КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Православие
Брак. 7. Священство. Это таинство рукоположения в церковный сан, осуществляемое епископами.
С христианской точки зрения принято различать таинство и обряд. Первое имеет божественное происхождение и связано с внутренней духовно-нравственной жизнью человека. У обряда — церковное происхождение, и он направлен на жизнь и деятельность человека в реальном мире и обществе. История становления христианской церкви: Вначале христиане, гонимые властями Римской империи, собирались для своих молитв тайно, под покровом ночи (в память об этом в православной церкви служится Всенощная, т.е. богослужение, которое длилось в древности «всю ночь»). Складывались тексты молитв и песнопений, утверждался единый порядок хода богослужений. Авторами текстов и последовательности важнейших служб выступали, как называют их христиане, Отцы церкви — наиболее авторитетные и заслуженные ее устроители и святые. Среди них Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и др. Они пережили доносы, гонения, странствия, но не только сохранили и укрепили веру, но и заложили основы современной христианской церкви. Были созданы тексты и сценарии главной службы христианской церкви — литургии (с гр. богослужение), которая у католиков называется мессой. Для осуществления богослужений в церкви появились диаконы (букв. служители), епископы (букв. «сверху смотрящие "»), т.е. начала вырисовываться система христианской церковной иерархии (букв. с гр. священной вла сти). Со временем в христианской церкви установились три степени священства: епископат, пресвитерство (пресвитер – «старейший») и дьяконство, сохранившиеся у православных и католиков по сей день. К концу III в иерархия усложняется. Среди епископов выделились 5 церковных иерархов наиболее крупных, а также экономически и политически сильных областей и провинций. Их называли папами (греч. «паппас» – «отец»), митрополитами (от греческого “metropolites” — человек из главного города) и патриархами. Со временем наиболее могущественными и влиятельными стали Римский папа и Константинопольский патриарх.
В первые века христианства зародилось и христианское монашество (от гр. «монос» - «один», «монастырь» - букв. «уединенное жилище»). Находились люди, которые по примеру апостолов отрекались от земных благ, служа делу распространения новой веры. Путь монашества — это путь не для всех, а только для стремящихся к высшей святости и имеющих внутренние силы для ее достижения. Появление монашества относится к IV в., когда некоторые христиане стали удаляться от мира, превращаясь в пустынников, отшельников. Монахами были многие учителя и Отцы церкви. Один из знаменитых отшельников — старец Антоний Великий — жил в Египте в III—IV вв. Он раздал свое имущество и ушел в пустыню, где боролся с искушавшими его демонами, являвшимися в виде диких животных. Прожил Антоний более ста лет. Постепенно возникла и идея коллективного общего жития монахов. Основателем общежитийного монашества был Пахомий, также прозванный Великим. Он создал первый устав коллективной монашеской жизни. В IV в. н.э. огромная Римская империя распалась на две части: Западную и Восточную (Византию). Окончательное разделение произошло в 395 г., однако упадок западной части государства и столицы — Рима начал ощущаться гораздо раньше. История Византии, как вы знаете, имела длинное продолжение (до завоевания ее турками – османами в 1453 г.), а Западная Римская империя пала под ударами варваров в 476 г. Постепенно враждебное отношение римских императоров к христианству стало меняться. Появлялось постепенное осознание новой веры и, что немаловажно, власти увидели в христианстве могучую силу, которую можно поставить себе на службу. Из гонимой христианская церковь превратилась в наиболее авторитетную, господствующую и государственную. Решительный шаг сделал в этом направлении римский император Константин Великий (285—337 гг.). (Большое влияние оказала на Константина его мать Елена. Как рассказывает ее житие, она сочувствовала христианам, совершила поездку в Палестину, разыскала Гроб Господень и Крест, на котором был распят Иисус Христос (в память об этом отмечается праздник Воздвижения Креста Господня). За это Елена была причислена к лику святых.) Константин издал в 313 г. знаменитый Миланский эдикт, уравнивавший в правах христианство и другие религии.
V В православии Константин причислен к лику святых как равноапостольный (т.е. равный по значению апостолам), в католичестве он очень уважаем, но не считается святым. Фактически после правления Константина, при императоре Юлиане (332—363 гг.), несмотря на временную утрату своего влияния (Юлиан пытался реставрировать дохристианскую национальную языческую римскую религию, за что получил от христиан прозвище «отступник»), христианство утвердилось в качестве государственной религии Римской империи, а Византия стала оплотом восточного христианства. С этого времени церковь как организация приобретает относительную самостоятельность и становится обладателем особых интересов по отношению как к верующим, так и государству. Одной из важнейших целей церковной организации становится поддержание и воспроизводство целостности и устойчивости самого института церкви. История Вселенских соборов христианской Церкви: Важнейшим принципом жизни раннехристианской церкви был принцип соборности, т.е. принцип свободного «собирания» множества людей в единый церковный организм. Истоки этой формы восходят к так называемому Апостольскому собору (состоявшемуся в Иерусалиме около 49 г. н.э.). Позднее, начиная со второй половины II в., в практику вошли поместные соборы, на которые съезжались представители клира и мирян какой-либо области или провинции (а также ряда областей) для решения наболевших церковных вопросов. С прекращением гонений на христиан, соборная форма решения этих вопросов достигает полного своего развития. Царствование Константина Великого положило начало Вселенским соборам, созываемым для решения наиболее важных догматических и канонических (церковно-юридических) проблем, касающихся всего христианского мира.
Вселенские соборы собирались в течение IV—XI вв. На них съезжались представители высшего духовенства, делегированные своими церковными общинами. Дальнейшие церковные соборы, начиная с восьмого, происходили в обстановке разногласий между восточной и западной ветвями христианской церкви. После окончательного раскола церковные соборы были уже не всеобщими и созывались только католической церковью (хотя католики считают их вселенскими). Первый Вселенский собор состоялся в г. Никея и называется Никейским (325 г.) по инициативе и под председательством императора Константина. Центральной темой собора была полемика с александрийским епископом Арием (256—336) и его последователями - арианами. Арий утверждал, что Бог-Сын не единосущен Богу-Отцу. Никейский собор осудил учение Ария. Собор установил понимание догмата, в соответствии с которым Бог определяется как единство трех лиц (ипостасей), где Сын вечно рождающийся от Отца, единосущен Отцу, есть истинный Бог и самостоятельная личность. После Никейского собора остался невыясненным вопрос относительно божественности Святого Духа. Поэтому император Феодосий созывает в 381 г. второй Вселенский собор – Константинопольский. На Константинопольском соборе была принята новая редакция Никейского Символа Веры, в частности было решено считать Святой Дух исходящим от Бога. Святой Дух стал полноправной составляющей Святой Троицы. (Святая Троица = Бог-Отец + Бог-Сын + Святой Дух). Арианство стало считаться еретическим учением, т.е. неканоническим, неправильным, отвергаемым большей частью Церкви и ложным по отношению к официальному учению и канону. В итоге появился т.н. Никео-Царьградский Символ веры (краткое изложение основных догматов) – первый догмат христианства, который и по сей день признается православными и протестантскими Церквами. Католическая Церковь имеет расхождение с этим Символом веры.
