Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работоспособность, творчество 2 страница




Спинной мозг расположен в позвоночном канале и состоит из серого (внутренний слой) и белого (наружный слой) вещества, с отходящими отростками нейронов. Спинной мозг выполняет две важные функции: рефлекторную и проводниковую. Какрефлекторный центр спинной мозг осуществляет двигательные и вегетативные рефлексы. С вегетативными центрами спинного мозга связаны важнейшие вегетативные рефлексы: сосудодвигательный, пищевой, дыхательный, дефекации, мочеиспускания, половой. Рефлекторную функцию спинной мозг осуществляет во взаимодействии с головным мозгом. Проводниковая функция производится за счет восходящих и нисходящих путей белого вещества.

Головной мозг находится в мозговом отделе черепа. Масса головного мозга у взрослых людей составляет около 1400 – 1600 г. Он состоит из пяти отделов: переднего, промежуточного, среднего, заднего (мост и мозжечок) и продолговатого. Полушария переднего мозга человека являются эволюционно более новыми и достигают наибольшего развития (до 80% массы мозга). Продолговатый мозг, варолиев мост (задний мозг), средний и промежуточный образуют ствол головного мозга. От головного мозга отходят 12 пар черепно-мозговых нервов.

Продолговатый мозг выполняет две функции: проводнико­вую и рефлекторную – центры дыхания, сердечной деятельности, сосудодвигательный, центры безусловных пищевых рефлексов (сосания, глотания, отделения пищеварительных соков), защитных рефлексов (кашля, чихания, мигания, слезоотделения, рвоты). С деятельностью продолговатого мозга, кроме того, связаны рефлексы положения тела, изменения тонуса шейных мышц и мышц туловища. Белое вещество продолговатого мозга.

Задний мозг состоит из варолиева моста и мозжечка. Проводящие пути моста связывают продолговатый мозг и мозжечок с большими полушариями. Основными функциями мозжечка являются координация движений и нормальное распределение мышечного тонуса.

Средний мозг (четверохолмие) состоит из двух ножек и крыши (пластинки четверохолмия). Он играет важную роль в регуляции мышечного тонуса и в появлении установочных рефлексов, обеспечивающих сохранение правильного положения тела в пространстве. Четверохолмие является центром зрительных и слуховых ориентировочных рефлексов.

Промежуточный мозг включает зрительные бугры (таламус), надбугорную область (эпиталамус), подбугорную область (гипоталамус) и коленчатые тела. Сверху к нему прилегает эпифиз, снизу – гипофиз. Таламус является подкорковым центром всех видов чувствительности, за исключением обонятельной. Кроме того, он регулирует и координирует внешнее проявление эмоций (мимику, жесты, изменение дыхания, пульса, давления). В гипоталамусе находятся высшие центры вегетативной нервной системы, обеспечивающие постоянство внутренней среды, а также регулирующие обмен веществ, температуру тела. С гипоталамусом связаны чувство голода, жажды и насыщения, регуляция сна и бодрствования. Гипоталамус контролирует деятельность передней доли гипофиза и вырабатывает гормоны, поступающие в заднюю долю гипофиза. В состав надбугорья входит эпифиз. Ядра эпиталамуса принимают участие в работе обонятельного анализатора.

Передний мозг представлен правым и левым полушариями, которые соединены пластинкой белого вещества – мозолистым телом. Белое вещество представляет собой проводящие пути полушарий. Среди белого вещества находятся ядра серого вещества (подкорковые структуры).

Кора больших полушарий представляет собой слой серого вещества толщиной в 2–4 мм. Она образована нервными клетками (14–17 млрд.). Многочисленные складки, извилины и борозды значительно увеличивают площадь коры. Двигательная зона коры расположена в передней центральной извилине лобной доли, зона кожно-мышечной чувствительности – в задней центральной извилине теменной доли. Зрительная зона находится в затылочной доле, слуховая – в височной. Центры обоняния и вкуса функционально связаны между собой и расположены на внутренней поверхности височной и лобных долей. Ассоциативные зоны коры (в частности, теменная доля) связывают различные области-коры. Здесь происходит интеграция всех импульсов, поступающих в мозг. Деятельность этих зон лежит в основе высших психических функции человека (памяти, способности к логическому мышлении и обучению, воображению), обеспечивающих возможность целесообразной реакции поведения.

