Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История религии - часть истории общества




Принципы сравнительного анализа, эволюционизма и релятивизма

Направления в изучении истории первоначального христианства

Антиэволюционизм, антиисторизм и феноменологизм

Проблемы происхождения ранних форм верований и систематики религии

Принципы сравнительного анализа, эволюционизма и релятивизма

Методологические принципы исследований в истории религии

Лекция 4

 

План

1.1. История религии - часть истории общества

1.2. Сравнительно-исторический подход

1.3. Эволюционизм и релятивизм

2.1. Ранние формы верований

2.2. Типология религии

3.1. Сближение истории религии с теологией

3.2. Чикагская школа истории религии

3.3. Поиск универсальных морфологических моделей

4.1. Мифологическая школа

4.2. Историческая школа

 

 

История религии обрисовывает движущийся во времени мир явлений религии во всем его разнообразии, накапливает и сохраняет информацию о многочисленных исчезнувших и существующих религиях. Исследования в ней ведутся в русле всеобщей истории религии, истории конкретной религии или конфессии, страноведческой истории религий и конфессий. История ре­лигии чрезвычайно трудоемка для анализа, это связано и с отсутствием ис­точников, различием методологических позиций и точек зрtния. Неодина­ковы, в частности, взгляды ученых на такие проблемы: происхождение и ста­дии развития религиозных верований в первобытном обществе; монотеизм, политеизм, время возникновения тех или иных религиозных систем; прин­ципы классификации религии и т. д. В истории религии сложились некото­рые методологические принципы, на основе которых упорядочивался соот­ветствующий исторический, этнографический, археологический, лингвисти­ческий и другие материалы, решались дискуссионные вопросы.

В процессе становления методологии истории религии - можно выделить две тенденции: обобщение методологического опыта историков, археологов, этнографов, лингвистов и т.д., применение философской методологии к кон­кретно-историческим исследованиям. Историки в основном описывали приемы работы над источниками, обобщали имеющиеся исторические факты, привлекая их не только из всеобщей истории, но специальных дисци­плин: источниковедения, историографии и т. д. Философы распространяли общие философские положения на определенные области истории религии. Абсолютизация философского знания порой приводила к отрыву методоло­гии истории религии от исторической науки, которая без связи с философией занималась описательством, простым перечислением фактов. Наиболее пер­спективными оказались подходы, синтезировавшие исторический взгляд с философской методологией. Как отмечал известный историк П. Шантепи де ля Соссе: "Наука о религиях имеет своей задачей изучение религий как в их сущности, так и в их проявлениях. Таким образом, она естественно разделя­ется на философию и историю религий. Эти две части находятся друг с дру­гом в самой тесной связи...".

Главным методологическим требованием в исследованиях по истории религии является ее рассмотрение как части истории общества: 1) необхо­димо доказать объективное существование исследуемого объекта, т. е. той или иной религии или совокупности религиозных представлений; 2) выявить по источникам место, время и условия появления объекта; 3) в соответствии с источниками проследить эволюцию объекта; 4) проанализировать характер взаимодействия объекта с другими социальными и историческими явле­ниями, понять его функции и роль в общественно-культурной системе; 5) раскрыть причины исчезновения объекта; 6) рассмотреть влияние, оказанное объектом на ход общественно-исторического развития.

Экономические, социальные, культурные и прочие перемены приводят к смене одной формы религии другой, более соответствующей вновь сложив­шимся условиям. Одновременно общественное развитие определяет широту распространения религии, например, возникнув в Индии, буддизм проникает в иные страны. Смена социальных условий приводит и к тому, что ряд рели­гий отходит на задний план, хотя многие элементы их верований включаются в более поздние религиозные системы. В ходе исторического взаимодействия различных религий образуются синкретические формы верований и культа. Религия, распространяющаяся в новых районах, трансформируется, приобре­тая местные черты. Примером служит так называемый тибетский буддизм (ламаизм). Он сложился в VII-XIV вв. в Тибете и стал синтезом махаяны, ваджраяны и архаического, добуддийского свода верований народов приги­малайского региона.

Для истории развития религии общим правилом является возникновение определенного комплекса религиозных представлений тогда, когда в нем по­являлась объективная необходимость. Если же религия не соответствует спе­цифике региона, она не закрепляется вообще или существует непродолжи­тельное время, уступая место другой. Так, христианство и иудаизм были приняты некоторыми арабскими племенами на Аравийском полуострове, но затем в VI в. вытеснены исламом.

В истории религии существуют разные способы накопления знаний: эм­пирический, систематический, сравнительно-исторический, эволюционный. Эти подходы связаны и взаимодополняют друг друга.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.