Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Протестантизм




Протестантизм возник в результате Реформации (лат. reformatio — преобра­зование, исправление) — всесословного движения в ряде европейских стран, на­правленного на преобразование церкви в духе евангельских идеалов и на устране­ние всего того, что в средневековом католицизме реформаторам представлялось отходом от этих идеалов.

Идеологическая подоплека Реформации складывалась на протяжении не­скольких веков. В Англии XIV в появляется учение профессора Оксфордского университета Джона Уиклифа (1320—1384), который требовал подчинения анг­лийской церкви в гражданских делах королю. Уиклиф выступал против поборов римских пап с Англии, усомнился в праве священников отпускать грехи и выда­вать индульгенции, настаивал на приоритете Священного Писания над церковным преданием. Идеи Уиклифа оказали влияние на взгляды профессора Пражского университета Яна Гуса (1369—1415), проповедавшего отказ церкви от богатств и от продажи индульгенций.

Но подлинное начало движения Реформации связано с именем католического священника, профессора теологии Виттенбергского университета Мартина Лю­тера (1483 – 1546), который 31 октября 1517 г. прибил на двери церкви в Виттен­берге “95 тезисов». В них Лютер выдвинул принцип внутреннего раскаяния, ко­торым должна стать вся жизнь христианина, и критиковал учение об индульген­циях, о чистилище, о молитве за умерших и спасении заслугами святых. В после­дующем Лютер отверг папскую власть, особую благодать священства и его по­средничество в спасении, выдвинул требование упростить обрядность, подчинить церковь государям.

От имени Мартина Лютера пошло название одной из ветвей протестантизма – лютеранства.

Вслед за Лютером критику католической церкви продолжил швейцарский теолог Жан Кальвин (1505 – 1564). Он – автор трактата «Наставления в христи­анской вере» (1536), создатель религиозного государства в Женеве в 1540-е – 1560-е гг. («Женевский папа»), основатель Женевского университета, готовив­шего кадры протестантских проповедников для всех европейских стран.

По имени Жана Кальвина названа вторая ветвь протестантизма – кальвинизм.

Существует и третья ветвь протестантизма – англиканство – историческим рождением которого стало провозглашение королем Генрихом VIII Тюдором себя главой независимой от Римского папы английской церкви в 1534 г.

Все три перечисленные направления протестантизма в истории этого течения христианства составляют ранний период – XVI век.

 

Основы вероучения протестантизма:

В каждом из указанных трех направлениях протестантизма существует ряд особенностей, однако и для лютеранства, и для кальвинизма, и для англиканства общими в догматике являются следующие положения:

V Важнейшим догматом большинства конфессий протестантизма является уче­ние об оправдании одной верой в искупительную жертву Христа. Иные способы добиться спасения (обряды, аскеза, богоугодные дела и т.п.) считаются несущественными. Что касается добрых дел, то они явля­ются плодом любви к Богу, проистекающей из веры в евангелие Христа.

V Библия объявляется единственным источником вероучения, причем наи­большим уважением пользуется Новый Завет. Весь комплекс Священного Предания отвергается.

V Отрицается непогрешимость и всевластие Римского папы в вопросах веры, отвергается институт монашества и раздача, а тем более продажа индуль­генций.

V Чрезвычайно важным в протестантизме является принцип всеобщего священ­ства. Всякий христианин, с точки зрения протестантов, в силу крещения получает и посвящение; благодать равно дается всем крещен­ным по вере. Все члены церкви могут играть активную роль в общинах, участвовать в выборных руководящих органах. Общины избирают или призывают специальных служителей — диаконов, пресвитеров, пропо­ведников, благовестников, пасторов, епископов.

V Отрицаются католические догматы о чистилище, о «запасе добрых дел».

V Отрицается роль Церкви как посредника между Богом и людьми.

V Протестантизм выступал за упрощение и удешевление культа, поэтому в протестантизме отрицается почитание икон, святых и святых мощей; из семи христианских таинств признаются лишь два – крещение и причаще­ние (евхаристия). Остальные таинства заменяются простыми обрядами.

