Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основной закон истории




Социокультурные суперсистемы в истории человеческой цивилизации

Социокультурные суперсистемы и флуктуация обществ

В культуре человечества Сорокин выделяет множество различных по

величине культурных систем. К основным культурным системам социолог относит

язык, науку, философию, религию, искусство, этику, право. Когда эти системы

утверждаются, они также реализуются в поведении и образе жизни их носителей.

Кроме этих обширных систем, есть еще более обширное культурное

единство, обозначенное Сорокиным как социокультурные суперсистемы, которые

различаются в зависимости от характера своих основных ценностей. По мнению

ученого, все экономические, политические, социальные реалии, типы личностей и

групп необходимо анализировать в контексте процесса периодической смены друг

друга трех известных до сих пор социокультурных суперсистем, характерных для

всей истории человеческой цивилизации – религиозной или идейной, чувственной и

интегральной при доминировании одной из них.

Так, например, в Европе с VI по XII вв. главенствующей была религиозная

суперсистема, согласно ценностям которой экономика, политика, право, мораль,

философия, искусство были подчинены теологии. Высшей истиной считалась

религиозная истина. Хотя чувственные и интегральные системы присутствовали в

средневековой культуре, их роль была незначительна. Начиная с XVI и вплоть до

XX в. в Европе утверждается и доминирует чувственная культура, которая

акцентирует такие чувственные ценности, как благосостояние, комфорт,

наслаждение, популярность, жажда власти и славы – все это детерминирует

преобладающий тип личности, образ социальных групп, характер институтов.

Религиозные ценности остались, но их признают только на словах. В истории

человеческой цивилизации были периоды, хотя непродолжительные, когда

преобладала интегральная суперсистема культуры – греко-римская культура IV-VI

вв. до н. э., европейская культура XIII в. Начиная с XX века на смену чувственной

культуре идет культура интегральная, утверждающая в качестве доминирующей

ценности “бесконечное разнообразие, состоящее из чувственного, рационального и

надрационально-сверхчувственного аспектов”9.

9 Сорокин П. Социологические теории современности. М.: ИНИОН, 1992. – С. 37

Опираясь на данное видение исторического процесса Сорокин обосновал, как

ему представлялось, “основной закон истории”, согласно которому происходит

перманентная флуктуация (колебание от средних параметров) как социокультурных

суперсистем, так и обществ, равно, как их конкретных сфер: типы политики,

экономики, идеологии не являются постоянными и не развиваются по восходящей

линии, а непрерывно “качаются между полюсами тоталитаризма и строго свободных

режимов”. Исходя из этого постулата, социолог прогнозировал, что с переходом от

чувственной культуры к новому интегральному циклу произойдет преодоление

нынешнего кризисного состояния, при котором невиданный расцвет науки,

технологий, образованности сочетается странным образом с войнами и

революциями, межчеловеческими раздорами и обесцениванием человеческой жизни.

Основной закон истории Сорокин применяет и при анализе современных ему

обществ. Чувственная форма социокультурной суперсистемы является, по

Сорокину, главной детерминантой современного общества, его образа жизни,

доминирующей ментальности и стремлений людей. Под воздействием флуктуации в

XX веке начался процесс дезинтеграции чувственных обществ, который так или

иначе охватил все страны мира. Нарушились механизмы социального контроля, ибо

произошла дезинтеграция моральных, правовых ценностей, которые управляли

поведением индивидов и социальных групп. Когда люди выходят из-под контроля

общепризнанных ценностей, они превращаются в существа, управляемые, главным

образом, бессознательными рефлексами и биосознательными регуляторами – своими

страстями и вожделениями. В этом социолог усматривал глубинные корни

индивидуализма и эгоизма, обострения борьбы за существование, превращения силы

в право и, наконец, – войн, революций, роста преступности, проявлений социальной

аномии. “Так это было во все великие переходные периоды, – отмечал Сорокин, – от

одного базисного социокультурного строя до другого; и так это происходит в

настоящем столетии. Заметная дезинтеграция чувственного порядка возбудила

взрывы первой и второй мировых войн, множество малых войн, кровопролитнейших

революций, мятежей, преступлений и насилия в их наихудших формах”10.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 784; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.