Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работоспособность, творчество 1 страница




Человек как единство биологического и социального. Антропогенез. Человек – это целостное единство биологического (организменого), психического и социального уровней, которые формируются из природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного, т.е. человек является целостной многосложной биосоциальной системой. При этом человеческий индивид – это не простая арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство, приводящее к возникновению новой качественной ступени – человеческой личности.

Определяющим условием становления человека является труд, возникновение которого ознаменовало собой превращение животного предка в человека. В процессе трудовой деятельности человек постоянно изменяет условия своего существования, преобразуя их в соответствии со своими постоянно развивающимися потребностями, создает мир материальной и духовной культуры, которая творится человеком в той же мере, в какой сам человек формируется культурой.

В социальном отношении труд повлек за собой формирование новых, социальных качеств человека: языка, мышления, общения, убеждений, ценностных ориентации, мировоззрения и др. В психологическом отношении он имел своим следствием преобразование инстинктов в двух планах: в плане их подавления, торможения (подчинения контролю разума) и в плане их преобразования в новое качественное состояние сугубо человеческой познавательной деятельности – интуицию.

Все, чем обладает человек, чем он отличается от животных, является результатом его жизни в обществе. И это относится не только к опыту, который индивид приобретает в течение своей жизни. Ребенок появляется на свет уже со всем анатомо-физиологическим богатством, накопленным человечеством за прошедшие тысячелетия. Ребенок, не впитавший в себя культуру общества, оказывается самым неприспособленным к жизни из всех живых существ. Человек – постоянно действующий приемник и передатчик социальной информации, понимаемой в самом широком смысле слова как способ деятельности. Исходным пунктом понимания человеческой личности является трактовка человека как субъекта и продукта трудовой деятельности, на основе которой формируются и развиваются социальные отношения. Такое понятие социальности, однако, не отрицает биологического компонента в человеческой личности, также имеющего универсальный характер.

Биологическое и социальное, существующие в нераздельном единстве в человеке, в абстракции фиксируют лишь крайние полюсы в многообразии человеческих свойств и действий. Так, если идти в анализе человека к биологическому полюсу, мы «спустимся» на уровень существования его организменных (биофизических, физиологических) закономерностей, ориентированных на саморегуляцию вещественно – энергетических процессов как устойчивой динамической системы, стремящейся к сохранению своей целостности. В этом аспекте человек выступает как носитель биологической формы движения материи, он не просто организм, не просто биологический вид, а в первую очередь субъект общественных отношений. Если идти в анализе человека к его социальной сущности, начиная от морфологического и физиологического уровня и далее к его психофизиологической и духовной структуре, то мы переместимся в область социально-психологических проявлений человека как личности, индивидуальности.

Организм и личность, индивидуальность – две неразделимые стороны человека. Своим организменным уровнем он включен в природную связь явлений и подчиняется природной необходимости, а своим личностным, индивидуальным уровнем обращен к социальному бытию, обществу, истории человечества, культуре.

Биологическая сторона человека детерминируется главным образом наследственным (генетическим) механизмом. Социальная же сторона человеческой личности обусловлена процессом вхождения человека в культурно-исторический контекст социума. Это не исключает в познавательных целях смещать акценты стороны человека на его биологическую или на социально-психологическую сущность. В итоговом осмыслении феномена человека непременно должно быть совмещение двух сущностей.

Индивид как «внутреннее раздвоение вида» понимается как биологическая сущность, однако индивидуальность его проявляется лищь при социализации, видимо шире, чем понимание его как личности, с ориентацией лишь на социальную сторону, как у К. Маркса «личность как совокупность общественных отношений».

