КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Диагностика качества обучения взрослыхДиагностика качества обучения — ключевой элемент системы обучения, определяющий точность реализации цели. Сложность заключается в новизне проблемы для взрослой аудитории. Диагностика — особый вид деятельности по установлению и изучению признаков, характеризующих состояние и результаты познавательно-воспитательного процесса, позволяющих их прогнозировать, а также корректировать качество обучения и процесс подготовки. Она пронизывает все элементы образовательного процесса. Диагностическая процедура многоаспектна, так как объектом диагностики выступают стажеры, преподаватели, условия и процесс обучения, деятельность всего образовательного учреждения. В отношении обучающихся устанавливается степень достижения целей обучения, проверяется уровень сформированности знаний и умений (в том числе умений решать проблемы, выполнять практические задачи) и уровень развития (хотя бы частично), выявляются сформированные личностные качества (что весьма сложно). В отношении преподавателя диагностика качества обучения позволяет установить успешность и эффективность его работы, стимулировать профессиональный рост. Диагностика качества обучения — это совокупность методов идентификации признаков, характеризующих соответствие фактического уровня образования и подготовки выпускников предъявляемым требованиям (например, образовательным стандартам по данной программе, предмету). Дидактическая диагностика определяет уровень обученности, некоторых сторон развития и воспитанности. Анализ полученных данных позволяет корректировать процесс обучения и сделать заключение о возможности продвижения стажеров на следующие ступени обучения и об эффективности работы преподавателя и образовательного учреждения. Принципы диагностики и контроля обученности (успеваемости): — объективность — предполагает научную обоснованность содержания тестов (заданий, вопросов), диагностических процедур, ровное отношение преподавателя ко всем обучающимся, адекватные критерии оценки; — систематичность — реализуется на всех этапах, предполагает регулярность, полный охват всего объема материала, комплексность форм, методов и средств контроля; — наглядность — предполагает гласность критериев, хода и содержания диагностики, открытость испытаний, единые критерии для всех, сопоставимый рейтинг каждого обучающегося, сообщение мотивированной оценки. Достаточно условно методы оценивания группируют как диагностические, прогностические и контролирующие. Диагностические методы определяют исходные характеристики явления, реальное положение дел. Прогностические методы соотносят желаемый (оптимальный) результат и степень его достижения. Это служит основанием для разработки программ деятельности. Контролирующие методы на основе выработанных способов измерения (как правило, «балльных») устанавливают соответствие оцениваемого явления норме, констатируют степень отклонения или приближения к норме. Неформальная функция контроля заключается в конструктивной критике. Разделение методов контроля не означает приоритет одних и отказ от других, наоборот, они должны быть взаимосвязаны. Специфичность процесса оценивания в андрагогике заключается в негативном отношении взрослых к выставлению оценки. Для них важна ее максимальная объективность, не зависящая от предпочтений преподавателя. Проблема частично решается привлечением стажеров к оценке результатов обучения. Это помогает к тому же выявить новые учебные потребности, оценить эффективность программы обучения. Стажер стремится к самореализации, самостоятельности, самоуправлению и осознает себя таковым. Поэтому в обучении взрослых основной упор следует делать не столько на оценивание, сколько на самооценивание. Существуют различные подходы к анализу качества усвоения знаний, умений и навыков обучающихся. Представляется интересным уровневый, поэлементный анализ и собственно качественный подходы. При уровнёвом подходе качество усвоения знаний, умений и навыков определяется способностью к деятельности репродуктивного, продуктивного и творческого (исследовательского) характера. Данный подход в большей степени демонстрирует личностные особенности усвоения знаний обучающимися, чем их продвижение в логике научного познания. Поэлементный анализ устанавливает количественное соответствие знаний обучающихся научному познанию действительности — числу используемых фактов, явлений, признаков, правил и способов их применения. Детальное изучение структуры научного знания придает этому подходу объективный характер. Собственно качественный подход к анализу усвоения знаний, умений и навыков обучающихся осуществляется в двух направлениях: 1) учет и описание качества отдельных сторон целостного знания стажеров (например, полноты, обобщенности, систематичности, прочности, действенности и т.