V Из религиозных праздников в протестантизме сохранились лишь те, кото­рые связаны непосредственно с Иисусом Христом.

V Основу богослужения составляют чтение Библии и проповедь. Большое зна­чение имеют также индивидуальная и коллективная молитва, пение религиозных гимнов.

 

Лютеранство:

География: протестантизм лютеранского толка является господствующей конфессией в Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии, Эстонии, Латвии. Значи­тельно количество лютеран в США, Германии, Австрии и Венгрии. В настоящее время к нему принадлежит около 75 млн. человек из общего числа в 408 млн. про­тестантов. Всего в мире насчитывается около 200 лютеранских церковных орга­низаций. В 1947 г. создан Всемирный лютеранский союз, который поддерживает около 50 млн. верующих.

Лютеранство признает авторитет Никео-Царьградского Символа веры, имеет свои вероучительные книги — «Аугсбургское вероисповедание» (1530), катехи­зисы М. Лютера, «Книгу согласия» (1580). Еще в 1526 г. создана «Немецкая месса и последование богослужения», переведен на немецкий язык молитвенник с ри­туалом крещения. В лютеранстве сохраняется епископат, особое посвящение в духовный сан (ординация), литургия. В лютеранских церквях – кирхах - нет икон, но сохранены распятие, облачения духовенства и алтарь.

Отрицаются: целибат; необходимость добрых дел и пожертвований в пользу церкви; богослужение на латыни (оно проводится на национальном языке).

В лютеранстве разрешено занимать выборные церковные посты женщинам.

 

Кальвинизм:

География: кальвинизм является господствующей конфессией в Нидерлан­дах, Шотландии, ЮАР. Сильны позиции кальвинистов в Швейцарии, Франции, ФРГ и США, Канаде и Австралии. Общее число кальвинистов на Земле – около 40 млн. человек, кальвинистских организаций – около 190.

В отличие от лютеранства в кальвинизме нет общеобязательного Символа веры, единственным источником вероучения считается Библия. Авторитетными для теологов и проповедников остаются написан­ные Кальвином «Наставления в христианской вере» (1536—1559), в которых систематизируются идеи Лютера и других реформаторов, «Церковные установления» (1541), «Женевский катехизис» (1545) (катехизис – от греч. “наставление”, “поучение” – краткое изложение вероучения в форме вопросов и ответов), а также «Шотландское вероисповеда­ние» (1560), «Вестминстерское исповедание веры» (1547) и др.

Особенности догматики и культа: большое значение в кальвинистском веро­учении имеет доктрина об абсолютном предопределении, избранности, со­гласно ни своей верой, ни своими поступками человек не может ничего изменить в своей судьбе после смерти, ибо Бог согласно своей воле заранее предопределил, кому быть избранным и спастись после смерти, а кому быть осужденным и обре­ченным на вечные муки. Свидетельство избранности человека – профессиональ­ные успехи и материальное благосостояние.

Из догмата о предопределении вытекает проповедь мирского аскетизма в личной жизни – обязательное посещение всеми церкви и соблюдение жестких нравственных требований, призывов не лениться, не расточать средства на себя, а пускать их в оборот. Кальвинист должен верить, что успех в предприниматель­стве может рассматриваться как свидетельство возможной избранности.

В культовой практике запрещены почти все внешние атрибуты культа (ал­тари, иконы, свечи, крест). Крещение и причащение рассматриваются как симво­лические обряды. Проповедь является центральным элементом богослужения, ко­торое включает также пение псалмов и молитв.

Англиканство:

Англиканство распространено в Великобритании, Шотландии, Канаде, Авст­ралии, Новой Зеландии, ЮАР, частично в Индии и США. Общее число последо­вателей англиканства на Земле – около 68 млн. человек. В англиканстве имеется 25 автономных церквей и церковных организаций.

Англиканство – некий средний путь между католицизмом и континенталь­ным европейским протестантизмом.

«Актом о единообразии» в 1549 г. была введена англиканская литургия, из­ложенная в «Книге общих молитв». В 1571 г. был утвержден англиканский Сим­вол веры, так называемые «39 статей».