Вегетативная нервная система является частью нервной системы, регулирующей деятельность внутренних органов (дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения и др.). Она влияет на обмен веществ и рост; играет ведущую роль в поддержании постоянства внутренней среды и в приспособительных реакциях организма. Центральная часть вегетативной нервной системы расположена в среднем, продолговатом и спинном мозге. Вегетативная нервная система состоит из двух частей: симпатической и парасимпатической. К большинству внутренних органов подходят как симпатические, так и парасимпатические нервные волокна (двойная иннервация), которые обычно оказывают противоположные влияния (например, парасимпатическое влияние – ослабление и замедление сердечной деятельности, симпатическое – усиление и ускорение). Это имеет большое значение в приспособлении организма к меняющимся условиям среды. Деятельность вегетативной нервной системы не подчинена воле человека.

Высшая нервная деятельность –деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающих наиболее совершенную приспособляемость животных и человека к условиям среды. Основой высшей нервной деятельности у млекопитающих является кора больших полушарий вместе с подкорковыми ядрами переднего мозга. Положения о рефлекторной деятельности мозга были высказаны И.М.Сеченовым в 1863 г. в книге «Рефлексы головного мозга». Идеи И.М. Сеченова получили развитие в трудах И.П. Павлова. Всю совокупность рефлексов, происходящих в организме, И.П. Павлов разделил на две группы: безусловные и условные.

Безусловные рефлексы – врожденные, передающиеся по наследству (слюноотделение, глотание, дыхание и т.д.), видовые, имеют постоянные рефлекторные дуги, осуществляются в ответ на адекватное раздражение на уровне спинного мозга и ствола мозга, подкорковых ядер.

Условные рефлексы – приобретенные организмом в течение жизни, индивидуальные, они формируются при определенных условиях, непостоянные, могут выработаться и исчезнуть, осуществляются на любое воспринимаемое организмом раздражение; формируются на базе безусловных рефлексов и осуществляются за счет деятельности коры головного мозга. Условные рефлексы не только вырабатываются, но и исчезают или ослабляются при изменении условий существования в результате торможения. И.П. Павлов различал два вида торможения условных рефлексов: безусловное (внешнее) и условное (внутреннее). Безусловное (внешнее) торможение возникает в результате действия нового раздражителя достаточной силы. В коре головного мозга при этом возникает новый очаг возбуждения, который вызывает угнетение существующего очага возбуждения. У человека, например, при острой зубной боли перестает болеть сильно пораненный палец. Условное (внутреннее) торможение развивается по закономерностям условного рефлекса, т.е. если действие условного раздражителя не подкрепляется действием безусловного раздражителя.

Поведение любого животного гораздо проще, чем поведение человека. Особенностями высшей нервной деятельности человека являются высокоразвитая психическая деятельность, сознание, речь, способность к абстрактно-логическому мышлению. Высшая нервная деятельность человека сформировалась исторически в ходе трудовой деятельности и необходимости общения. Опираясь на особенности высшей нервной деятельности человека и животных, И.П. Павлов разработал учение о первой и второй сигнальных системах.

Первую сигнальную систему составляет восприятие окружающего мира, связанное с анализом и синтезом непосредственных сигналов, которые приходят от зрительных, слуховых, обонятельных и других рецепторов. Вторая сигнальная система возникла и развилась у человека в связи с появлением речи. Она отсутствует у животных. Вторая сигнальная система обусловлена специфической особенностью высшей нервной деятельности человека – восприятием слышимых (произносимых) или видимых (при чтении) слов. Сигнальное значение слова связано не с простым звукосочетанием, а с его смысловым содержанием. Развитие словесной сигнализации сделало возможным обобщения и абстракции, находящие свое выражение в понятийной деятельности человека.