Сходство и отличия человека от животных. Сходство человека с животными определяется, во-первых, вещественным составом и строением. Человек состоит из тех же белков и нуклеиновых кислот, что и животные, и многие структуры и функции его тела такие же, как у животных. Чем выше на эволюционной ступени стоит животное, тем больше его сходство с человеком. Во-вторых, человеческий зародыш проходит в своем развитии те же стадии, которые прошла эволюция вида. И, в-третьих, у человека имеются рудиментарные органы, которые выполняли важные функции у животных и сохранились у человека, хотя не нужны ему.

К главному отличию человека от животных относится разум. Изучение высших животных показало, что не обладают способностью к понитийному мышлению, т.е. к формированию отвлеченных, абстрактных представлений о предметах, в которых обобщены основные свойства конкретных вещей. Этология (наука о животных) получает все больше данных о том, что в поведении человека и животных много общего. Животные испытывают чувства радости, горя, тоски, вины и т.д.; у них есть любопытство, внимание, память, воображение.

Другим важным отличием является то, что человек обладает речью. У животных может иметь место очень развитая система общения с помощью сигналов. Но только у человека есть то, что И.П. Павлов назвал второй сигнальной системой – общение с помощью слов.

Способность к эффективному труду – еще одно фундаментальное отличие человека от животных. Только человек способен целенаправленно изготавливать орудия труда. Животные приспосабливаются к окружающей среде, а человек преобразует ее и что, в конечном счете, труд создал человека.

Человек – один из 3 млн. известных сейчас биологических видов на Земле. Место в системе животного царства: класс млекопитающие, отряд приматы, семейство гоминиды, род человек, в котором до нашего времени дожил только один вид – Человек разумный (Homo sapiens). Человечество представляет собой общемировую популяцию биологического вида, составную часть экосистемы Земли. Происхождение человека, становление его как вида называется антропогенезом.

Самые древние предки человека возникли видимо 5–8 млн. лет назад. Это произошло на юге, вероятно, в Восточной Африке. Поэтому первые из известных ныне гоминид получили название австралопитеки (от лат. Australis – южный). Среди них 2–3 млн. лет назад выделился род человек (Нomo). Его первые представители – древнейшие люди, в том числе человек умелый (Homo habilis) и человек прямоходящий (Homo erectus), к которому относят питекантропов и синантропов (300 тыс.– 2млн. лет назад). Им на смену пришли древние люди – неандертальцы (Homo neandertaliensis), исчезнувшие относительно недавно – примерно 40 тыс. лет назад. В это же время (40–50 тыс. лет назад) появились кроманьонцы – прямые предки современных людей, вместе с которыми они составляют единый видЧеловек разумный (Homo sapiens).

Движущими силами антропогенеза являются биологические и социальные факторы. Биологические факторы – это наследственность, изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. Социальные факторы – трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь (вторая сигнальная система) и мышление.

Для человека свойственны не только биологические, но социальные адаптации к условиям окружающей среды. Вне человеческого общества само формирование человека невозможно.

Таким образом, человек имеет биосоциальную природу. Он растет и развивается под воздействием двух программ. Биологическая программа определяет строение и физиологические особенности человеческого организма, передается по наследству. Социальная программа – формирование личности человека в результате развития общества, не передается по наследству. Социальную сущность человека составляют культура, образование, мораль, совесть и т.п.

Вид Человек разумный (Homo sapiens), в настоящее время разделен на 3 или 5 больших рас в первом случае: европеоидная (евразийская), монголоидная (азиатско-американская) и австрало -негроидная (экваториальная), во втором – европеоидная, монголоидная, американская, австралоидная и негроидная расы. Расы появились в результате расселения и географической изоляции, видимо, популяций неоантропов, живших в разных природно-климатических условиях и ни одна из рас не достигла видового обособления. Различия между расами заключается в морфологических особенностях: цвет кожи, волос, глаз, форма носа, губ и.т.д. Эти различия, скорее всего, связаны с адаптацией к условиям окружающей среды. О единстве вида Homo sapiens свидетельствует то, что все расы человека равноценны в биологическом и психологическом отношениях и находятся на одном и том же уровне эволюционного развития. Представители всех рас в пределах нормы реакции способны к достижению больших высот в развитии культуры и цивилизации. Также о видовом единстве свидетельствуют неограниченные возможности скрещиваний с образованием плодовитого потомства

Между природной средой и обществом существуют сложные взаимодействия, обмен веществом и энергией. Взаимоотношения общества и природы – воздействие человеческого общества (антропогенных факторов) на природу и природы (природных факторов) на здоровье и хозяйственную деятельность человека. Появившись на Земле 2–3 млн. лет назад человек был собирательлем. Около 1,6 млн. лет назад человек научился пользоваться огнем. Это позволило ему заселить территории с умеренным климатом и заняться охотой. Использование огня и изобретение оружия привело к массовому уничтожению (перепромыслу) крупных млекопитающих средних широт. Это послужило причиной первого экологического кризиса (кризиса консументов). Этот кризис заставил человека перейти от присваивающего типа хозяйства (охота и собирательство) к производящему (скотоводство и земледелие).

Первые земледельческие цивилизации возникли в районах недостаточного увлажнения, что потребовало создания оросительных систем. В результате эрозии и засоления почв произошли локальные экологические катастрофы в бассейнах рек. Тигр и Евфрат, а сведение лесов привело к появлению пустыни Сахара на месте плодородных земель. Так проявил себя кризис примитивного земледелия. Переход к аграрной (сельскохозяйственной) культуре называют неолитической революцией, так как человек перешел от присваивающей экономики к экономике производящей. Важными отличительными особенностями жизни человека стали оседлость и полуоседлость, что предполагало тесный контакт с территорией, которую он обрабатывал.

Экологические последствия деятельности неолитических земледельцев и скотоводов были весьма разнообразны. Практиковавшееся в то время подсечно-огневое земледелие приводило к обширным пожарам, в результате которых выгорали большие территории леса, погибало много животных. Распашка земель приводила к разрушению естественных экологических ниш многих животных. Сельскохозяйственные животные также оказали огромное влияние на природные комплексы. Конкурируя с дикими копытными, они вытесняли их с естественных пастбищ. Органическое истощение почв в результате выращивания сельскохозяйственных культур, вырубка лесов при заготовке древесины, перевыпас домашних животных – все это, в конечном счете, приводило к эрозии почв, надолго выводившей их из хозяйственного оборота.Массовое уничтожение растительных ресурсов Земли характеризуется как кризис продуцентов.

С XVIII в. в результате промышленной, а затем научно-технической революций на смену доиндустриальной эпохе приходит индустриальная. Появление огромного количества отходов, причем часто в виде несвойственных природе веществ, привело к возникновению еще одного кризиса – кризиса редуцентов. Редуценты не успевают очищать биосферу от загрязнения, часто они на это просто не способны биологически. Это приводит к нарушению круговорота веществ в биосфере.

Помимо загрязнения биосферы различными веществами происходит ее тепловое загрязнение – добавление тепловой; энергии в приземный слой тропосферы в результате сжигания огромного количества горючих полезных ископаемых, а также использования атомной и термоядерной энергии. Следствием этого может стать глобальное потепление климата. Этот кризис получил название термодинамического.

Еще одним экологическим кризисом является снижение надежности экологических систем, в частности, в результате снижения их видового разнообразия, разрушения озонового слоя, и т.д.

Усиливающееся воздействие человека на природу в результате роста населения и научно-технического прогресса имеет не только экологические последствия. Нарастание экологической напряженности проявляется и в социальных последствиях. К негативным социальным последствиям относятся: нарастающая нехватка продовольствия в мире, рост заболеваемости населения в городах, возникновение новых болезней, экологическая миграция населения, возникновение локальных экологических конфликтов из-за создания экологически опасных в глазах населения предприятий, экологическая агрессия – вывоз токсичных технологических процессов и отходов в другие страны и т.д.

Физиологические особенности человека. Физиология изучает функции живого организма, отдельных органов, систем органов, а также механизм регуляции этих функций. Человек представляет собой сложную саморегулирующуюся и самообновляющуюся систему клеток и неклеточных структур, которые в процессе развития образуют ткани, органы и системы органов, объединенных клеточными, гуморальными и нервными механизмами регуляции в целостный организм.

Ткани. Совокупность клеток, сходных по происхождению, строению и функции, образует ткань. Выделяют четыре группы тканей: эпителиальные, соединительные, мышечные и нервную. Ткани образуют органы.

Эпителиальные ткани (однослойный и многослойный эпителий) покрывают поверхность тела, выстилают изнутри органы и стенки полостей тела, образуют железы. Они выполняют защитную, секреторную, выделительную функции; обеспечивают обмен веществ между организмом и окружающей средой.

Соединительные ткани (рыхлая и плотная волокнистые соединительная ткани, жировая ткань, хрящевая и костная ткани, кровь, лимфа) выполняют функции: трофическую (связанную с участием клеток в обмене веществ), защитную (фагоцитоз, выработка иммунитета), механическую (образуют строму органов, связки, скелет), пластическую (участвуют в процессах регенерации, заживления ран), гомеостатическую (обеспечивают поддержание постоянства внутренней среды организма).

Мышечные ткани (гладкая мышечная ткань, поперечно-полосатая скелетная и сердечная мышечная ткани) обладают свойствами сократимости возбудимости и обеспечивают в организме двигательные процессы.

Нервная ткань составляет основу нервной системы, она представлена нервными клетками и нейроглией. Основными свойствами нервной ткани являются возбудимость и проводимость. В рецепторах возникает возбуждении, которое передается в центральную нервную систему, оттуда к рабочим органам, вызывая ответную реакцию на внешние и внутренние раздражения.

Орган – обособленная часть тела, имеющая определенную форму, строение, функции и положение в организме. Все органы снабжены нервами, кровеносными и лимфатическими сосудами. Регуляция работы органов и систем органов осуществляется нервным и гуморальным путем.

Гуморальная (жидкостная) регуляция осуществляется за счет гормонов, медиаторов, ионов, продуктов обмена, выделяемых клетками одних тканей органов в кровь, лимфу и воздействующих на клетки других тканей и органов, изменяя их работу. Ведущая роль в этом способе регуляции функций принадлежит железам внутренней секреции.

Нервная регуляция происходит рефлекторно и в отличие от гуморальной, она обеспечивает более быструю перестройку функций органов и организма в целом в соответствии с определенными условиями существования.

Деятельность всех структур организма, начиная с клетки и заканчивая системой органов, согласованна и подчинена единому целому, сохранения постоянства внутренней среды организма (гомеостаз). Особенностью организма является способность его к саморегуляции, что обеспечивает устойчивость индивидуума к воздействию факторов внешней среды. Активные химические вещества, образующиеся в организме, способны оказывать свое воздействие и на нервные клетки, изменяя их функциональное состояние. Образование и поступление в кровь многих активных химических веществ находится, под влиянием нервной системы. Правильнее говорить о единой нервно-гуморальной системе регуляции функций организма.

Опорно-двигательная система образована скелетом и мышцами. С ее деятельностью связана одна из ведущих функций всего организма – движение. Скелет и его соединения являются пассивной частью аппарата движения, а прикрепленные к костям скелетные мышцы – активной.

Скелет человека состоит из более 200 костей и их соединений. Он выполняет опорную, защитную, двигательную функции. Кроме того, кости участвуют в минеральном обмене и кроветворении (красный костный мозг).

