Одним из самых древних институтов человеческого общества является институт выборов. Определенная форма выборности существовала уже в родовом обществе, в рабовладельческих обществах Греции и Рима выборы также представляли собой важнейший принцип государственности. В феодальном обществе определенные элементы выборности имели существенное значение, особенно сословные выборы в городах. Но важнейшее значение выборы приобрели с развитием капиталистических общественных отношений и появлением республиканской формы правления. Образованный на основе всеобщего избирательного права высший представительный орган – парламент – наиболее адекватно отвечал общественным отношениям нового капиталистического строя. Уже в этот период избирательная кампания активно использовалась как эффективный инструмент политической борьбы, как показатель популярности тех или иных политических групп и их представителей1. Политические выборы в современном их понимании стали проводиться в буржуазном обществе. Идея таких выборов впервые была высказана в армии Кромвеля в ходе Английской буржуазной революции в ХVII веке. Компромиссный характер революции не позволил не только решить, а даже поставить этот вопрос на сколько-нибудь реальную основу. Спустя сто с лишним лет новые силы победили во Франции, что нашло юридическое отражение в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой в 1789 году. В ней сформулирован принцип свободных выборов, прошедший сложную временную трансформацию. В большинстве современных государств выборы являются неотъемлемым элементом общественно-политической жизни и представляют собой основную форму волеизъявления населения, форму реализации народного суверенитета как одного из основных конституционных принципов. Выборы – это способ формирования соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления, а также способ занятия определенных государственных должностей, обеспечивающий представительный характер выбираемым органам и лицам. Участие в выборах представляет собой важнейшее средство, с помощью которого избиратели имеют право и возможность осуществлять контроль (прямо или косвенно) за формированием и деятельностью как законодательных, так и исполнительных органов власти, органов местного самоуправления, определенной категории должностных лиц, получающих свой пост в результате выборов2. Отметим, что коллегией управомоченных лиц, как правило, избираются: в ряде стран – президент (членами парламента); премьер-министр (членами парламента); судьи высших судов; генеральный прокурор; иные должностные лица. Также с помощью выборов обычно: формируются ученые советы вузов; избираются ректоры; избираются руководящие органы политических партий, коммерческих и общественных организаций, иные органы и руководители3. В Конституции Российской Федерации обозначена конституционно-правовая формула взаимоотношений между демократией как политической формой организации государственной власти и выборами как институтом, обеспечивающим одно из направлений непосредственного участия граждан в управлении делами государства: это положения, отнесенные к основам конституционного строя и касающиеся политических прав и свобод граждан, государственной правосубъектности общества, согласно которым единственным источником власти в России является многонациональный народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления4. Выборы – важнейший институт организации и функционирования публичной власти в современных политических обществах. Они составляют новую проблемную область и сферу профессиональной деятельности. В современной науке феномен власти вообще и выборной власти в частности осмысливается представителями самых различных профессий и прежде всего юристами, историками, политологами и политиками. Каковы же основные цели выборов? C учетом зарубежного и отечественного опыта к ним относятся: а) придание государственным и иным органам, должностным лицам легитимности (законности); б) смена политического курса (например, избрание левой партии после длительного правления правых); в) смена конкретных лиц у власти при сохранении политического курса (в 1990 г. руководством правившей в Великобритании консервативной партии было решено сменить лидера: вместо М. Тэтчер был избран более молодой Д. Мэйджор, который продолжил ее политику); г) определение ориентиров на будущее (всенародные выборы – это, как правило, и общенациональная дискуссия о дальнейших путях развития); д) селекция лидеров (в ходе выборов воспитываются и выдвигаются наиболее подходящие для осуществления указанных функций личности и отсеиваются неподходящие); е) определение конкретной личности из нескольких кандидатов, которая будет занимать государственную должность5. Современное понятие выборной демократии и избирательного законодательства как системы государственно-правовых институтов, основанных на политическом волеизъявлении граждан и регулирующих их участие в избирательном процессе, отличается от представлений, выработанных в прошлом. Новое избирательное право составляет значительную по своему объему и воздействию область юридических действий, правил и процедур, обеспечивающих политическую ротацию и передачу власти по итогам регулярно проводимых выборов.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление