Вопрос: Порядок роспуска Государственной Думы Президентом РФ.
С принятием Конституции РФ 1993 года впервые был введен институт роспуска Президентом РФ одной из палат Федерального Собрания – Государственной Думы. Это было вызвано необходимостью установления конституционного механизма разрешения таких ситуаций, когда разногласия между законодательной и исполнительной ветвями власти не могут быть преодолены путем выработки согласованных позиций. Порядок роспуска Государственной Думы предусмотрен ст. 109 Конституции РФ. Президент РФ может распустить Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных ст. 111, 117 Конституции РФ: – после трехкратного отклонения Государственной Думой кандидатур Председателя Правительства РФ, представленных Президентом РФ (ч. 4 ст. 111); – в случае, если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ (до этого срока Президент РФ должен не согласиться с решением Государственной Думы о выражении первоначального недоверия Правительству РФ) (ч. 3 ст. 117); – при отказе Государственной Думы в доверии Правительству РФ, если его Председатель лично поставил вопрос о доверии к Правительству РФ (ч. 4 ст. 117). В последних двух случаях Президент РФ может не распускать Государственную Думу, а объявить об отставке Правительства РФ. Если Президент РФ распускает Государственную Думу, то он назначает дату выборов так, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через 4 месяца с момента ее роспуска. Вместе с тем Государственная Думане может быть распущена: – в течение года после ее избрания по основаниям, предусмотренным ст. 117 Конституции РФ (отказ в доверии Правительству или повторное в течение 3 месяцев выражение недоверия Правительству); – с момента выдвижения палатой обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации; – в период действия на всей территории России военного или чрезвычайного положения; – в течение 6 месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ. Следует отметить, что роспуск Президентом РФ Государственной Думы является крайней и нежелательной мерой преодоления разногласий между законодательной и исполнительной ветвями власти.
Законодательная деятельность Федерального Собрания РФ закрепляется в Конституции РФ (ст. 103-108), регламентах его палат, соответствующих федеральных законах. Законодательный процесс представляет собой порядок рассмотрения, принятия и обнародования законов и включает в себя несколько стадий. 1. Законодательная инициатива Согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Внесение названными субъектами законопроекта означает обязанность соответствующего органа рассмотреть его по существу. Отдельные категории законопроектов, касающихся финансовой сферы деятельности государства, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ. Ч. 3 ст. 104 Конституции РФ относит к этой группе следующие законопроекты: о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты; о выпуске государственных займов; об изменении финансовых обязательств государства; предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. Реализация права законодательной инициативы знаменует собой начальную стадию законодательного процесса. 2. Обсуждение законопроекта в Государственной Думе Рассмотрение проектов законов, внесенных в Государственную Думу, осуществляется в трех чтениях, если Государственной Думой применительно к конкретному законопроекту не будет принято другое решение. В рассмотрении законопроектов участвуют комитеты палаты, которые работают над ними между чтениями. 3. Принятие закона Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (ч. 2 ст. 105 Конституции РФ). Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством (не менее 2/3 от общего числа) депутатов Государственной Думы (ч. 2 ст. 108 Конституции РФ). Текст закона, принятого Государственной Думой, в течение 5 дней направляется в Совет Федерации. 4. Рассмотрение и утверждение Советом Федерации принятого Государственной Думой закона Если федеральный закон рассмотрен и за него проголосовало больше половины от общего числа членов Совета Федерации, то он считается одобренным. Если Совет Федерации отклонит федеральный закон, то обе палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. Если же в течение 14 дней федеральный закон, принятый Государственной Думой, не рассматривается в Совете Федерации, то он считается одобренным этой палатой (ч. 4 ст. 105 Конституции РФ). В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Статья 106 Конституции РФ предусматривает ряд вопросов, по которым принятые Государственной Думой федеральные законы подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации. Федеральный конституционный закон будет считаться принятым Советом Федерации, если получит одобрение большинством (не менее 3/4 голосов от общего числа) ее членов. Принятый федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. С этого момента наступает пятая стадия законодательного процесса. 5. Подписание и обнародование закона Президента РФ Это заключительная стадия законодательного процесса, которая детально рассматривается и закрепляется в ст. 107 Конституции РФ. Отметим лишь, что обнародование закона имеет важное значение, ибо неопубликованные законы не имеют юридической силы, т. е. не применяются (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ). В соответствии с Федеральным законом РФ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 года7 опубликование указанных актов осуществляется в«Российской газете», «Парламентской газете» или «Собрании законодательства РФ». Также указанные акты могут быть официально опубликованы в иных органах печати, доведены до всеобщего сведения по телевидению, радио, переданы по каналам связи, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям учреждениям, организациям. Таковы в общих чертах особенности законодательного процесса в Российской Федерации.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление