Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и значение революционного переворота в философии, совершенного марксом и энгельсом. 2 страница




 

* В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 275.

 

** Там же, стр. 431.

 

*** Б. Рассел. Человеческое познание. М., ИЛ, 1957, стр. 327.

 

**** Цит. по "Dioloy", 1955, N 2, р. 10.

 

Коммунисты, философией которых является диалектический материализм, прочно стоят на ногах, ибо материальность мира не зависит от желаний неотомистов представить этот мир как творение бога, и напрасно они ищут подтверждение этим домыслам в науке. Наука и практика человеческого общества дают все новые и новые подтверждения истинности философии марксизма-ленинизма.

 

Утверждение Рассела и многих других идеалистов научно несостоятельны. В действительности никакого взаимопревращения массы и анергии нет.

 

Всякой массе (не только массе движения, но и массе покоя) соответствует энергия, и наоборот, всякая энергия имеет массу. Закон взаимосвязи массы и анергии (E=mc**) свидетельствует не о превращении материи в энергию, а о тесной неразрывной связи массы и энергии, о превращении массы и энергии одного вида в массу и энергию другого вида. Установленная Эйнштейном взаимосвязь массы и энергии является новым естественнонаучным доказательством органической связи между атрибутами материи, новым доказательством ее несотворимости и неуничтожимости.

 

В научной и особенно в научно-популярной литературе капиталистического мира мы часто встречаемся с выражениями: "аннигиляция материи", "материализация энергии", "превращение материи в лучистую энергию" и др. Идеалисты вкладывают в эти выражения вполне определенный смысл. Они утверждают, что современная физика доказала возможность исчезновения материи и тем самым дала доказательства ненаучности, ложности материализма.

 

Но радость идеалистов и фидеистов преждевременна. Диалектический материализм никогда не отождествлял понятие материи с физическими объектами, обладающими массой покоя. Частицы, кванты излучения, любые объекты, обладающие или не обладающие такой массой, если они существуют вне и независимо от познающего субъекта, - согласно диалектическому материализму тоже относятся к материи, составляют тот или иной ее вид.

 

Взаимодействие частиц и античастиц ведет не к "аннигиляции" (превращению в ничто, исчезновению материи), а к превращению вещества в излучение, в кванты электромагнитного поля, которые не менее материальны, чем вещество.

 

Нельзя согласиться и с многочисленными утверждениями известного немецкого физика-теоретика Вернера Гейзенберга о том, что все "элементарные" частицы сделаны из одинакового вещества "энергии" - и что "современная атомная физика столкнула естествознание с материалистического пути, на котором оно стояло в XIX в." *.

 

Еще дальше пошел австрийский физик А. Марх, заявивший о "дематериализации" элементарных частиц, о том, что у "электрона нет ничего материального", что "дематериализация" элементарных частиц в...является одной из наиболее поразительных черт современной физики, которая еще окажет решительное влияние на духовную позицию точных наук, так как ясно, что физика, верящая больше не в материю, а только в форму, несовместима с материалистическим духом, правившим в науках на протяжении веков" **.

 

* В. Гейзенберг. Физика и философия. М., ИЛ, 1963, стр. 38.

 

** Сб. "Louis de Hroglie, Physicien et Penseur", Paris, 1953, р.111 - 112.

 

Анализ рассуждений А. Маха приводит нас к выводу, что он по существу, выступает против метафизического, а не диалектического материализма, но так как он ничего не говорит об этом, то дает повод истолковать его слова как отрицание материализма вообще.

 

Опираясь на высказывания, подобные вышеприведенным, идеалисты различных направлений назойливо утверждают, что "материализм опровергнут" достижениями современной физики.

 

Особенно острую борьбу против диалектико-материалистического понимания материи ведут современные неотомисты. Определенный интерес в этом плане представляют рассуждения неотомиста Поля Гренэ, профессора католического института в Париже. Он считает, что фундаментальное положение материализма о том, что "началом и основой всех процессов, происходящих в природе, является материя, что только она есть само существование, что именно она существует до и после всего и никогда не прекращает свое существование, есть величайшая бессмыслица", так как, по его мнение, "материалисты не идут достаточно далеко при анализе материи", называя "материей" тела уже оформленные, "специфицированные" *.

 

Гренэ утверждает далее, что материя, которая "может быть всем", сама по себе является ничем,ибо становится реальной вещью только при соединении с формой, а это предполагает акт творения, посредством которого бог, давая форму материи, сообщает ей существование.

 

Таким образом, Поль Гренэ утверждает, что существует постоянная зависимость материальных объектов от бога. "Если форма является определителем бытия и действия, - пишет он, - то, с одной стороны, это происходит от того, что Бог мыслит мир и творит его, реализуя в материи свои идеи, которые его формируют... с другой стороны, отсюда следует, что всякое тело несет в себе божественную идею, приходящую из божественной мысли" **.

 

* Р. Grenet. Les 24 theses tomistes. Paris, 1962, р, 153.

 

** Р. Grenet. Le thomisme. Paris, 1964, р. 22.

 

Постулируя первичность идеи, бога, спекулятивно трактуя достижения физики, используя отступления отдельных ученых от последовательно-материалистического решения основного вопроса философии, неотомисты и другие идеалисты "доказывают" то, что они уже взяли без всяких доказательств за отправное положение своих построений, а именно существование духа, идеи до природы и человека.

 

Много антинаучных спекуляций порождено и неудачным термином "антимир". В диалектико-материалистическом понимании вся движущаяся материя представляет собой мир. Известно, что в принципе из античастиц (позитронов, антипротонов, антинейтронов и др.) могут быть образованы атомы (антиатомы), молекулы (антимолекулы), вещество (антивещество), макро- и мегаобъекты, а их совокупность можно обозначить понятием "антимир". Этот "антимир", существование которого вполне возможно, будет не чем иным как только частицей материального мира, установление его существования явится новым подтверждением ленинского предвидения неисчерпаемости движущейся материи.

 

Понятие неисчерпаемости материи обычно употребляется в двух различных аспектах. Во-первых, оно применяется для характеристики бесконечного многообразия явлений, реализуемого в рамках конечного множества уже известных нам форм материи. В этом смысле свойством неисчерпаемости обладает не только весь материальный мир, но и его конечная, сравнительно небольшая часть.

 

Во-вторых, понятие неисчерпаемости используется для характеристики того факта, что число видов материи и объективных законов материального мира неограниченно велико. Причем известные в настоящее время виды материи и законы составляют лишь некоторую часть неисчерпаемого в своих проявлениях материального мира.

 

Именно такую трактовку неисчерпаемости материи мы находим в работе В. И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм".

 

В. И. Ленин обращается к идее неисчерпаемости, чтобы показать, что наши представления о строении материи являются относительной истиной, отображающей лишь часть свойств материального мира. Опираясь на принцип неисчерпаемости материи, В. И. Ленин выражает уверенность, что физика откроет еще много нового, диковинного, необычного в материальном мире.

 

Принцип неисчерпаемости - исходный, фундаментальный принцип диалектического материализма, образующий вместе с другими основными положениями материалистической диалектики логически непротиворечивую философскую систему. Объективным аналогом постулативной природы принципа неисчерпаемости является качественная бесконечность материального мира. Она есть атрибут материи и в этом отношении совершенно аналогична другим ее атрибутам.

 

Принцип неисчерпаемости материи органически связан с принципом единства мира. Мир един по своей материальной природе, но последняя проявляется в бесчисленном множестве качественно разнообразных явлений. Другими словами, принцип единства выражает единое в многообразии. Единство мира и его качественная бесконечность, неисчерпаемость - две диалектически связанные стороны материального мира. В. И. Ленин указывал, что объект человеческого познания - движущаяся материя - несотворима, неуничтожима и неисчерпаема по своим свойствам. Несотворимость и неуничтожимость материи и форм ее существования означает, что она никогда не возникала и никогда не исчезнет, а существовала и будет существовать вечно. Возникают и уничтожаются лишь отдельные материальные образования, явления. Научное содержание понятия возникновения составляют структурные перестройки, модификации, преобразования ранее существовавших состояний движущейся материи в новые ее состояния обязательно в определенных пространственно-временных формах. Под научным же содержанием понятия уничтожения понимаются переходы одних состояний движущейся материи в другие ее состояния.

 

Если все виды и состояния движущейся материи конечны, т. е. они постоянно возникают и исчезают, то сама движущаяся материя бесконечна, и бесконечность ее состоит в этом никогда не прекращающемся переходе из одних состояний в другие ее конечные состояния. Диалектико-материалистическое понимание неограниченности, бесконечности материального мира полностью исключает все домыслы о сверхъестественном мире, будто бы существующем за пределами материального мира.

 

В философской и естественнонаучной литературе встречаются отдельные высказывания, согласно которым признание конечности мира будто бы не противоречит учению диалектического материализма о его материальности и единственности. С такими утверждениями согласиться нельзя. Здесь типичный пример подмены философских понятий частно-научными, что, как правило, приводит к путанице, к бесплодным дискуссиям. В самом деле, в естествознании ученые имеют дело с различными моделями астрономической Вселенной, и поскольку материальный объект, отображаемый с помощью этих моделей, неисчерпаем по своим свойствам, возможно многообразие моделей, каждая из которых отражает какие-то черты действительности. Вопрос об истинности этих моделей (конечные, замкнутые, пульсирующие и т. д.) - это прежде всего вопрос естествознания. И философский аспект его рассмотрения не препятствует указанному естественнонаучному осмыслению мира, наоборот, из него следует, что нет предела в познании материального мира.

 

Стремление выдать отдельные модели за окончательное решение проблемы противоречит как неисчерпаемости самой материальной действительности, так и безграничности ее познания. Утверждения о конечности мира отчасти порождены, очевидно, трудностями в понимании бесконечности, так как человек всегда имеет дело с конечными объектами.

 

Действительно, в своей практической деятельности люди имеют дело только с конечными вещами и процессами и только они являются объектами чувственного восприятия. Поэтому наши обычные представления о бесконечности невольно связаны с ее противопоставлением конечному, преходящему. Бесконечное мы начинаем рассматривать как что-то находящееся вне конечного. А поскольку мы имеем дело только с конечным, то понятие бесконечного выступает как дополнение, в реальном значении которого можно сомневаться.

 

Здесь, однако, следует заметить, что трудности в понимании бесконечности начинаются тогда, когда бесконечное отрывается от конечного, когда игнорируется диалектика конечного и бесконечного.

 

Если же рассматривать бесконечное в его диалектическом единстве с конечным, то вся таинственность этого понятия исчезает и становится ясным, что, имея дело с конечными объектами, переходящими друг в друга, мы в то же время имеем дело с бесконечным.

 

Говоря о неисчерпаемости объективной действительности, мы должны подчеркнуть, что неисчерпаема не только бесконечная материя, но и каждое отдельное конечное ее образование. Именно об этом говорит известное положение В. И. Ленина: "Электрон так же неисчерпаем, как и атом..." *. Неисчерпаемость различных видов материи - широко известный факт. Например, в физике сейчас известны два весьма общие, тесно связанные между собой вида материи: вещество и поле. Особыми видами материи, возможно, являются физический вакуум и плазма, пока еще недостаточно изученные даже физикой. Нужно признать возможность существования бесконечного множества и других, еще не известных видов материи.

 

* В. И. Ленин. Полн, собр. соч., т. 18, стр. 277.

 

В свою очередь, ныне известные виды материи - вещество и поле также обладают неисчерпаемым многообразием. Например, современной науке известно около 200 видов "элементарных" частиц и античастиц. Предполагается существование и совершенно особого вида "элементарных" частиц - кварков, имеющих дробный электрический заряд. В свою очередь каждая "элементарная" частица и античастица обладает неисчерпаемым многообразием свойств и связей.

 

Так, электрон обладает массой, зарядом, магнитным моментом, спином, структурой, способностью в паре с античастицей (позитроном) превращаться в фотоны и т. д. Можно быть уверенным, что будут открыты и другие свойства электрона.

 

Ныне открыто и изучено много различных процессов, в которых участвуют "элементарные" частицы; известно большое число разнообразных реакций рассеивания, превращения, образования одних "элементарных" частиц из других. Эти опытные данные, а также принцип неисчерпаемости дают основание утверждать, что у "элементарных" частиц имеется внутренняя структура, так как точечные, бесструктурные частицы не могли бы дать такого разнообразия явлений. Это научное предвидение получило и экспериментальное подтверждение. Всякий микрообъект не только обусловливает те или иные явления природы, но и сам обусловлен, и, следовательно, имеет строение, структуру. От изменчивости, динамичности структуры микрообъектов зависит многокачественность их состояний при различных взаимодействиях.

 

Неисчерпаемо также многообразие видов и свойств полей. В настоящее время хорошо известны гравитационные и электромагнитные поля, предполагается существование ряда других полей. Каждое поле обладает в свою очередь бесчисленным множеством различных свойств и связей. Даже в отношении наиболее изученного электромагнитного поля нельзя сказать, что оно нам достаточно хорошо известно.

 

Ленинское положение о неисчерпаемости движущейся материи получает подтверждение и в науках о мегамире, особенно в связи с развитием астрофизики и других разделов астрономии. С каждым годом возрастает число известных типов мегаобъектов: это не только различные. звезды, галактики, но и совершенно новые объекты - квазары, пульсары и другие свидетели динамической истории Вселенной.

 

Взаимопревращение "элементарных" частиц и полей, эволюция звездных систем, радиоактивный распад и синтез химических элементов, как и многие иные факты, свидетельствует о процессах взаимодействия, изменения, движения, развития как в микро-, так и в мегамире. Различные естественнонаучные модели структуры вещества и полей, пространства и времени, галактик, типов звезд, Вселенной (астрономической) - историчны, они отражают какие-то моменты вечного существования движущейся материи.

 

Отражая объективные тенденции материи и отдельных ее образований, принцип неисчерпаемости мира имеет прямое отношение к познанию. Из него, в частности, следует вывод о бесконечности процесса познания материального мира. Не случайно поэтому, обосновывая идею неисчерпаемости материи, В. И. Ленин специально подчеркнул ее значение для науки вообще и прежде всего для физики. Этим самым В. И. Ленин ввел в научный обиход чрезвычайно важный эвристический принцип развития научного знания. Ценность указанного принципа для науки, подтверждаемая всем ее развитием,- яркое проявление того благотворного влияния, которое способна оказать на прогресс научной мысли марксистско-ленинская философия. Метафизическая философия и механицизм, с их застывшими категориями, не отвечают современному бурному противоречивому развитию науки. Отрицание раз и навсегда данной физической схемы, отрицание неизменности физических объектов и признание связей, переходов, единства противоречивых тенденций приводит физиков, как это и предвидел В. И. Ленин, к диалектическому мышлению в "текучих", изменчивых категориях.

 

Ленинское учение о материи, ее неисчерпаемости направлено против любых форм идеализма и агностицизма, вот почему противники диалектического материализма и сегодня ведут борьбу против отправного положения диалектического материализма - признания первичности материи в отношении сознания, ее вечности и бесконечности.

 

К сожалению и некоторые философы, считающие себя материалистами, своими попытками "дополнить" ленинское определение материи объективно помогают представителям идеалистической философии. Так, например, югославский философ М. Маркович в книге "Диалектическая теория значения" (1961 г.) считает, что ленинское определение материи будто бы позволяет отнести к числу материальных объектов имеющиеся в обществе идеи, понятия, поскольку существование последних есть объективный факт, не зависящий от воли и сознания того или иного отдельного человека. Автор данной постановки вопроса игнорирует положение о вторичности сознания, о его производности, существовании его как особого свойства высокоразвитой материи - человеческого мозга и тем самым, по существу, переходит на позиции идеализма.

 

Ленинское определение материи не требует никаких дополнений, оно охватывает не только известные в настоящее время виды материи, но и неизвестные, еще не открытые виды, ибо оно указывает на то, что к материи относится все, что существует вне и независимо от сознания людей.

ГЛАВА V. СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ.

 

Тайна сознания волновала человеческий ум с древнейших времен. Сознание - одна из самых удивительных способностей людей, позволяющая им раскрывать секреты окружающего мира. Человек познает не только природу и общество, но и закономерности функционирования и развития процесса познания, его отношения к внешнему миру и деятельности. Не случайно поэтому изучением сознания в настоящее время заняты большие группы ученых самых разных специальностей - философы, логики, психологи, кибернетики, физиологи, математики и т. д. Каждая из наук вносит свой вклад в познание сущности сознания, и особенно значителен вклад, вносимый в это дело философией. Философия раскрывает законы и движущие силы развития познавательной деятельности.

 

Исходя из основного вопроса философии, возможно сформулировать две прямо противоположные концепции сознания - материалистическую и идеалистическую. Материализм считает, что, несмотря на особенности сознания, последнее такое же естественное свойство, naic и все другие, например, движение. Разум, по словам одного из крупнейших французских материалистов XVIII в. П. Гольбаха, есть способность, свойственная организованным существам, т. е. существам, устроенным и составленным определенным образом. Материалисты считают, что мышление человека - результат деятельности его мозга. Познавать - значит отражать внешний мир,существующий независимо от сознания и воли субъекта. B отличие от материалистов, идеалисты считают сознание единственной творческой силой. По их мнению, не природа обусловливает духовную деятельность человека, а напротив, духовная деятельность творит весь окружающий мир.

 

Изучение сознания необходимо начать с обоснования материалистического положения о сознании как свойстве самой материи, а это предполагает рассмотрение предпосылок возникновения сознания, имеющихся уже на уровне неживой природы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.