Скелетные мышцы (около 400 мышц) выполняют в теле человека ряд функций связанных с перемещением тела и его частей в пространстве, дыхательными движениями, жеванием, глотанием, мимикой, артикуляцией звуков и т.д. Мышцы работаю рефлекторно, т.е. сокращаются под влияние нервных импульсов через неврно-мышечный синапс, поступающих из центральной нервной системы. Корковый отдел двигательного анализатора находится в передней центральной извилине коры больших полушарий, но непосредственно мышцы получают импульсы от нейронов серого вещества спинного мозга, продолговатого и среднего мозга.

Пищеварительная система представляет собой комплекс органов, осуществляющих процесс механической и химической обработки пищи, всасывание переработанных веществ и выведение наружу непереваренных и неусвоенных составных частей пищи. Сложные органические вещества пищи (белки, жиры, углеводы) распадаются на простые, которые всасываются в кровь или лимфу усваиваются организмом. В пищеварительной системе различают пищеварительный канал и пищеварительные железы, открывающиеся в него своими выводными протоками. Пищеварительный канал имеет длину 8–10 м подразделяется на отделы: полость рта, глотка, пищевод, желудок, тонкая и толстая кишка. Пищеварительный центр находится в продолговатом мозге. Наиболее крупные пищеварительные железы – поджелудочная железа и печень.

Поджелудочная железа состоит из экзокринной части, вырабатывающей панкреатический сок (поступает в двенадцатиперстную кишку) и эндокринной части, секретирующей в кровь гормоны инсулин и глюкогон.

Печень состоит из долек, образованных печеночными клетками. Печень вырабатывает желчь (по желчному протоку поступает в двенадцатиперстную кишку), активирующая действие всех пищеварительных ферментов, эмульгирующая жиры. Помимо участия в пищеварении печень выполняет барьерную функцию в организме, обезвреживая ядовитые вещества, образующиеся в процессе обмена или поступающие извне. В клетках печени синтезируется гликоген.

Обмен веществ – одно из основных свойств живых организмов. Суть его состоит в постоянном обмене веществ и энергии между организмом и внешней средой. Совокупность всех химических превращений (т.е. процессов ассимиляции и диссимиляция) в живом организме, обеспечивающих его жизнедеятельность, называют обменом веществ (метаболизмом). В период роста организма преобладает ассимиляция, во взрослом организме устанавливается относительное равновесие между ассимиляцией и диссимиляцией; в старческом возрасте ассимиляция отстает от диссимиляции.

Обмен белков. Аминокислоты, входящие в состав белков, подразделяют на заменимые и незаменимые. Суточная потребность в белках составляет около 80 – 150 г и зависит от интенсивности физической нагрузки. При избытке поступающих с пищей белков они превращаются в жиры и углеводы. Белки пищи расщепляются ферментами пищеварительных соков до аминокислот, которые всасываются в кровь. В регуляции белкового обмена наиболее важную роль играют гормоны щитовидной железы.

Обмен углеводов. Углеводы – основной источник энергии в организме. При расщеплении 1 г высвобождается 17,6 кДж энергии. Суточное потребление углеводов должно составлять около 500 г. При избытке их в пище углеводы могут превращаться в жиры, а при недостатке они могут образовываться из белков и жиров. Сложные углеводы пищи расщепляются в пищеварительном тракте до моносахаридов, которые с током крови попадают в печень, где из них синтезируется гликоген. Гормоны адреналин, глюкагон и адренокортикотропный гормон вызывают повышение расщепления гликогена, тогда как инсулин тормозит распад гликогена и способствует его синтезу из глюкозы в печени. Согласованное действие этих гормонов сохраняет определенный уровень глюкозы в крови.

Обмен жиров. Жиры содержат наибольшие запасы энергии. При распаде 1 г выделяется 38,9 кДж энергии. Половина энергетических затрат обеспечивается за счет окисления жирных кислот и глицерина. Суточная потребность в жирах состав­ляет 70 – 80 г. Избыточное употребление в пищу углеводов и белков приводит к отложению жира в организме. В регуляции жирового обмена существенную роль играют железы внутренней секреции – надпочечники, гипофиз, щитовидная же­леза.