д.); 2) рассмотрение качества знаний как интегрального показателя усвоения содержания обучения, как основного результата учебной деятельности. Оба направления дополняют друг друга и имеют право на реализацию в обучении взрослых. Проверка и оценка знаний и умений проводится в ходе занятий (текущая) и в конце периода обучения (периодическая, годовая, итоговая). Рассмотрим наиболее часто используемые в обучении взрослых методы проверки знаний, умений и навыков. Наблюдение — систематический сбор данных, позволяющих сделать заключение об уровне знаний и развитии стажера. Результаты предпочтительно регулярно фиксировать (не в официальных документах) и учитывать при работе и общей оценке обучающегося. Субъективность метода препятствует широкому его применению во взрослой аудитории и требует специальных усилий по преодолению субъективности. Устный контроль — строится на системе вопросов, нацеленных на выявление качества и полноты усвоенного. Проводится на занятиях, экзаменах, во время зачетов. Формы устного контроля на занятиях — индивидуальный, групповой, фронтальный, комбинированный; на экзаменах и во время зачетов — индивидуальный. Осуществляется с использованием разнообразных техник опроса: карточек, игр, технических средств, компьютеров. Контрольные работы — письменная или практическая форма проверки и оценки знаний, умений и навыков обучающихся. Контрольная работа выявляет уровень осмысления и усвоения пройденного материала. О ее проведении надо заблаговременно предупреждать обучающихся (за одну - две недели). Задачи проведения работы: охватить основные положения изученного материала, включить вопросы на сообразительность, проявление творческих качеств, обеспечить самостоятельное выполнение заданий (без подсказок и списывания), тщательно проверить и объективно оценить ответы. Проводить контрольные работы рекомендуется в начале недели и учебного дня. Для рационализации затрат времени и усилий возможно применение программированных форм опроса. Дидактический тест (тест достижений) — устанавливает степень усвоения материала с помощью набора одинаковых для всех заданий. Тестом измеряют интеллектуальное развитие, общие умственные способности, специальные способности, обученность, отдельные качества (черты) личности (память, мышление, характер и др.). Обычно тест включает «эталон» — образец правильно выполненного задания. Преимущества тестов очевидны — это простота, доступность, непосредственная фиксация результатов, возможность индивидуального и группового контроля, удобство математической обработки, ускорение процедуры в результате автоматизации проверки ответов, наличие установленных критериев и др. Особенно ценны для взрослых объективность и возможность самотестирования. Тестирование может быть проведено в устной или письменной форме, но основано оно должно быть на определенном виде задания и ограничено по времени выполнения. Результаты тестов оперативно предоставляют информацию о качестве сформированных знаний, умений обучающихся, о пробелах, которые необходимо устранить, о готовности к восприятию нового материала. Кроме того, тесты позволяют выявить цели дальнейшей учебной деятельности и способы ее организации. Автоматизированные формы контроля несколько снижают качество проверки. Тестовые методики контроля не могут быть на сегодняшний день признаны исчерпывающими, исключающими необходимость наблюдения и систематического изучения обучающегося. Эффективность тестов зависит от сочетания с другими методами диагностики (комплексности применения), соответствия целям обучения, образования и развития. Тестовый (стандартизированный) и традиционный контроль должны не исключать, а дополнять друг друга. Составление тестов достижений требует специальной подготовки и совместной работы преподавателя и специалиста по тестам. При составлении тестовых заданий следует придерживаться основных правил: —ответы не должны включать такие варианты, неверность которых в данный момент не может быть осознана обучающимся; —неправильные ответы должны создаваться на основе типичных ошибок и казаться правдоподобными; —правильные ответы должны располагаться в случайном порядке; —вопросы не должны повторять формулировки учебника; —ответы на одни вопросы не должны служить подсказками для ответов на другие; —вопросы не должны содержать ловушек; —грамматическое согласование вопросов и ответов не должно служить «подсказкой»; —необходимо избегать вопросов, начинающихся словами «все», «всегда», «никогда», «иногда», «обычно»; —ответы по возможности должны быть краткими; —вопросы должны отражать наиболее существенный материал темы. В обучении взрослых используют различные типы тестов. В тесте-напоминании задание представлено в виде прямого простого вопроса. Обучающийся должен выбрать однозначный, единственно правильный ответ. Модификацией этого теста является тест на различие с иллюстрациями. В тестах с пробелами (дополнениями), тестах-подстановках задание дается в виде формулировки предложения, абзаца с пробелом, который заполняет обучающийся. В тесте расположения по порядку предлагается ранжировать какое-либо число явлений, величин определенным порядком (увеличения, уменьшения). В тесте дифференциации формулируется несколько вопросов по одному и тому же факту (явлению, определению). Обучающийся против каждого ставит единственно правильный ответ: «да» или «нет». Конструктивные тесты содержат вопросы, задания, ответы на которые обучающиеся конструируют (составляют) самостоятельно. Результаты тестирования оцениваются разными способами. Например, стажер должен набрать определенное число баллов за правильные ответы, о котором он уведомлен заданием. Применяется и коэффициент усвоения знаний (умений): К = n: N, где n — число правильных ответов; N — число неправильных ответов. Если К > 0,7, то тест считается выполненным успешно, знания и умения усвоены. Результаты учебной деятельности достоверны, если тесты содержат достаточное число вопросов (заданий), а коэффициент усвоения определяется отдельно для тестов 1-го и 2-го уровней усвоения. Программированный контроль (альтернативный метод, метод выбора) — обучающемуся предлагается из ряда ответов выбрать правильный. Слабость данного метода в возможности контроля не всего объема, а лишь отдельных фрагментов учебного материала. Практическая работа проводится с целью ревизии, во-первых, практических умений, навыков, во-вторых, способности применять знания на практике. Это могут быть опыты, эксперименты, решение задач, составление схем, карт, чертежей, изготовление приборов и пр. Метод актуален при обучении взрослых, так как ориентирует на применение знаний. Оценка — словесная характеристика или числовое, знаковое выражение результатов проверки качества обучения. Роль оценивания при обучении меняется. Если раньше оно ограничивалось контролем хода обучения, то теперь оценка констатирует уровень обученное™, стимулирует и мотивирует учение, влияет на развитие личности. Она также активизирует самооценивание и самоконтроль. Оценка позволяет зафиксировать результат. Не менее важно то, что она способна стимулировать либо тормозить деятельность. Восприятие личностью оценки зависит от формы ее «предъявления», а также от жизненного опыта и компетентности, репутации оценивающего. Любую оценку взрослый человек воспринимает как оценку своей способности к обучению. Это болезненно для сформировавшейся личности, поскольку расшатывает сложившееся представление о себе, о завоеванном жизненном статусе. Именно с неизбежностью оценивания чаще всего связано нежелание взрослых учиться. Оценивание результатов учебного труда взрослого человека должно отличаться объективностью и некомпрометирующим характером. Система оценивания учебной деятельности остается несовершенной. Отсутствуют объективные критерии успешности учебного труда, шкала оценок слишком жесткая, укрупненная. Кроме того, часто в оценивании отсутствует позитив (акцент на достижения, накопленный потенциал) и больше внимания обращается на упущения, недостатки. «Школярский» имидж пятибалльной шкалы привел к отказу от нее в пользу еще более упрощенного «зачет — незачет», «удовлетворительно — неудовлетворительно». Так, при обучении взрослых чаще всего оценивается учебный процесс, а не деятельность преподавателя. В качестве примера ниже приведены показатели оценки знаний и умений учащихся по теоретическим предметам профессионально-технического цикла. Таблица 6.6
Обучение самоконтролю воспитывает, поскольку формирует непримиримое отношение к недостаткам, самодисциплину, чувство долга, ответственность. Самоконтроль позволяет регулировать и рационализировать деятельность, предполагает анализ не только выполненных, но и запланированных действий. Самоконтроль может быть предварительным, текущим и проверочным, который констатирует и корректирует деятельность. Он начинается со сбора информации и обусловлен наличием умений наблюдать, анализировать и обобщать данные, характеризующие процесс или результат деятельности (в том числе и познавательной). Наблюдательность можно и нужно развивать с помощью специальных упражнений (по разработке плана самонаблюдений, сравнению наблюдаемого с ранее происходящим, выделению основных ориентиров для самонаблюдения, составлению отчета о самонаблюдении). Самоотчет в устной или письменной форме играет важную роль, поскольку установка «на отчет» делает как наблюдение, так и контроль более действенными. Особенно важно при самоконтроле так называемое чувство времени, которое следует развивать и тренировать. Корректировка, как сопоставление достигнутого результата с поставленной целью, является важнейшим элементом самоконтроля. Развитию самоконтроля способствуют навыки сопоставления своей оценки с оценкой преподавателя. Благодаря систематической обратной связи преподаватель корректирует процесс усвоения, исправляет ошибки, неточности, расширяет границы прежнего опыта. У стажера в результате совместной с преподавателем оценочной деятельности начинают формироваться навыки собственного оценочного действия, развивается чувство самооценки. Необходимым условием для правильного развития самооценки является наличие объективных для нее критериев, которыми обучающийся мог бы воспользоваться: правильность и согласованность процессов, время, затраченное на планирование и выполнение, правильный выбор инструментов и техника их использования, аккуратность и качество выполняемой работы, соблюдение техники безопасности и т.п.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 3692; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |