Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура. Социальные практики как предмет исследования




Социальные практики как предмет исследования

Теория структурации

По Гидденсу, ни структура, ни действия не могут существовать независимо

друг от друга. Социальные действия создают структуры, и только через них

осуществляется и воспроизводство структур, так что последние могут существовать

более или менее продолжительное время. Но Гидденс объединяет структуры и

действия не механистически. По существу, он предлагает взглянуть на социальную

реальность под совершенно иным углом зрения — ориентируясь на изучение

конкретных социальных практик, которые воспроизводятся благодаря активному

характеру действий социальных субъектов.

В соответствии с теорией структурации, предметом исследования являются

“социальные практики, упорядоченные в пространстве и во времени”. Они не

являются раз и навсегда данными, неизменными. Напротив, социальные практики

разнятся в разных странах и, соответственно, они своеобразны в одной и той же

стране в разные периоды ее истории. При этом социолог особо подчеркивает, что

социальная практика “не создается социальными акторами, а лишь постоянно

воспроизводится ими”, т.е. она имеет характер преемственности, упорядоченности.

Социальные практики “одинаковы” в определенном времени и пространстве

благодаря рефлексивности агентов, которая трактуется Гидденсом как “мониторинг

(отслеживание) течения социальной жизни”. В свою очередь, индивиды, усваивая в

ходе социализации законы и навыки социальной деятельности, обеспечивают

повторение социальных практик, что и делает возможным их типизацию и научный

анализ.

Гидденс отмечает, что традиционно понятие “структура” использовалось в

социологии для своего рода моделирования социальных отношений или явлений.

Так, можно говорить о “классовой структуре” или “структуре индустриальных

обществ” и т.д. Здесь этот термин используется, чтобы отметить некие общие

2 Ibid. – Р.1, 32

институциональные черты общества. В структурном функционализме данное

понятие обозначает устойчивые формы социального взаимодействия. Все эти и

подобные использования термина вполне правомерны.

Наряду с этими значениями социолог предлагает использовать данный

термин в ином смысле: как порядок позволяющий представлять воспроизводство

социальных практик во времени и пространстве, что придает им “систематическую”

форму. Это положение социолог иллюстрирует на примерах языка и речи. Язык –

это структура, состоящая из правил общения, которая кажется независимой от

любого индивида. Чтобы языку сохраниться, на нем должны говорить и писать

индивиды сообразно существующим правилам. Но, будучи в употреблении, язык

начинает неизбежно меняться, появляются новые слова, забываются и постепенно

исчезают старые слова. Так, благодаря своим действиям люди могут

трансформировать и производить структуры, то есть социальные практики.

Аналогично: партия – в традиционно употреблении предстает как

политическая структура с определенными институциональными функциями. В том

же смысле, в котором ее трактует Гидденс, – это определенные социальные

практики, которые для своего воспроизводства нуждаются в индивидах,

действующих по конкретным уставным правилам. Партия, как совокупность

определенных социальных практик, может меняться – появляются новые целевые

установки, утверждаются и новые правила поведения, а какие-то старые нормы

отменяются. Иными словами, члены партии благодаря своим действиям могут и

воспроизводить, и трансформировать определенные социальные практики, которые,

в свою очередь, детерминируют их поведение.

Таким образом, в общих чертах структура в представлении Гидденса, – это

образец социальных отношений, существующий в определенное время и в

определенном пространстве, который предполагает соответствующие модели

поведения индивидов. На этом основании такие социальные институты как партия,

государство, бюрократия или семья и т.д. рассматриваются социологом как

определенные отношения людей и как образцы поведения, существующие какой–то

промежуток времени, т.е. конкретные характерные социальные практики.

Применительно к социальной жизни Гидденс различает два вида структур:

правила и ресурсы.

Под правилами имеются в виду процедуры, которым индивиды могут

следовать в социальной жизни, они обязательно вторгаются в бесчисленные

рутинные социальные практики. При этом социолог особо подчеркивает, что

правила не сводятся к набору рациональных математических принципов, это, скорее,

способность применять обобщенную процедуру в правильном, общественно

одобряемом контексте с учетом моральной оценки действий как «справедливых» или

«несправедливых». Правила обусловливают структурирование того, что происходит

в нашей жизни, типично для неё.

Для теории структурации особый исследовательский интерес представляют те

правила, которые способствуют производству институализированных практик,

характерных для определенного времени и пространства. Речь идет о социальных

практиках, свойственных конкретному институту – партии, общественной

организации, семье и т.д.

Второй вид структуры – ресурсы – также возникает только в результате

человеческой деятельности. Ресурсы могут проявляться в двух видах: в

локализированной форме или в форме власти. “Локализированные ресурсы”

включают в себя полезные ископаемые, землю, инструменты производства и товар.

По Гидденсу, эти ресурсы не существуют сами по себе, они становятся ресурсами

только благодаря человеческой активности. Так, земля не является ресурсом до тех

пор, пока ее кто-то не обрабатывает. “Властные ресурсы” – нематериальные

ресурсы, которые проявляются в том, что одни индивиды способны доминировать

над другими, заставлять их выполнять свои желания, и в этом смысле люди

становятся ресурсами, которые могут быть использованы другими людьми. При

этом социолог настаивает на том, что власть на ресурсы может существовать лишь в

том случае, если она воспроизводится в процессе человеческой интеракции. Власть

не является чем-то, что человек имеет, до тех пор, пока он ею действительно не

пользуется.

Таким образом, ресурсы означают средства – материальные или властные, –

используемые индивидами для достижения своих целей в процессе взаимодействия.

Естественно, что их значимость, характер поддерживаются и воспроизводятся

людьми, но с неизбежностью они могут изменяться.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 795; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.