Накопление, хранение и обработка информации – важнейшее свойство нервной системы. Различают два вида памяти: кратковременную и долговременную. В основе кратковременной памяти лежит циркуляция нервных импульсов по замкнутым нейронным цепям. Это может продолжаться от нескольких секунд до 10–20 мин. Информация, хранящаяся в кратковременной памяти, быстро «стирается». В процессе обучения нервные импульсы неоднократно проходят по одним и тем же нервным путям, оставляя в них след. Материальной основой долговременной памяти являются различные структурные изменения, в цепях нейронов, вызванные электрохимическими процессами возбуждения. В долговременной памяти информация хранится в доступном для извлечения виде. В настоящее время найдены пептиды, вырабатываемые нервными клетками и влияющие на процесс памяти. Определенная роль в формировании памяти принадлежит эмоциям. При эмоциональном возбуждении усиливается циркуляция нервных импульсов по цепям нейронов. В формировании памяти участвуют нейроны коры больших полушарий (височные доли), ретикулярная формация ствола мозга, гипоталамическая область. Различают зрительную, слуховую, осязательную, двигательную, или моторную, и смешанную память в зависимости от того, какой из анализаторов играет в этом процессе главную роль.

Анализаторы. Организм человека улавливает различные изменения, происходящие во внешней среде, с помощью органов чувств – осязания, зрения, слуха, вкуса и обоняния. В каждом из них имеются специфические рецепторы, воспринимающие определенный вид раздражения. В зависимости от способа взаимодействия рецептора с раздражителем различают контактные (рецепторы кожи, вкусовые) и дистантные (зрительные, слуховые, обонятельные) рецепторы. И.П.Павлов ввел понятиеанализатора как функциональной системы, состоящей из трех компонентов: рецептора (периферической части), проводниковой части и центральной части, представленной соответствующей областью коры головного мозга. В рецепторе энергия внешнего раздражения трансформируется в нервные импульсы, а затем по чувствитель­ным нервным путям импульсы поступают в соответствующую зону коры, где формируются специфические ощущения.

Железы внутренней секреции не имеют выводных протоков и выделяют свой секрет – гормоны – в кровь и лимфу. Это гипофиз, щитовидная, паращитовидные железы, надпочечники, эпифиз, вилочковая железа. Кроме желез внутренней секреции существуют железы внешней секреции (слюнные железы, печень, молочные, сальные, потовые и др.) и смешанной секреции (половые и поджелудочная железа). Гормоны – химические соединения, обладающие высокой биологической активностью и в малых дозах дающие значительный физиологический эффект – играют ведущую роль в гуморальной регуляции функций организма.

Гипоталамус (отдел промежуточного мозга) – высший центр регуляции эндокринных функций. Он объединяет нервные и эндокринные регуляторные механизмы в единую нейроэндокринную систему, оказывая влияние на эндокринные железы либо по нисходящим нервным путям, либо через гипофиз (гуморально).

Гипофиз (нижний придаток мозга; масса около 0,6 мг) выделяет гормоны: соматотропный (регулирует рост), гонадотропный (способствует росту половых клеток и образованию половых гормонов), тиреотропный (действует на щитовидную железу), адренокортикотропный (усиливает синтез гормонов коры надпочечников), вазопрессин (влияет на гладкую мускулатуру артериол и повышает артериальное давление; угнетает мочеобразование) и др.

Эпифиз расположен в полости черепа, над таламусом между холмами среднего мозга (масса около 0,2 мг). Выделяет гормон мелатонин, тормозящий действие гонадотропных гормонов. Секреция эпифиза изменяется в зависимости от освещенности: свет подавляет синтез мелатонина.

Щитовидная железа (масса 30–40 г) расположена на шее впереди гортани. В ней образуются гормоны, богатые иодом: тироксин, трииодтиронин др. Основной функцией этих гормонов является стимуляция окислительных процессов в клетках, регуляция водного, белкового, жирового, углеводного и минерального обменов, роста и развития организма. Оказывают действие на функции центральной нервной системы и высшую нервную деятельность.

Паращитовидные железы – парные образования (масса 0,2–0,5 г), тесно прилегающие к щитовидной железе и вырабатывают паратгормон, вызывающий повышение уровня Са2+ в плазме.

Надпочечники – парные железы, расположены на верхних полюсах почек (масса около 15г). Они вырабатывают глюкокортикоиды (влияют на обмен углеводов, белков, жиров и др.), минералокортикоиды (регулируют обмен натрия и калия, действую на почки) и половые гормоны(андрогены, эстрогены и прогестерон, обуславливающие развитие вторичных половых признаков), адреналин (повышает систолический объем, ускоряет частоту сердечных сокращений и др.) и норадреналин (замедляет частоту сердечных сокращений).

Вилочковая железа (тимус) наибольшую массу имеет у новорожденных. после наступления полового созревания ее развитие прекращается и железа постепенно атрофируется. В железе размножаются и дифференцируются клетки – предшественники Т-лимфоцитов (зрелые Т-лимфоциты ответственны за развитие иммунитета).

Поджелудочная железа выделяет пищеварительные ферменты в двенадцатиперстную кишку по выводному протоку, а гормоны непосредственно в кровь (глюкагон и инсулин, регулирующих уровень глюкозы в крови).

Половые железысеменники у мужчин и яичники женщин. За счет внешнесекреторной функции образуются сперматозоиды и яйцеклетки. Эндокринная функция связана с выработкой мужских (фндрогены – тестостерон и андростерон) и женских (эстрагены – эстрадиол ипрогестерон) половых гормонов. В мужских половых железах помимо андрогенов вырабатывается небольшое количество женских половых гормонов, а в женских одновременно с эстрогенами образуется небольшое количество андрогенов.

Размножение и развитие. Половое размножение обеспечивает смену поколений человеческих популяций. При слиянии женской и мужской половой клеток образуется зигота, дающая начало новому организму. Она наследует признаки отца и матери. Половые клетки образуются в половых органах: яйцеклетки – в яичниках, сперматозоиды – в семенниках. Оплодотворение яйцеклетки сперматозоидом происходит в маточной трубе. Образовавшаяся диплоидная зигота начинает делиться. Зародыш затем попадает в матку и внедряется в ее слизистую оболочку. Оплодотворение возможно в течение 12 – 24 ч после овуляции (т.е. выхода яйцеклетки из фолликул яйчника в брюшную полость), пока яйцеклетка сохраняет свою жизнеспособность. Способность к оплодотворению сперматозоидов сохраняется 2–4 сут. Если оплодотворения не произошло, то яйцеклетка разрушается и отторгается слизистая оболочка матки (менстуация). Самая наибольшая вероятность оплодотворения яйцеклетки примерно с 11 по 19 день после первого дня ментсруального периода.

В развитии человека выделяют эмбриональный (пренатальный или внутриутробный) и постэмбриональный периоды.

Эмбриональное развитие человека (продолжается в среднем 280 сут.) делят на три периода: начальный (1-я неделя развития), зародышевый (2–8-я недели), плодный (с 9-й недели развития до рождения ребенка).

Постэмбриональный период включает детство, отрочество и зрелость (взрослое состояние). Каждый из этих этапов состоит из нескольких стадий, имеющих ряд характерных особенностей.

Детство включает три стадии: первое детство начинается с появления ребенка на свет и продолжается 3 года, это период развития функциональной независимости и речи; второе детство охватывает период с 3 до 6 лет и характеризуется развитием личности ребенка и когнитивных процессов; третье детство продолжается с 6 до 12 лет и соответствует школьному возрасту и включению ребенка в социальную группу. Начало полового созревания знаменует собой окончание детства и вступление ребенка в отрочество.

Отрочество подразделяется на два периода: пубертатный период соответствует половому созреванию и продолжается до 15 или 16 лет; ювенальный период (юность), продолжающийся с 16 до 18–20 лет.

Зрелость несколько произвольно разделяют на три стадии: стадия ранней зрелости охватывает период с 20 до 40 лет; зрелый возраст, продолжающийся с 40 до 60 лет; период зрелости начинается с 60–65 лет и чаще всего сопровождается отходом человека от активной жизни, после 75 возраст считается преклонным.

