Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эволюционизм и релятивизм




Методология истории религии использовала теорию эволюции в каче­стве одной из важных предпосылок своего развития. История человечества начала рассматриваться как поступательное движение по определенным об­щим эволюционным ступеням. Исходные положения этой теории в XVII в. сформулировали И. Гердер, М. Кондорсэ, а в XIX в. она разрабатывалась многими учеными. Сравнительная анатомия и теория эволюции, представ­ленные в работах К. Линнея, Ж. Бюффона, Ж. Кювье и достигнувшие куль­минации в трудах Ч. Дарвина, оказали влияние на развитие эволюционного метода познания не только биологических, но и социальных систем.

Большую роль в развитии идей эволюционизма сыграл этнограф и ан­трополог Э. Тайлор. В своей главной работе "Первобытная культура" он, в частности, разработал метод анализа пережитков. Последний понимался как воспроизведение некоторых стадий развития посредством изучения остатков прошлых институтов, сохранившихся в культуре народа. Согласно Э.Тайлору, во всех обществах древние образцы мышления и поведения су­ществуют независимо от сохранения условий, которые их вызвали. Эти об­разцы служат доказательством ранних стадий развития того или иного явле­ния. Например, стрелы, лук, рогатка, являясь сейчас лишь игрушками, явля­ются свидетельствами образа жизни европейцев в глубокой древности.

Тайлор полагал, что социокультурные явления разных народов в очень многих отношениях имеют значительное сходство. Он выделял похожие ве­рования, мифы, которые можно классифицировать: мифы.солнечного вос­хода, заката, землетрясения и др. Тайлор, считая анимизм "минимумом опре­деления религии", являлся одним из создателей анимистической теории ее происхождения, внесшей серьезный вклад в историю религии.

Крупнейшим эволюционистом XIX в. был Г. Спенсер, которому принад­лежит мысль о том, что религия начинается с культа предков. Это мнение поддерживали Ю.Липперт и Г.Кунов, видевшие в таком культе древнейшую (или одну из древнейших), и притом самую распространенную форму рели­гии. Спенсер считал культ предков одинаково характерным как для патриар­хального, так и для более раннего материнского рода. Культ предков связан со страхом смерти, отсюда представление о душе как живой сущности чело­века; из духа смерти возникли образы сверхъестественных существ в пред­ставлениях всех народов. Согласно Спенсеру, постоянное взаимодействие познаваемого и непознаваемого, аналогия их свойств обусловили эволюцию религии, которая разворачивается параллельно с эволюцией человечества.

Одним из наиболее видных представителей эволюционной антропологии являлся этнограф и археолог Л. Морган. В работах "Системы родства и свой­ства в человеческой семье", "Древнее общество" им исследовалась история первобытного общества, утверждались идеи прогресса и единства историче­ского пути развития народов.

Тогда же на Западе большим влиянием пользовалась так называемая ри­туалистическая школа изучения религии, представленная Дж. Фрэзером, У. Робертсон-Смитом и другими учеными, которая сближала и даже отождеств­ляла миф с ритуалом, видя в первом лишь объяснение обряда. Тесная связь между мифом и ритуалом в первобытном и древневосточных обществах не вызывает сомнения. Некоторые мифы действительно непосредственно вос­ходят к ритуалам, например мифы о воскресающих и умирающих богах. Од­нако есть мифы, независимые от обрядов и вообще не связанные с ними. По данным этнографов и историков в Австралии засвидетельствованы мифы не­ритуальные и ритуалы, лишенные мифического содержания. Известно, что у некоторых групп американских индейцев мифология гораздо богаче сово­купности ритуалов. Это же относится и к Древней Греции, в отличие от Древнего Египта и Месопотамии.

Дж. Фрэзер в своем труде "Золотая ветвь. Исследование магии и рели­гии" развивал концепцию последовательного развития мышления человека, выделяя следующие стадии; магия, религия, наука. Магия - это дорелигиоз­ная стадия, естественная вера человека в самого себя. Фрэзер производил слово "магия" от слова "магу" - могущество, подчеркивая, что подобное зна­чение последнего существует во всех индоевропейских языках. Вслед за ма­гией наступает стадия религии: человек, разуверившийся в собственных си­лах, приписывает их богам или духам. Согласно Фрэзеру, боги не источники этой силы, они только ее носители. Последней стадией является наука, ут­верждающая, что миром управляют естественные законы.

В противоположность эволюционизму и диффузионизму XIX в. под влиянием идей неокантианства в американской антропологии появилось но­вое направление - школа Ф. Боаса и его последователей К. Уисслера, А. Кре­бера и других ученых. В своих исследованиях они исходили из того, что объ­яснение любой культурной системы и религии надо искать не в этапах эво­люции и внешних влияниях, а во внутренней целостности и функциональной, взаимозависимости элементов изучаемой религии и культуры. В своих рабо­тах "Задачи этнологии", "Прогресс в методах обучения", "Эволюция и диф­фузия" Боас заявлял: для изучения всего человечества надо рассматривать каждый отдельный народ в его своеобразии, с осторожностью применяя ме­тод сравнения при анализе тех или иных явлений. Внешне похожие, они мо­гут иметь совершенно различные происхождение и функции. Не всякое сход­ство свидетельствует об исторических связях или заимствованиях; не всегда пригодно объяснение близости культур одинаковостью человеческой пси­хики или сходством географической среды. Конечной целью исследования остается раскрытие общих законов исторического развития. Изучая языки американских индейцев, Боас показал, что диалекты разных племен имеют фонетико-грамматические совпадения, говорящие о смешанности и языков. Много внимания уделял Боас исследованию верований и культовых действий племен Центральной Африки. Этому посвящена его книга "Современная ци­вилизация и примитивная культура". В ней на основе идеи релятивизма он разрабатывал положения об относительности всех моральных критериев и о несравнимости культурных и религиозных ценносей разных народов. Отходя от евроцентристских взглядов, Боас отмечал, что не следует переносить ев­ропейские критерии на характеристику культуры и религии других народов и рас.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 637; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.