Водно-солевой обмен. Вода составляет около 70% массы тела. Суточная потребность в воде для взрослого организма соответствует 2,5 – 3 л. Воду, которую человек получает в виде питья (1,5 л) и в составе пищевых продуктов (1 – 1,2 л). Воду также образуется при окислительном распаде в организме белков, жиров и углеводов(500 мл). Центр регуляции потребности воды находится в гипоталамусе. Организм нуждается в поступлении не только воды, но и минеральных веществ для поддержания кислотно-щелочного равновесия (натрий, калий, хлор), в обеспечении процессов возбудимости нервной и мышечной тканей (калий), в образовании костного скелета (фосфор, кальций, магний), для гемоглобина, миоглобина (железо) и т.д. Важную роль в организме играют витамины – группа биологически активных органических соединений различной химической природы, посту­пающих в организм с пищей растительного и животного происхождения, часто являющихся составной частью ферментов.

Дыхательная система. В процессе дыхания различают три этапа: внешнее (легочное) дыхание, заключающееся в обмене газов в легких между организмом и средой; транспорт газов кровью; тканевое дыхание, состоящее из газообмена в тканях и биологического окисления в митохондриях. Внешнее дыхание обеспечивается системой органов дыхания, которая включает носовую полость, гортань, трахею, бронхи и легкие. Находясь в спокойном состоянии, человек вдыхает и выдыхает около 500 см3 воздуха. При глубоком вдохе человек может вдохнуть еще около 1500 см3 воздуха. Гуморальная регуляция дыхания заключается в том, что увеличение в крови концентрации СО2 повышает возбудимость дыхательного центра, что обусловливает учащение и углубление дыхания. На дыхательные движения оказывает влияние кора больших полушарий, что выражается в возможности произвольно задерживать дыхание, изменять его ритм и глубину.

Выделительная система. Основными органами выделения являются почки. Они способствуют поддержанию постоянства ионного состава, осмотического давления, рН крови и внеклеточной жидкости, удаляют из организма многие вредные и ядовитые вещества. В выделении участвуют также легкие (выводят СО2, Н2О и некоторые летучие вещества), кишечник (соли тяжелых металлов, продукты превращения жёлчных пигментов),потовые железы (выделяют с потом воду, мочевую кислоту, мочевину, аммиак, соли и др.).

Внутренняя среда организма. Кровь, лимфа, тканевая жидкость образуют внутреннюю средуорганизма. Кровеносная и лимфатическая системы обеспечивают гуморальную связь между органами, объединяя обменные процессы в общую систему.

Функции крови: транспортная, распределение теплоты, регуляторная, защитная, участие в выделении, поддержание постоянства внутренней среды организма. В организме взрослого человека содержится около 5 л крови, потеря 1/3 –1/2 объема крови может привести к смерти. При переливании небольших доз крови от донора (человека дающего кровь) реципиенту (принимающему кровь) необходимо учитывать группу крови. Людей с I группой крови называются универсальными донорами, так как эту группу можно переливать всем четырем группам. Людей с IV группой называют универсальными реципиентами, так как им можно переливать любую группу крови. Кровь II группы может быть перелита II и IV группам, кровь III группы может быть перелита III и IV группам.

Иммунитет – способ защиты организма от генетически чужеродных веществ и инфекционных агентов. 3ащитные реакции организма обеспечиваются клетками фагоцитами, а также белками – антителами.

Лимфа – бесцветная жидкость; образуетсяиз тканевой жидкости и не содержит эритроцитов, имеет различный состав в зависимости от особенностей их обмена веществ (лимфа, оттекающая от печени, имеет наибольшее количество белка, от кишечника – липидов).