Средняя продолжительность жизни в развитых странах составляет 80 лет у женщин и 72 года у мужчин. По мнению некоторых ученых, продолжительность человеческой жизни (за редкими исключениями) не может превышать 110 лет.

Жизнь уходит также поэтапно – в обратном порядке по сравнению с тем, как она развивается. Можно выделить четыре стадии этого процесса: социальная смерть; психическая смерть; мозговая смерть; физиологическая смерть.

Здоровье человека. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье человека это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Здоровье – одно из основных прав человека.

Фактор риска – общее название факторов, не являющихся непосредственной причиной определенной болезни, но увеличивающих вероятность ее возникновения. К ним относятся условия и особенности образа жизни, а также врожденные или приобретенные свойства организма. Выделяют биологические, экологические, социальные факторы риска и вместе с причиной болезни их называют факторами здоровья.

К биологическим факторам риска относятся генетические и приобретенные в онтогенезе особенности организма человека. Существует наследственная предрасположенность к заболеванию гипертонической болезнью, язвенной болезнью, сахарным диабетом и др.

Экологические факторы риска. Изменения физических и химических свойств атмосферы влияют, например, на развитие бронхолегочных заболеваний. Резкие суточные колебания температуры, атмосферного давления, напряженности магнитных полей ухудшают течение сердечно-сосудистых заболеваний.

Социальные факторы риска. Неблагоприятные жилищные условия, многообразные стрессовые ситуации, такие особенности образа жизни человека, как гиподинамия – фактор риска развития многих заболеваний, особенно болезней, сердечно-сосудистой системы.

Первобытный человек был практически не защищен от действия лимитирующих факторов среды. Главными из ограничивающих факторов были недоедание, гипердинамия и инфекционные болезни. Чтобы выжить человек создал искусственную среду своего обитания. В современном обществе доминирующими стали такие факторы риска как гиподинамия, переедание, вредные привычки, стрессы, загрязнение окружающей среды.

В настоящее время негативное воздействие окружающей человека среды проявляется в развитии следующих процессов: нарушение биоритмов (в частности сна), аллергизация населения, рост онкологической заболеваемости, рост доли лиц с избыточным весом, рост доли рождения недоношенных детей, акселерация, «омоложение» многих форм патологии, абиологическая тенденция в организации жизни (курение, наркомания, алкоголизм и пр.), рост близорукости, возрастание удельного веса хронических заболеваний, развитие профессиональных заболеваний и т. д.

В последнее время стало понятно, что одна только медицина не может справиться с растущей патологией у населения. Доля влияния здравоохранения на здоровье человека составляет 10–15%, в то время как условия и образ жизни составляет более 50% этого влияния. В связи с этим возрос интерес к здоровому образу жизни, как среди специалистов, так и широких кругов населения. Происходит осознание тезиса: искусство продлить жизнь – это искусство не укорачивать ее. Болезни современного человека обусловлены его образом жизни и повседневным поведением. Здоровый образ жизни необходимо рассматривать как основу профилактики заболеваний. При определении здорового образа жизни необходимо учитывать два фактора – генетическую природу данного человека и ее соответствие конкретным условиям жизнедеятельности. Здоровый образ жизни есть способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья, на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций с учетом индивидуальности каждого человека.

Эмоции. Творчество. Эмоции представляют собой реакции животных и человека на воздействие внешних и внутренних раздражителей, имеющие выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности. Различают положительные эмоции – радость, наслаждение, удовольствие – и отрицательные – грусть, печаль, неудовольствие. Разные виды эмоций сопровождаются различными физиологическими изменениями в организме, соответствующими психическими проявлениями. Например, при печали, смущении, испуге понижается тонус скелетной мускулатуры. Печаль характеризуется спазмом сосудов, испуг – расслаблением гладкой мускулатуры. Гнев, радость, нетерпение сопровождаются повышением тонуса скелетной мускулатуры, при радости, кроме того, расширяются сосуды, расстраивается координация движений, увеличивается содержание сахара в крови и пр.

Эмоциональное возбуждение мобилизирует все резервы организма, более тонко работает интеллектуальная сфера, память. Возникает резкое возбуждение симпатической части вегетативной нервной системы, в кровь поступает значительное количество адреналина, усиливается работа сердца и повышается артериальное давление, растет газообмен, расширяются бронхи, Увеличивается интенсивность окислительных и энергетических процессов в организме. Резко изменяется характер деятельности скелетных мышц, т.е. они могут включиться в работу одновременно, а не поочередно. Блокируется процесс, тормозящий мышечную деятельность при утомлении. В процессе эволюции эмоции сформировались как механизм приспособления. Огромную роль в жизни человека играют положительные эмоции. Они важны для сохранения здоровья в работоспособности человека.

Творчество – процесс создания чего-либо нового, часто предполагает, что человек может испытывать недостаточность информации, знаний, умений для достижения цели и решения той или иной проблемы, и именно поэтому ему необходимо создать новые знания, умения, новые объекты и произведения.

Выделяют четыре стадии решения проблемы: подготовка, созревание решения, вдохновение, проверка найденного решения.

Структура мыслительного процесса решения проблемы следующая:

1. Мотивация (желание решить проблему).

2. Анализ проблемы (выделение «что известно», «что требуется найти»).

3. Поиск решения на основе следующих операций: известного алгоритма (репродуктивное решение), выбора оптимального варианта из множества известных алгоритмов, комбинации отдельных звеньев из различных алгоритмов, поиск принципиально нового решения (творческое мышление): на основе углубленных логических рассуждений (анализ, сравнение, синтез, классификация, умозаключение и т.п.), использования аналогий, эвристических приемов, эмпирического метода проб и ошибок.

4. Логическое обоснование найденной идеи решения, логическое
доказательство правильности решения.

5. Реализация решения.

6. Проверка найденного решения.

7. Коррекция (в случае необходимости возврат к этапу 2).

Мыслительная деятельность реализуется как на уровне сознании, так и на уровне бессознательного, характеризуется сложными переходами и взаимодействиями этих уровней. В результате успешного (целенаправленного) действия получается результат, соответствующий предварительно поставленной цели, и результат, который не был предусмотрен в сознательной цели; он является по отношению к ней побочным (побочный продукт действия).

Исследуя решение творческих задач, можно наблюдать следующую закономерность: вначале используются первичные, автоматизированные способы решения (что соответствует низшим уровням), причем первичные способы действия реализуются до тех пор, пока не становится ясно, что данным способом задачу не решить. На следующем этапе происходит осмысление неудач (средний уровень), осознается причина этих неудач, и именно то, что средства не соответствуют задаче, формируется критическое отношение к собственным средствам и способам действия. В результате к условиям сдачи применяется более широкий круг средств, происходит выработка программ «поисковой доминанты», потом на низшем (неосознанном) уровне принимается интуитивное решение, «решение в принципе», а на последних этапах (высший уровень) происходит логическое обоснование и формализация решения.

Работоспособность. Работоспособность – это способность к выполнению работы. С физиологической точки зрения работоспособность определяет возможности организма при выполнении работы, к поддержанию структуры и энергозапасов на заданном уровне. В соответствии с двумя основными типами работ – физической и умственной – различают физическую и умственную работоспособность.

Выделяют общую (потенциальную, максимально возможную при мобилизации всех резервов организма) и фактическую работоспособность, уровень которой всегда ниже. Которая зависит от текущего уровня здоровья, самочувствия человека, а также от свойств нервной системы, индивидуальных особенностей функционирования психических процессов (памяти, мышления, внимания, восприятия), оценки человеком значимости и целесообразности мобилизации определенных ресурсов организма при условии нормального восстановления расходуемых ресурсов организма.

В процессе выполнения работы человек проходит через различ­ные фазы работоспособности. Фаза мобилизации характеризуется предстартовым состоянием. При фазе врабатываемости могут быть сбои, ошибки в работе, организм реагирует на данную величину нагрузки с большей силой, чем это необходимо; постепенно происходит приспособление организма к наиболее экономному, оптимальному режиму выполнения конкретной работы.

Фаза оптимальной работоспособности (или фаза компенсации) характеризуется оптимальным, экономным режимом работы организма и хорошими, стабильными результатами работы, максимальной производительностью и эффективностью труда. Во время этой фазы несчастные случаи крайне редки и происходят в основном в силу объективных экстремальных факторов или неполадок оборудования.

Во время фазы неустойчивости (компенсации или субкомпенсации), происходит перестройка организма: необходимый уровень работы поддерживается за счет ослабления менее важных функций. Эффективность труда поддерживается благодаря дополнительным физиологическим процессам, менее выгодным энергетически и функционально. Перед окончанием работы при наличии достаточно сильного мотива к деятельности может наблюдаться также фаза «конечного порыва».

При выходе за пределы фактической работоспособности во время работы в сложных и экстремальных условиях после фазы неустойчивой компенсации наступает фаза декомпенсации, сопровождаемая прогрессирующим снижением производительности труда, появление ошибок, выраженными вегетативными нарушениями, учащением дыхания, пульса, нарушением точности координации.

Первый этап – врабатывание – приходится, как правило, на пер­вый час (реже на первые два часа) от начала работы. Второй этап устойчивой работоспособности – длится последующие 2–3 часа, после чего работоспособность вновь снижается (этап некомпенсированного утомления). Эти три этапа повторяются дважды за трудовой день: до обеденного перерыва и после него.

В течение недели также отмечаются те же три этапа. В понедельник человек проходит стадию врабатывания, во вторник, среду и четверг имеет устойчивую работоспособность, а в пятницу и субботу у него развивается утомление.

В последние годы обнаружены ритмы функционирования нервной, мышечной и сердечно-сосудистой систем. Их выраженность зависит от тяжести труда. У людей тяжелого физического труда они равны 5–8 дням, у работников умственного труда – 8–16 дням.

Выявлено влияние возраста на работоспособность, так к 20 лет у человека наблюдается самая высокая интенсивность интеллектуальных и логических процессов, к 30 годам она снижается на 4%, к 40 – на 13%, к 50 – на 20%, а в возрасте 60 лет – на 25%.

Утомление – возникающее вследствие работы временное ухудшение функционального состояния организма человека, выражающееся в сниже­нии работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в ряде субъективных ощущений, объединенных чувством усталости. Физиологическое утомление выражается, прежде всего, в воздействии на нервную систему продуктов распада, образующихся в результате двигательно-мускульной активности, а психологическое утомление – в состоянии перегруженности самой центральной нервной системы, обычно явления психического и физиологического утомления взаимно переплетаются, причем психическое утомление, т.е. ощущение усталости, как правило, предшествует утомлению физиологическому. Полагают, утомление в утренней смене становятся наиболее интенсивными на четвертом-пятом часу работы. При продолжении работы фаза декомпенсации может довольно быстро перейти в фазу срыва (резкое падение производительности, вплоть до невозможности продолжения работы, резко выраженная неадекватность реакций организма, нарушение деятельности внутренних органов, обмороки).

После прекращения работы наступает фаза восстановления физиологических и психологических ресурсов организма. Однако не всегда восстановительные процессы проходят нормально и быстро. После сильно выраженного утомления вследствие воздействия экстремальных факторов организм не успевает отдохнуть, восстановить силы за обычные 6–8 часов ночного сна. Порой требуются дни, недели для восстановления ресурсов организма. В случае неполного восстановительного периода сохраняются остаточные явления утомления, которые могут накапливаться, приводить к хроническому переутомлению различной степени выраженности. В состоянии переутомления длительность фазы оптимальной работоспособности резко сокращается или может отсутствовать полностью, и вся работа проходит в фазе декомпенсации.

В состоянии хронического переутомления снижается умственная работоспособность: трудно сосредоточиться, временами наступает забывчивость, замедленность и порой неадекватность мышления. Все это повышает опасность несчастных случаев. Психогигиенический мероприятия, направленные на снятие состояния переутомления зависят от его степени. Для снижения начального переутомления необходимо упорядочение отдыха, сна, культурные развлечения, при легком переутомления полезен отпуск и отдых, при выраженном переутомлении необходимо ускорение отпуска и организованного отдыха, при тяжелом переутомления уже требуется лечение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.