Основы догматики и культа: англиканство сочетает католический догмат о спасающей силе Церкви и лютеранский догмат о спасении личной верой. Сохра­нена церковная иерархия: архиепископы, епископы, священники, диаконы. Епи­скопат назначается монархом по рекомендации правительства. Главой англикан­ской церкви считается король Великобритании. Священнослужители англикан­ских церквей могут состоять в браке. В последнее время к священству допуска­ются и женщины.

Период позднего протестантизма приходится на XVII – XIX вв. и характе­ризуется появлением огромного множества сект. Рассмотрим наиболее известные и многочисленные из них:

Баптизм

Баптизм стал одной из самых многочисленных конфессий протестантизма. Членами баптистских общин являются около 35 млн. человек, а с детьми, моло­дежью и «друзьями» («приближенными») последователи баптизма насчитывают свыше 75 млн. человек. С 1905 г. численность баптистов в мире увеличилась в пять раз. Баптистские церкви существуют более чем в 122 странах. Наиболее крупные организации созданы в США. В 1905 г. на первом конгрессе в Лондоне образован Всемирный союз баптистов. В России баптизм начал распространяться со второй половины XIX в. В Башкортостане баптизм известен с 80-х гг. XIX века.

Баптистские общины возникли в начале XVII в., первым английским бапти­стом считается Джон Смит (1554—1612), в общинах было введено крещение взрослых погружением. С этим связано и название конфессии, которое происхо­дит от греч. «baptizo ” — «погружать в воду, крестить». Крещение рассматрива­ется баптистами как акт сознательного обращения к вере, духовного возрождения. Кандидаты в члены общины допускаются к нему лишь после испытательного срока и покаяния на молитвенном собрании. Только принявшие водное крещение считаются полноправными членами общины.

Особенности: церковь в баптизме – самоуправляющаяся община верующих, независимая как от светских, так и от других баптистских организаций; духовен­ство отсутствует – принцип всеобщего священства; преобладает верность кальви­нистскому догмату о предопределенности; баптизм требует от своих последова­телей активной миссионерской деятельности по распространению христианства; единственным источником вероучения является Библия, особенно морально – на­зидательные аспекты Нового Завета; строгое соблюдение христианских нравст­венных норм; отвергается почитание креста, крестного знамения, священнических одежд.

 

Пятидесятники

Движение возникло в США в конце ХIХ - начале ХХ вв., откуда распростра­нилось в другие страны.

В основе религиозных взглядов этой конфессии лежит изложенный в новоза­ветной книге «Деяние апостолов» (2:1—18) рассказ о сошествии на апостолов Святого Духа на пятидесятый день после Пасхи. Последователи этого движения утверждают, что каждый истинный христианин может получить видимые дары Святого Духа: способность к пророчеству, исцелению больных, говорению на иных языках (глоссолалия) и т.п.

Пятидесятники близки по своему вероучению и обрядности к баптизму, но подчеркивают мистическое общение с Богом и «крещение Святым Духом». Они верят, что освятившийся человек может стать органом сошедшего на него Свя­того Духа, т.е. Святой Дух может вселиться в каждого, если он того заслужил. Та­кое «вселение» обеспечивает, якобы, бессмертие.

Сейчас пятидесятников насчитывается около 50 млн. человек. Много после­дователей этого движения в Латинской Америке, есть его последователи и в Рос­сии. С 1947 г. существует Всемирная пятидесятническая конференция.

 

Методизм

Возник в Англии в первой четверти XVIII в. Его основателями были братья Уэсли: Джон (1703 – 1788) и Чарльз (1707 – 1788). Организационно оформился в 1744 г., формально отделился от англиканства в 1795 г. В 1881 г. появился цен­тральный орган методизма – Всемирный методистский совет. В настоящее время насчитывается около 33 млн. последователей методизма, из которых ок. 17 млн. – американцы. Общины методистов есть в Великобритании, Австралии, Южной Корее и России.

Название возводят к методическому соблюдению христианских предписаний и к новым методам проповеднической деятельности.

Особенности догматики и культа: основа вероучения – упрощенное вероуче­ние англиканства – сокращено количество статей Символа веры с 39 до 25; ут­верждается, что все люди при рождении получают дар благодати, позволяющий им ответить на призыв Божий и вступить на путь спасения; особое внимание уде­ляется миссионерской деятельности и ее новым формам: проповеди под откры­тым небом, в работных домах, тюрьмах и т.п.; принцип спасения верой соединя­ется с учением о добрых делах.

Из форм богослужения признаются совместные песнопения и проповеди 1 раз в неделю.

 

Адвентизм

В начале 30-х годов XIX в. в США от баптизма отделилось религиозное те­чение адвентистов (лат. adventus — пришествие). Проповедник Уильям Миллер (1782—1849) летом 1831 г. объявил, что вычислил дату второго пришествия Христа — 21 марта 1843 г. Несмотря на то, что пророчество не сбылось, учение о близком втором пришествии Христа – центральный догмат адвентизма. Во время второго пришествия Христа, по мнению адвентистов, мир будет уничто­жен, а для верующих будет создана новая земля.

В XIX веке адвентизм распался на ряд течений, наиболее крупным из кото­рых стало движение «адвентистов Седьмого дня». Ведущим деятелем этого дви­жения стала Эллен Уайт (1827 – 1915), разработавшая догматы АСД.

Догматы АСД: соблюдение святости субботы – запрет на работу, приготов­ление пищи и т.д.; отрицание бессмертия души (душа умирает и воскресает вме­сте с телом. Адвентисты утверждают, что каждый человек «записан» у Бога, ко­торый может его воскресить. Воскрешенные праведники получат вечную жизнь сначала в тысячелетнем царстве Христа на небе, а потом на обновленной земле, тогда как грешники будут воскрешены для того, чтобы после Страшного Суда подвергнуться вместе с сатаной окончательному уничтожению); «санитарная ре­форма» – пищевые запреты (запрет свинины, табака, алкоголя, кофе, ряда меди­каментов), а также запрет любых развлечений.

Санитарная форма, которая, по мнению адвентистов, должна подготовить тело человека к воскресению, означает запрет на потребление свинины, чая, кофе, табака, алкоголя, на использование ряда медикаментов.

Общины АСД, насчитывающие в настоящее время около 5 млн. человек, ор­ганизованы в международном масштабе. Они возглавляются Генеральной конфе­ренцией АСД (с 1863 г.).

Свидетели Иеговы

В 1872 г. в США возникло «Международное общество исследователей Биб­лии». Его руководители, в первую очередь Чарльз Рассел (1852 – 1916), после первой мировой войны провозгласили, что «второе пришествие Христа» уже свершилось в 1914 г., но незримо. В 1931 г. они объявили о создании «Общества свидетелей Иеговы».

Вероучение Свидетелей Иеговы значительно отличается от других конфес­сий христианства: отрицается Троица и создается учение о единственном Боге — Иегове; Христа Свидетели Иеговы считают высшим сверхъестественным суще­ством, сотворенным Богом. После своего воплощения в человеческий образ и воскресения Христос, объединяя 144 тысячи избранных — «Свидетелей Иеговы», готовит на земле войну с восставшим против Бога Сатаной. Свидетели Иеговы предрекают близкую решающую битву Иеговы против сил Сатаны — «Армагед­дон», в результате которой дьявол и его сторонники, к которым относятся и все, кто не разделяет взглядов Свидетелей Иеговы, погибнут, а Свидетели Иеговы бу­дут жить в новом мире — едином теократическом государстве во главе с Хри­стом.

«Свидетелей Иеговы» сейчас насчитывается около 4 млн. человек. Их жур­налы «Сторожевая башня», «Пробудитесь!» и другие издаются на многих языках большими тиражами. Штаб-квартира этой организации, имеющей ответвления во многих странах мира, находится в Бруклине (предместье Нью-Йорка, США). Группы «свидетелей Иеговы» есть и в нашей стране (около 40 тыс. человек).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 659; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.