Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Главная теорема теории структурации




По Гидденсу, структура обладает дуальностью. Представление о дуальности

структуры – главной теоремы теории структурации.

Структура может проявляться: 1) в виде регулярно воспроизводящихся

правил и ресурсов, характерных для определенного времени и пространства; 2) в

виде “отпечатков” социальной практики в памяти индивидов, знания социальных

возможностей других людей и себя самого, что и позволяет продолжать

воспроизводить социальную жизнь во всем многообразии.

Эти понятия-инструменты, введенные Гидденсом, позволяют обосновать

подход, предлагающий иной взгляд на производство социальной реальности и

способов её изучения. Вспомним, Дюркгейм считал, что структура является

“внешней” по отношению к индивиду, так как она, будучи социальным фактом,

принуждает его к определенному поведению (см. четвертую тему). Гидденс же,

напротив, полагает, что структура является, как «внешним», так и «внутренним»

фактором, который “не только принуждает, но и дает возможности”. Структура

создает ограниченную свободную сферу для творческой деятельности индивида.

По мнению социолога, структура влияет на человеческое поведение

благодаря знанию об обществе, которым располагают индивиды. В обществе есть

большое количество “общего знания” о том, как вести себя и как поступать с

вещами, что позволяет агентам ориентироваться в повседневной жизни и

оперировать с окружающими предметами. В своем поведении агенты используют

знания правил общества, которые существуют в его структуре. Они также

пользуются материальными и властными ресурсами, являющимися частями

структуры общества.

Знания, которыми располагают индивиды, постоянно включаются в

производство и воспроизводство социальных структур. Согласно теории

структурации, момент производства действия индивида является также моментом

воспроизводства определенной социальной практики. При этом индивиды

воспроизводят и условия, которые делают такие действия возможными. Но в

конечном счете результат получается несколько иным, чем это представляется

людям – он включает в себя и преднамеренное, и непреднамеренное: “Дуальность

структуры, – отмечает Гидденс, – всегда является главным основанием

преемственности социального воспроизводства во времени и пространстве. Это, в

свою очередь, предполагает рефлексивный мониторинг агентов в ходе повседневной

социальной деятельности. Однако сознательность всегда ограничена. Поток

действий непрерывно производит последствия, которые являются ненамеренными, и

эти непредвиденные последствия могут также формировать новые условия действия

посредством обратной связи. История творится преднамеренной деятельностью, но

не является преднамеренным проектом. Она постоянно ускользает от попыток

повести ее по какому–то задуманному направлению”3.

Таким образом, представление о дуальности структуры – главной теоремы

теории структурации, – позволяет, по мнению Гидденса, разрешить спор между

детерминистами, которые верят, что человеческое поведение всецело зависит от

внешних сил, и волюнтаристами, считающими, что люди, обладая свободной волей,

действуют только в соответствии со своими желаниями. Социолог полагает, что ни

первые, ни вторые в принципе не правы, но в каждой позиции есть элементы

истины. Он считает, что поэтому необходима объединительная парадигма, а не

полюсные подходы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.