Движение крови по сосудам обеспечивается органами кровообращения, которые представлены центральным пульсирующим органом – сердцем и сосудами – артериями, капиллярами и венами. Сердечная мышца обладает свойством автономии, способностью сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в самом сердце. Работа сердца заключается в ритмическом нагнетании крови из вен в артерии. Эта функция выполняется благодаря попеременным ритмическим сокращениям и расслаблениям мышечных волокон миокарда. Систола (сокращение) и диастола (расслабление) согласованы и составляют цикл работы сердца. Большую роль в регуляции деятельности сердца играют различные гуморальные влияния. Гормон надпочечников адреналин учащает и усиливает работу сердца, ацетилхолин (медиатор) обладает противоположным эффектом, гормон тироксин учащает сердечный ритм. При резких физических (нагрузках или состоянии эмоционального напряжения мозговой слой надпочечников выбрасывает в кровь большие количества адреналина, что приводит к резкому усилению сердечной деятельности.

Кровеносные сосуды тела объединяют в большой и малый круги кровообращения. Сосуды большого круга снабжают кровью органы, сосуды малого круга обеспечивают газообмен в легких. Аорта дает начало большому кругу кровообращения, назначение которого – питание кровью, богатой кислородом и питательными веществами, всего тела человека. В капиллярах артериальная кровь насыщается углекислым газом и продуктами распада и превращается в венозную. Венозная кровь собирается сначала в мелкие, а затем в крупные вены и, наконец, по двум полным венам возвращается в правое предсердие. Здесь заканчивается большой круг кровообращения. Малый (легочный) круг кровообращения начинается из правого желудочка, откуда кровь направляется в легкие. Там благодаря газообмену венозная кровь превращается в артериальную, затем возвращается в левое предсердие, а оттуда – в левый желудочек.

Нервная система регулирует работу органов, осуществляет согласованную деятельность разных систем органов, обеспечивает связь организма с внешней средой, а также сознательную деятельность людей. Выполнение этих функций связано с особенностями строения и функционирования нервных клеток, их отростков и соединений (синапсов). Основными свойствами нервного волокна и тела нервной клетки являются возбудимость ипроводимость. Наиболее характерным свойством клеточной мембраны не только нейронов, и всех живых клеток является поддержание разности потенциалов между цитоплазмой и внеклеточной жидкостью – потенциала покоя, причем внутренняя сторона мембраны заряжена отрицательно по отношению к наружной. Потенциал покоя обусловлен неравенством концентраций ионов К+, Nа+ и Сl по обе стороны клеточной мембраны и неодинаковой проницаемостью мембраны для этих ионов. Разность потенциалов у большинства клеток создается диффузией ионов К+ из цитоплазмы в наружную среду, а ионов Сl наружной среды в цитоплазму. Нервная регуляция носит рефлекторный характер. Рефлексом называют ответную реакцию организма на раздражение рецепторов, осуществляемую через центральную нервную систему (ЦНС). Путь, по которому распространяется возбуждение при осуществлении рефлекса, называют рефлекторной дугой. Рефлекторные дуги состоят из следующих компонентов: рецептора, воспринимающего раздражение; чувствительного (центростремительного) нервного волокна, по которому возбуждение, передается от рецептора в ЦНС; нервного центра – группы вставочных (ассоциативных) нейронов, расположенных на различных уровнях ЦНС и передающих нервные импульсы с чувствительных нервных клеток на двигательные; двигательного (центробежного) нервного волокна, передающего возбуждение от ЦНС к исполнительному органу, деятельность которого изменяется в результате рефлекса. Нервная система анатомически подразделяется на центральную (спинной и головной мозг) и периферическую (нервы, нервные узлы, сплетения, нервные окончания. В зависимости от характера иннервации органов и тканей нервную систему делят на соматическую и вегетативную. Соматическая нервная система регулирует произвольные движения скелетной мускулатуры и обеспечивает чувствительность. Вегетативная нервная система регулирует деятельность внутренних органов, кровеносной системы, желез внутренней секреции и обмен веществ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.