Никео – Царьградский Символ веры: Христиане, согласно Символу веры, состоящему из 12 членов (частей), верят: 1. В Единого Бога-Отца, Вседержителя, Творца Неба и Земли. 2. В Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рожденного от Бога-Отца (подобно лучу от солнца) и единосущного Отца (т.е. одной природы, одного существа с Богом-Отцом). 3. В то, что Иисус Христос воплотился (принял человеческое тело) от Духа Святого и девы Марии и пришел на Землю ради спасения всех людей. 4. В то, что Иисус был распят при Пилате, страдал и умер как человек и был погребен. Иисус принял страдание за всех людей, за их грехи. 5—6. В то, что Христос воскрес на третий день, а затем вознесся на небеса. Он имеет равное могущество и славу с Богом-Отцом. 7. В то, что Иисус придет на Землю второй раз, чтобы судить живых и мертвых, которые воскреснут. 8. В Духа Святого, который исходит от Бога-Отца и достоин такого же поклонения и славы, как Бог-Отец. 9. В Единую, Святую (освященную Христом, несущую божественную благодать), Соборную (составленную из свободных личностей — людей всех времен и народов), Апостольскую (сохраняющую преемственность от апостолов) Церковь. 10. В таинство крещения и оставление грехов. 11. В будущее Воскресение мертвых. 12. В вечную жизнь после второго пришествия Христа и Страшного суда. Помимо вопросов о тождественности Божеству Лиц Троицы, встали вопросы о том, что означает «человеческое» в Иисусе Христе, как нужно понимать соединение Божества и человечества в нем. На третьем Вселенском соборе – Ефесском (431 г.) – прозвучала критика взглядов константинопольского патриарха Нестория и его последователей – несториан – которые призывали четко разделять в Христе человеческое и божественное, считая божественное в Христе – главным. Но победила точка зрения противников Нестория. На четвертом Вселенском Соборе – Халкидонском (451 г.) – была окончательно определена неверной трактовка природы Христа как преимущественно божественной. Несторианство также было признано ересью. Однако на точке зрения, что в Христе человеческое поглощено божественным продолжала оставаться группа, возглавляемая Константинопольским архимандритом Евтихием и поддерживающим его Александрийским папой и патриархом Диоскором, которые получили название монофизитов (одноестественников). Монофизитство существовало достаточно долго и распалось в последствии на ряд течений. А собор утвердил такую формулировку двойственной природы Христа: «два естества — Божеское и человеческое — соединены во Христе нераздельно и неслиянно». Кроме того, на Халкидонском соборе большое внимание было уделено обоснованию догмата искупления и боговоплощения. Пятый Вселенский собор – II Константинопольский (553 г.) – окончательно признает неразрывность божественной и человеческой природы Христа. На этом соборе Византийский император Юстиниан (527-565 гг.) толкает богословов на провокацию, пытаясь утвердить точку зрения, что Христос был истинным Богом в человеческом обличье. Такое насилие императора раскалывает Церковь: в Византии сильны были позиции монофизитов, вследствие чего более популярной на Востоке считалась именно их точка зрения, что Христос был прежде всего носителем божественных качеств, а в Западной Римской империи придерживались иного взгляда, принятого на Халкидонском соборе – о неразрывном единстве божественного и человеческого в Христе. Шестой Вселенский собор состоялся в 680 г. опять в Константинополе (III Константинопольский собор). Речь на нем опять шла о двойственной природе Христа, и на этом соборе вновь постановили считать природу Христа неразрывно дуалистичной: богочеловеческой. Это позволило Риму продемонстрировать Константинополю свой духовный авторитет. Седьмой Вселенский собор состоялся в 787 г. в Никее (II Никейский собор). Главный объект споров – вопрос об отношении к изображениям Христа. Существовало две противоборствующих группы: иконопочитатели (считали, что иконы символизируют божественное присутствие) и иконоборцы (стремившиеся уничтожить иконы, как объекты суеверного почитания). Этот вопрос был актуален для Византии, но не для Западного христианства. Общий смысл решения этого собора – сохранить иконопочитание. Однако иконоборчество продолжалось и в IX в., а в середине IX века иконоборцы были объявлены еретиками. Был еще и т.н. Восьмой Вселенский собор – IV Константинопольский, который состоялся в 869 г. Впервые в истории Церкви обсуждаются не вопросы догматики и вероучения, а церковно-политические разногласия, которые ставят под сомнение единство Восточной и Западной Церквей. Этот собор должен был подтвердить реальное единство двух ветвей христианской церкви. Но этого не произошло, хотя формально церкви пришли к общим мнениям. Раскола церквей исторически избежать уже было нельзя, ибо главным камнем преткновения между церквами был вопрос о духовном главенстве. Кроме того, сложились отличия в таинствах и обрядах в Западной Церкви (целибат – обет безбрачия для всего духовенства, признание того, что святой дух исходит не только от Бога-Отца (как определялось в Никео-Царьградском Символе веры), а и от Бога-Сына – т.н. «filioque» – «и от Сына», и т.д.) и Церкви Восточной. Окончательный раскол христианской церкви на две ветви – восточную (православие) и западную (католичество) произошел в 1054 г. когда посланник папы римского Льва IX – Кардинал Гумберт – привез в Константинополь буллу папы об отлучении от церкви византийского патриарха Михаила Керуллария, а затем последний, в свою очередь, отлучил от церкви папского легата. Несмотря на то, что папа Павел VI и патриарх Константинопольский Афинагор отменили взаимные анафемы обеих сторон 7 декабря 1965 г. и обе конфессии были официально названы Церквями-Сестрами, раскол между православием и католицизмом сохраняется до сих пор.
