг. XIX в., писал Энгельс, обусловило "решительный поворот в понимании истории". Во-первых оно наглядно показало, что "классовая борьба между буржуазией и пролетариатом выступала на первый план в истории наиболее развитых стран Европы, по мере того, как там развивались, с одной стороны крупная промышленность, а с другой - недавно завоеванное политическое господство буржуазии" **; во-вторых, оно разоблачало несостоятельность утверждений идеологов буржуазии о торжестве интересов капитала и труда, о всеобщей гармонии, всеобщем благополучии в капиталистическом обществе; в-третьих, оно вызвало общественную потребность научно объяснить факты растущей борьбы между пролетариатом и буржуазией, подвергнуть всю прежнюю историю новому исследованию и дать ясный ответ на вопрос, волновавший все классы общества: каковы судьбы человечества и какие общественные силы сыграют решающую роль в борьбе за светлое будущее? Какова роль пролетариата, потрясавшего капиталистический мир? На этот вопрос впервые дали научно обоснованный ответ Маркс и Энгельс, выступившие на историческую арену независимо друг от друга в конце 30-х годов XIX в. На первых порах они по своим политическим взглядам были революционными демократами: резко критиковали прусско-юнкерский режим, боролись за более быстрое развитие промышленности и торговли, науки и техники, за свободу слова и печати, против религии и угнетения народных масс, писали о необходимости народной революции, но еще не понимали того, что без пролетариата невозможно революционное преобразование общества.

 

* К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, стр. 439.

 

** К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 19, стр. 208.

 

Осенью 1842 г. Энгельс по воле отца переехал в Англию, где быстро включился в чартистское и коммунистическое движение. Он публиковал свои статьи и корреспонденции в чартистской газете "The Northern Star", в органе Оуэна "The New Moral World", а также опубликовал несколько писем в "Рейнской газете", редактором которой был Маркс. В этих статьях и письмах Энгельс впервые стремится показать историческую перспективу борьбы между английским пролетариатом и буржуазией. будущность Англии, писал он, за рабочими. Осенью 1843 г. Маркс вынужден был переехать в Париж. Революционные традиции французского народа с юных лет его волновали. Он пристально стал изучать положение французского пролетариата, часто посещал парижские предместья, где была сосредоточена основная масса рабочих, установил связи с руководителями большинства тайных французских обществ, а также с руководителями "Союза справедливых" - тайного общества немецких рабочих. Маркс и Энгельс с восторгом встретили вести о восстании силезских ткачей. Под влиянием этого восстания Гейне написал знаменитую песнь "Силезские ткачи". Энгельс перевел эту песнь на английский язык и напечатал ее в газете Оуэна. Маркс выступил с большой статьей, в которой показывал историческое значение восстания силезских ткачей. С 1843 г. вся жизнь и многогранная деятельность Маркса и Энгельса была неразрывно связана с судьбами рабочего класса. Все силы, весь свой гений они отдали борьбе за коммунизм.

 

Изучая и обобщая опыт рабочего движения Англии, Франции, Германии и других стран, Маркс и Энгельс установили всемирноисторическую роль пролетариата как могильщика капитализма и творца социалистического общества. До Маркса и Энгельса, писал Ленин, многие описывали страдания пролетариата и указывали на необходимость помочь ему. Маркс и Энгельс первыми сказали, что пролетариат не только страдающий класс; он представляет собой ту силу, которая призвана изменить существующий социальный строй, уничтожить эксплуатацию человека человеком и построить новое бесклассовое общество. Выяснение исторической роли пролетариата было великим подвигом Маркса и Энгельса. "... Они указали пролетариям всех стран их роль, их задачу, их призвание: подняться первыми на революционную борьбу против капитала, объединить вокруг себя в этой борьбе всех трудящихся и аксплуатируемых" *.

 

* В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 37, стр. 169.

 

Таким образом, к середине 40-х годов XIX в. капитализм утвердился в передовых западноевропейских странах. К этому времени ярко обнаружились непримиримые противоречия между пролетариатом и буржуазией. Пролетариат начал осознавать свои классовые интересы и вести организованную борьбу против капитализма.

 

Все это явилось социально-экономической основой возникновения марксизма и его философии. С возникновением марксизма - научной идеологии пролетариата - рабочее движение вступает в новую, более высокую фазу своего развития.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 483; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.