Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос: Гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина: понятие, виды, правовое закрепление




Для каждого человека очень важно не только закрепить в Конституции РФ его права и свободы, но и обеспечить их осуществление. Для претворения в жизнь прав и свобод человека необходимо создать благоприятные условия, обеспечить охрану и защиту прав и свобод. Решать эти задачи призваны гарантии прав и свобод человека.
Гарантии прав и свобод – это условия, средства, меры, направленные на обеспечение практического их осуществления, охрану и защиту43. Или, иными словами, гарантии в юридической сфере есть условия, обеспечивающие беспрепятственное осуществление прав и свобод граждан, составляющие механизм их эффективной реализации.
Выделяется несколько групп гарантий прав и свобод: правовые, экономические, политические. В числе правовых гарантий следует отметить правовые нормы, нормативные акты, которые устанавливают порядок реализации прав и свобод, предусматривают меры по их охране и защите, ответственность за их нарушение. Конституция РФ большое значение уделяет правовым гарантиям прав и свобод человека.
Гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45 Конституции РФ). Закрепленоправо каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45 Конституции РФ). Таким образом, каждый может использовать все виды обжалования, обращение в суд, к общественности, использовать средства массовой информации, создать комитет в свою защиту, провести пикетирование.
В числе правовых (юридических) гарантий прав и свобод важное место занимает судебная защита,она гарантируется каждому (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ). Конституция РФ устанавливает, что решения и деяния должностных лиц, органов государственной власти и т. д. могут быть обжалованы в суд (ч. 2 ст. 46 Конституции РФ). Порядок реализации указанной гарантии определен в Законе РФ от 27 апреля 1993 года «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» с изменениями и дополнениями от 14 декабря 1995 года44.
Если исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты, то каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ).
В январе 1996 года был подписан протокол о присоединении России к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ), в соответствии с которым Россия взяла на себя обязательства по обеспечению пользования основными гражданскими и политическими правами, закрепленными в ЕКПЧ, российскими гражданами. Более того, Российская Федерация признала абсолютную юрисдикцию Европейского Суда по правам человека, решения которого являются обязательными для исполнения всеми органами государственной власти в России.
После того как Россия ратифицировала ЕКПЧ, российские граждане получили возможность обращаться в Европейский Суд в Страсбурге с жалобой на действия властей всех уровней, если те каким-либо образом нарушают права и свободы человека, закрепленные в Конвенции. Необходимо отметить, что суд будет принимать к своему рассмотрению лишь те заявления, в которых правонарушения имели место после даты ратификации ЕКПЧ российским парламентом. Кроме того, истец должен исчерпать все средства судебной защиты внутри страны вплоть до обращения в Верховный Суд РФ.
В целях обеспечения эффективной защиты интересов Российской Федерации при рассмотрении дел в Европейском Суде по правам человека Президент РФ учредил должность Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека.
В ч. 1 ст. 48 Конституции РФ закреплено право на юридическую помощь. Причем в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
В Конституции РФ имеется положение об охране законом прав жертв преступлений и злоупотреблений властью (ст. 52). Государство обеспечивает людям этой категории доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Также ст. 53 Конституции РФ предусматривается право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти или их должностных лиц. Важная гарантия прав и свобод человека связана с установлением Конституцией РФ презумпции невиновности, которая раскрывается в ст. 49 Конституции РФ. В Конституции РФ закреплены также другие гарантии прав и свобод человека, направленные на обеспечение гуманного и справедливого применения мер юридической ответственности, отражены права участников уголовного и гражданского процессов:
– право осужденного за преступление на пересмотр приговора вышестоящей судебной инстанцией в порядке, установленном законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания (ч. 3 ст. 50);
– принцип единственной уголовной ответственности за одно и то же преступление (ч. 1 ст. 50);
– недопустимость при осуществлении правосудия использования доказательств, полученных с нарушением закона (ч. 2 ст. 50).
Конституция РФ содержит важные правила о действии законов, устанавливающих юридическую ответственность, ограничения прав граждан:
– закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (ч. 1 ст. 54); никто не может нести ответственность за деяния, которые в момент их совершения не признавались правонарушениями (ч. 2 ст. 54). Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Конституция РФ предусматривает освобождение отдельных лиц от обязанности давать свидетельские показания в некоторых случаях: никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом (ч. 1 ст. 51). Кроме того, законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.
В Российской Федерации введен институт Уполномоченного по правам человека. Согласно мировой практике деятельность Уполномоченного по правам человека состоит в оперативной защите личности от злоупотреблений должностных лиц и государственных органов2. Эта должность позволяет выделить общие недостатки деятельности государственных органов, главным образом органов исполнительной власти, обобщить типичные нарушения прав личности, предложить пути их устранения.
Функцию гарантии прав и свобод человека и гражданина реализует Президент РФ (в соответствии с ч. 2 ст. 80 Конституции РФ) как в своей личной деятельности, так и инициируя законы, издавая указы, направленные на защиту правового положения личности в целом, а также отдельных групп населения. С целью усиления гарантий соблюдения прав граждан Российской Федерации образован Совет при Президенте РФ по содействию развитию института гражданского общества и правам человека3.
При Президенте РФ создано Управление Президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан4.

10 вопрос: Институт Уполномоченного
по правам человека в РФ.

В обеспечении гарантий прав и свобод человека и гражданина важную роль призван играть Уполномоченный по правам человека в РФ.
Во многих зарубежных странах аналогичный институ народного защитника (омбудсмена) в различных формах существует уже в течение длительного времени.
Впервые должность парламентского уполномоченного появилась в 1809 г. в Швеции. Через сто с лишнем лет (с 1920 г.) этот институт начал функционировать в Финляндии, с 1945 г. – в Дании и Норвегии.
В РФ институт омбудсмена трансформировался в институт Уполномоченного по правам человека. Институт Уполномоченного по правам человека в российском нормотворчестве впервые получил юридическое закрепление в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 года Верховным Советом РСФСР по предложению Президента РСФСР Б.Н. Ельцина.
Дальнейшее свое закрепление институт Уполномоченного по правам человека получил в Конституции РФ 1993 года, где п. «д» части 1 ст. 103 Конституции относил к ведению Государственной Думы назначение и освобождение от должности Уполномоченного, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом.
Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» был принят Государственной Думой РФ 25 декабря 1996 г. и вступил в силу 4 марта 1997 г.
Федеративный характер устройства РФ предполагает, что в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта РФ может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ.
Должность Уполномоченного по права человека в РФ учреждена в соответствии с Конституцией РФ и на основании Федерального конституционного закона «Об уполномоченном по права человека в РФ» в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами МСУ и должностными лицами. Уполномоченный по правам человека независим и неподчинен каким–либо гос. органам и должностным лицам. Введение чрезвычайного или военного положения на всей территории РФ или на ее части не прекращает и не приостанавливает деятельность Уполномоченного и не влечет ограничения его компетенции.
Уполномоченный по права человека обладает неприкосновенностью в течение всего срока полномочий и не может быть привлечен к судебной ответственности, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия Государственной Думы, кроме случаев задержания на месте преступления.
На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином РФ, не моложе 35 лет, имеющий познания в области прав и свобод человека и гражданина, а также опыт их защиты. Закон не устанавливает такого квалификационного требования, как наличие юридического образования. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вносить в Гос. Думу Президент РФ, Совет Федерации, депутаты Гос. Думы, а также депутатские объединения в Гос. Думе в течение месяца до дня окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного по правам человека.
Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Гос. Думы, тайным голосованием.
Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет с момента принесения присяги. Его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь избранным Уполномоченным по правам человека.
Истечение срока полномочий Государственной Думы, а также ее роспуск не влекут прекращения полномочий Уполномоченного по правам человека в РФ.
Одно и тоже лицо не может быть назначено на эту должность более чем на два срока подряд.
Уполномоченный по правам человека может быть досрочно освобожден от занимаемой должности в следующих случаях:

  • нарушение им статьи закона о деятельности, несовместимой с его статусом;
  • после вступления в законную силу обвинительного приговора суда в его отношении;
  • ввиду длительной (не менее 4-х месяцев подряд) неспособности исполнять обязанности по состоянию здоровья или иным причинам;
  • подача заявления о сложении полномочий.

Новый Уполномоченный назначается в течение двух месяцев со дня досрочного освобождения от должности предшественника.
Основными направлениями деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ являются:
1) рассмотрение жалоб и обращений о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, принятие мер по их восстановлению;
2) анализ законодательства РФ в области прав человека и гражданина, подготовка рекомендаций по его совершенствованию и приведению в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
3) развитие международного сотрудничества в области прав человека;
4) правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, фом и методов их защиты;
5) подготовка ежегодного доклада о своей деятельности и направление его Президенту РФ, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и Генеральному прокурору РФ;
6) направление в Государственную Думу специальных докладов по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в РФ и т.д.
В законе закреплено положение о том, что Уполномоченный рассматривает жалобы граждан только в случае, если ранее гражданин обжаловал эти решения или действия (бездействия) в судебном или административном порядке, но не согласен с принятым решением. Данное ограничение является необходимым и направлено на то, чтобы сделать новый институт жизнеспособным, т.к. отказ от подобного ограничения может обрушиться лавиной обращений граждан к Уполномоченному, что парализует него деятельность.
По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе осуществлять ряд действий:
1. Обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных прав и свобод, а также лично или через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах.
2. Обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного лица, нарушившего права и свободы человека и гражданина;
3. Обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи.
4. Изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протест, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора.
5. Обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод законом, применимым или подлежащим применению в конкретном деле.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 4457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.