Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К ост ю м 1870 — 189 0 гг




 

Н а протяжени и 70 — 80- х годо в происходя т дальней ш и е стандартизаци я и стабилизаци я м у ж с к и х к о с т ю м о в и рас ш ирени е ассор ти м ент а н о на з начени ю (рис. 122). И з м енения, диктуе мы е мо дой, каса ю тс я частностей. У си ленн о развиваетс я промы ш ленно е м ассово е производств о м у ж ско й оде ж д ы, которо е к кон ц у век а окончательн о в ы тес няе т индивидуаль ное.

В ж е н с к о м к о с т ю м е происходи т очере д - но е изменени е силуэта, дальней ш е е обога щ ени е ассорти м ент а тка не й и роско ш но го, дорогог о белья.

Я рко е описани е пы ш но г о великолепи я тка ней, кру ж ев, бель я в о Ф ранци и этог о период а дае т Э. Зол я в свое м роман е «Д а м ско е счастье»:

«Сн ачал а бр ы зга м и падал и блестя щ и е атласн ы е тка н и и нежны е ш елка: атла с а-л я рэн, атла с ренессанс, с и х перламутровым и переливам и кл ю чево й вод ы; легки е кристальн о прозрачны е ш елка — «Зеле ны й Н ил», «И ндийско е небо»,

«М айска я роза», «Голубо й Д унай». З а ним и

следовал и боле е плотны е тка ни: атла с м ер - вейё, ш ел к д юш е с — он и б ы л и боле е тепл ы х то но в и спускалис ь вни з нарас та ющ им и вол нами. Вни з у ж е, точ н о в ш ироко м бассейне, дре м ал и тя ж ел ы е узорчат ы е тка ни, да м а, пар ча, в ыши т ы е и затка нны е ж е мч уго м ш елка; он и покоилис ь н а дне, окру ж енн ы е бархато м — черн ым, бел ым, цветным, тис ненны м н а ш елк у ил и атласе»*. И далее: «Вы ставк а летни х ш ел ков, располо ж енна я в центр е отдела, осве щ ала, словн о восходя щ е е солнце, вес ь за л сияние м зар и и переливалас ь са мым и нежным и цветам и радуг и — бледно-розов ым, светло- ж елт ым,

 

*3ол я Э. С обр. соч. в 20-т и т. Т. 9. М,, 1963, с. 126.


ясно-голуб ым. Ту т б ы л и ф уляр ы прозрачне е облака; с ю р а — легч е пуха, летя щ ег о с деревь ­ ев; атласист ы е китайски е ш елка, напомина ю щ и е нежну ю ко ж у китайски х деву ш ек. Был и

ту т и японски е понже, индийски е т ю сор ы и кора, н е говор я у ж е о легки х ф ранцузски х ш елках, полосатых, в м елку ю клетк у и в цве точка х всевоз можны х рисунков, — ш елках,

в ы з ы вав ш и х мы сл ь о да м а х в платья х с обор ками, в ыш ед ш и х м айски м утро м погулят ь по д раскидист ым и деревья м и парка*. «Вокр у г колонн... спускалис ь волн ы м ехельнски х и ва-. лансьенски х кру ж ев... Н а все х прилавках... блистал а сне жн а я белизн а испански х блонд, легких, ка к дуновени е ветерка, бр ю ссельски х

*3ол я Э. С обр. соч. в 20-т й т. Т. 9. М., 1963. с. 294.


 

 

12 4

 

аппликации, с крупн ым и цветам и н а то нко й основе, кру ж е в ручно й работ ы и кру ж е в вене цианских, с боле е тя ж ел ы м рисунко м алансон - ски х и бр ю ггских, блистав ш и х царственны м и поистин е церковны м великолепие м»*.

И з м еняетс я ф орм а каркасно й основ ы платья.

О кругл ы е пы ш ны е ф орм ы кринолин а за м еня ю тс я узко й в боках, прямо й ю бко й с турнюром ниж е лини и тали и спинки. П лать е состои т и з гладкого, облега ющ ег о ли ф а с длинн ым и рука ва ми, прямо й длинно й ю бки, с драпированн ы м ил и зало ж енн ы м байтов ым и складка м и полот ни щ е м н а спинк е — треном. Тре н об ы чн о -дра пировалс я н а тур н ю ре, ниж е заклад ы валс я складка ми, иногд а скрепляяс ь тесь мо й с изнан ки. В боков ы х ш ва х ю бк а мо гл а б ы т ь сосборе - на. П овер х основно й ю бк и п о кра ю ли ф а при ш ивалас ь верхня я ю бка, котора я драпировалас ь сперед и ил и н а боках, отдел ы валас ь кантами,

в ыши вкой, плиссировкой, кру ж ево м, бантами. С зад и он а б ы л а короч е и разрезалас ь посере дине, откр ы ва я пы ш ны й тре н. Ж енска я фи гура, стянута я длинн ы м корсетом, стройна я и изя щ ная, ассоциировалас ь с образо м русалки.

Э то т ж енски й кост ю м б ы л очен ь декоративен,

в не м одновременн о использовалис ь тка ни, раз ны е п о цвет у и ф актуре, мно гообраз ны е отдел к и и укра ш ени я (рис. 123).

Ум ень ш ени е объемо в плать я вводи т в мо д у

боле е удобну ю и практичну ю верхн ю ю оде ж д у

(рис. 124, слева), за м еня ющ у ю кругл ы е ротон

д ы пред ш еству ющ ег о период а (рис. 124, спра - ва)

К конц у 70- х годо в в мо делировани и кост юм а появля ю тс я новы е иде и и образ ы. Во з никае т интере с к народном у кост юм у, к восточн ы м

 

*3ол я Э. С обр. соч. в 20-т и т. Т. 9. М., 1963, с. 483..


 


 

 

12 5

 

 

 

ф ормам. Вп ерв ы е предлага ю тс я мор ски е мо ти в ы. Н о ка к и пр и заи м ствовани и худо ж ествен ны х стиле й про ш лого, в использовани и эти х иде й н е б ы л о худо ж ественно й цельности: на - родн ы й орнамен т в ыши вк и м еханическ и пере носилс я н а мо дно е платье; в «мор ских» кост ю м а х ярка я синя я тесь м а, двубортна я засте ж к а с якорями, голов но й убо р п о мо тива м бескоз ы р к и соединялис ь с уродливо й драпировко й н а в ы соко м тур н ю ре, ю бко й с м елки м и плиссиро ванн ым и оборкам и (рис. 125).


В ж енско м до м а ш не м плать е появляетс я ре ш е

ни е халат а с рукаво м кимон о (рис. 126).

В конц е век а боль ш о е влияни е н а оде ж д у оказ ы вае т развити е спорта. В м у ж ско м кост ю м е появля ю тс я коротки е бр ю к и тип а гольф, легки е куртки, цветны е руба ш ки, мя гка я ф етрова я ш ляпа. В ж енско м кост юм е создаетс я

новы й ассорти м ент: суконн ы е ш ироки е бр ю ки -

ю бк и и коротки е ж акет ы дл я езд ы н а вело сипед е (рис. 127). Н ов ы е кост юм ы характери зу ю тс я отсутствие м в ы чурн ы х линий, конструк тив нос ть ю и целесообразность ю.

Ш ироко е распространени е получае т ж енски й английски й кост ю м (блузка, ю бк а и ж акет) н е тольк о в сред е слу ж а щ и х ж ен щ и н ил и сту

денток, н о и в сред е богато й верху ш ки. Б ел ы е

крахмальн ы е м у ж ског о тип а воротнички, гал стуки, м ан ж ет ы укра ш а ю т визитн ы е платья, придава я и м подчеркнут о скро мный, строги й и делово й вид.

 

В 90- е год ы в ж енски й кост ю м проникае т влияни е заро ж да ющ егос я стил я мо дер н (с овре

м енн ый, новый). М одер н возни к ка к отрицани е

эклектиз м а бур ж уазног о искусств а и попытк а най т и в ы хо д и з создав ш егос я тупика.

О днак о в м ест е с бур ж уазн ы м эклектиз мо м но в ы й стил ь част о отрица л и худо ж ественн ы е дости ж ени я про ш лого. В кост юм е новы й стил ь проявилс я в претенциозных и в ы чурн ы х ф ор м ах, отразив ш и х чувственно е понимани е красо

т ы. П лать я имел и узки й ли ф с то нко й талией,

ю бк у кле ш, рукав, узки й вниз у с рас ш иренным, присборенны м окато м и укороченно й линие й плеча, в ы соки й закр ы т ы й воротник. Н ова я ф орм а корсет а придавал а фи гур е 8-образн ы й изгиб: груд ь поднята, тали я туг о стянута, жи во т упло щ ен, лини я спин ы о т тали и имее т резки й проги б почт и по д прямы м угло м. В с е конструктивн ы е и декоративн ы е лини и так ж е повторял и это т изги б (рис. 128).


И скусственн ы й изги б фи гур ы н е ра з исполь зовалс я в различн ы е эпох и дл я создани я изо щ ренной, в ы чурно й ф орм ы, соответству ющ е й совре м енно м у представлени ю о красоте, на приме р 8-образн ы й силуэ т в готическо м ко ст юм е. О днако, пожалуй, н и одн а эпох а н е предложил а ф орм ы, боле е противореча щ е й свое й природе.

Головны е убор ы в конц е век а имел и в ы соку ю туль ю и м аленьки е поля. П о м ер е увеличени я в ы сот ы причесо к он и приобрета ю т ви д нако лок, укра ш енн ы х цветами, перьям и и малень ким и чучелами пти ц (см. рис. 128).

Н еобходи мым и дополнения м и б ы л и перчатки, м у ф т ы, су мки.

пряжками, бантами, розетками, н а в ы соко м
изогнуто м каблуке.      

 

О був ь изготовлял и разног о ассорти м ента: вы соки е ботинк и н а ш нуровк е ил и пуговицах, ту ф л и и з цветно й и черно й ко ж и и ш елк а с

 

КОНГТРУКТИВНОЕ. РЕ^ Т ЕН ИЕКОСТЮМГА

 

Н ачав ш еес я в X I X в. развити е м ассовог о про изводств а оде ж д ы обусловил о развити е тех ник и конструировани я оде ж д ы. С ло жн а я и трудое м ка я индивидуальна я подгонк а издели й п о фи гур е начинае т постепенн о в ы тес ня тьс я боле е ил и м ене е обоснованн ым и в ы кройками, в основ е котор ы х ле ж а т м ате м атически е расчет ы.

К онтур ы основн ы х детале й кроя, средни й ш о в спинки, лини я борт а полочк и о ф ормля ю тс я боле е прямыми, ровн ым и линия м и (рис. 129). Боко в ы е ш в ы утрачива ю т изогнутые в ы чурн ы е очертания, созда ющ и е сверхузки е объем ы кост юм а X V II I в. С хе м а построени я основ ы м у ж ског о с ю ртука, визитки, пальт о воспро изводи т сгла ж енн ы й конту р фи гур ы, близки й к е е естественн ы м очертаниям, обеспечивае т необходиму ю свобод у дви ж ения, удобств о

в носке, практичность. Э т и качеств а начина ю т в ы сок о ценитьс я в м у ж ско й оде ж д е X I X в.

П о лини и плеч а силуэ т сохраняе т плотно е облегание, чт о создаетс я боль ш и м скосо м пле чевог о ш в а и с м е щ ение м ег о н а спинку. Рука в становитс я ш ире, н о сохраняе т боль ш о й проги б переднег о срез а н а лини и локтя, благодар я чем у имее т изогнуту ю ф орму.

В ж енско й оде ж д е кро й остаетс я сло жны м с боль ш и м количество м конструктивн ы х и декоративн ы х линий, н о очертани я детале й так ж е становятс я боле е прямым и (рис. 130).

К а к в ж енских, та к и в м у ж ски х изделия х основно й остаетс я конструкци я с отрезн ы м бочком, котор ы й н а спинк е располо ж е н близк о к средне м у ш ву, н а полочк е — посередин е проймы. Э т о создае т м акси м ально е прилегани е издели я п о спинке, а вес ь припус к н а свобод у облегани я н о лини и груд и сосредоточиваетс я

в основно м н а полочке.


РАС П РОС Т РА Н Е НИ Е М ОД Ы

 

И сточнико м распространени я мо д ы по-прежне

м у оставалис ь ж урнал ы мо д.

О собо е м ест о сред и ни х за нима л «Ь а тойе», основанн ы й в 182 9 г. Эми ле м Ж ирарди. С тать и о мо д е носил и в не м об щ ественно- фи лосо ф ски й характер, разде л илл ю страци й ве л в ы да ющ ий

с я ф ранцузски й худо жни к П ол ь Гаварни.

О ригинальн ы е рисунк и мо деле й создава л в В енско м ж урнал е п о вопроса м искусства, лите ратур ы и театр а профессо р К оролевско й акаде ми и искусст в Ф ран ц Ш тебер.

В о второ й половин е X I X в. ж урнал ы мо д начи на ю т специализироваться, снаб ж атьс я вы крой ками, дават ь практически е совет ы п о ш ить ю, раскро ю, вязань ю, в ыши вке. У совер ш енство вани е тех ник и печатани я дае т воз можно ст ь печатат ь ж урнал ы боль ш им и тира ж а ми, чт о делае т и х м ассов ым и и боле е доступн ыми. Х аракте р рисунк а м еняется. Э т о у ж е н е пр о - ста я копи я мо дели, а сознательно е в ы явлени е мо дн ы х акценто в (изгиб а силуэта, покаты х плеч, то нко й тали и и т. д.).

П оявля ю тс я первы е ф отогра фи и мо делей.

В а жны м источнико м создани я и распростране ни я мо д ы явля ю тс я театр, популярные актер ы, чь я тала н тлива я игр а в ы з ы вае т стре м лени е подражат ь и и х вне ш нем у облику. К ром е того, теат р б ы л в X I X в. центро м культурно й жи з ни, и светско е об щ еств о именн о здес ь з накомилос ь с о все м и новинкам и мо д ы.

 

Н ачина я с 70- х годо в в о Ф ранци и созда ю тс я первы е Д ом а мо деле й прославленных француз ски х кут ю рь е (м астеро в в ы с ш ег о класса).

П о иде е одног о и з те х м астеро в — придвор но г о портног о Вор т а устраива ю тс я периодиче ски е в ы ставк и н а м анекена х и де мон страци и мо д н а м анекен щ ицах. П осе щ ени е эти х демон страци й становитс я правило м хоро ш ег о то н а в об щ естве.

Н а м е ж дународно й в ы ставк е в 190 0 г. демон стриру ю тс я мо дел и в ы да ющ ихс я мо дельеро в век а Д усе, П акена, Руфа, Вор та, П ату, Л елон - га, Б аль м ена, котор ы е явилис ь основателями династи й худо жни ко в кост юм а, су щ еству ющ и х и в на ш и дни.

 

 

 

129 13 0


Г л а в а 6

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.