Формирование православия происходило в IV – VIII вв., организационная самостоятельность была оформлена в ходе раскола 1054 г. Православие сложилось в восточной части бывшей Римской империи – Византии. Для Византии этой эпохи были характерны замедленные темпы развития феодальных отношений, что наложило отпечаток на религиозную жизнь, в которой закрепляется на многие века верность традиционным формам вероучения и обрядности, неприятие, а иногда и гневное отторжение всех инноваций и нетрадиционных течений. Такая традиционность и ортодоксальность – важные отличительные признаки православия. (Само слово «православие» является переводом, калькой греческого слова «ортодоксия».) Главные социальные особенности православия тоже сформировались под воздействием социально – политической атмосферы Византии того времени: это подчиненность церковных иерархов сильной императорской власти и децентрализация церковного управления. На основе четырех равнозначных религиозных центров – Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима – в Византии образовались четыре самостоятельных православных церкви, возглавляемых патриархами. К началу 1990-х годов число таких церквей достигло 19. Из них 15 церквей имеют статус автокефальных (административно самостоятельных) - (Константинопольская, Александрийская, Антиохийская (Сирия, Ливан), Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Болгарская, Кипрская, Элладская (греческая), Албанская, Польская, Румынская, Чехословацкая, Американская), 4 – автономных (последняя по времени автономизации – Украинская православная церковь, получившая этот статус в 1990 г.) Пределы самостоятельности автономных церквей определяются соглашением с той автокефальной церковью, которая предоставила ей автономию. Главы автономных церквей избираются поместными соборами с последующим утверждением их патриархом автокефальной церкви. Константинопольский патриарх считается вселенским, но ему не предоставлено право вмешиваться в деятельность других православных церквей. Для всех православных церквей общими являются вероучение, культ, каноническая деятельность. Особенности православного вероучения и культа Православное вероучение базируется на двух основаниях: Священном Писании (Библии) и Священном Предании (решения семи Вселенских Соборов IV – VIII вв.; труды «отцов церкви» – крупнейших религиозных авторитетов того времени – Лукиана (220— 312), Кирилла Иерусалимского (315—386), Иоанна Златоуста (347—407) и др.) В православии принята точка зрения, что бесспорным гарантом в понимании Библии, а следовательно, и истинности веры могут быть только традиции или предание, т.е. реальный опыт богопознания, преемственно передаваемый от апостолов через их непосредственных учеников, их преемников и т.д. Один человек, будь то папа, богослов, святой, не может выступать гарантом веры, ибо каждый может допустить ошибку. Священное Предание позволило православию сохранить верность изначальному христианству. Главные положения вероучения православия (догматы) изложены в Никео – Царьградском Символе веры. Все эти догматы православие считает богоданными и не подлежащими никаким изменениям. Отличительной особенностью православия является то, что оно со времени первых семи вселенских соборов не добавило ни одного догмата к своему вероучению, в отличие от католицизма, и не отказалось ни от одного из них, как это имело место в протестантизме. Именно это православная церковь считает одной из главных своих заслуг, свидетельствующих о верности первоначальному христианству. Православие придает догматическое значение всем христианским таинствам и связанным с ними обрядам. Важную роль в православии играет почитание святых. Для православия характерно особо благоговейное почитание икон и креста. Одна из главных опор Православной Церкви – монашество. Монастыри делятся на мужские и женские (отдельно с VII века). Монахини и вообще женщины к священнической деятельности не допускаются.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1252; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |